«Железнодорожный транспорт»
11 2005 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2005 год

25 октября 2005 г. на Тверском вагоностроительном заводе прошло совещание по развитию транспортного машиностроения В октябре в Московском государственном университете путей сообщения прошла VI научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов»

Содержание и аннотация журнала

Указатели статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за предыдущие годы
 
№ 1 2005 год
 
 № 2 2005 год
 
№ 3 2005 год
 
№ 4 2005 год
 
№ 5 2005 год
 
№ 6 2005 год
 
7 2005 год
 
8 2005 год
 
9 2005 год
 
10 2005 год
 
11 2005 год
 
12 2005 год
 
Анонс № 1
2006 год
 

Реформа: второй этап

маркированный список Гапанович В.А.
О реформировании комплекса по ремонту и содержанию грузового подвижного состава стр. 2

Коротко о важном стр. 7

Приоритеты

маркированный список ОАО «РЖД» на формирующемся рынке электроэнергии. Интервью с директором «Энергосбыта» - филиала ОАО «РЖД» Е.Г.Горбуновым стр. 8

Пульс сети стр. 11

Трибуна начальника отделения

маркированный список Королев А.М.
На основе новых технологий и методов управления стр. 12

Станция

маркированный список Нестеренко П.Н.
Резервы увеличения грузооборота на припортовой станции стр. 17

Эксплуатационная работа

маркированный список Опыт внедрения и перспективы развития системы СИРИУС. По материалам сетевой школы в Нижнем Новгороде стр. 20-38

Вес поезда: ориентиры, проблемы, опыт

маркированный список Федотов А.А.
Оптимизация системы тягового электроснабжения тяжеловесного движения на основных направлениях стр. 40

Безопасность движения

маркированный список Волков А.Н.
Совершенствовать государственный контроль на транспорте стр. 45
 

На 1 стр. обложки фото
В.И.Сычева

Специальный проект

К 105-летию Омского государственного университета путей сообщения стр. 1-32

Информатизация и связь

маркированный список Интервью с президентом ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В. Липатовым
Интеграция для Транссиба
стр. 49
маркированный список Монин Б.С.
Для совершенствования бизнес-процессов отрасли. По материалам «Инфотранс-2005» стр. 51
маркированный список Ицкович Б.С.
«ТрансЖАТ-2005». Настрой на конкретные дела стр. 53

Технические средства

маркированный список Фредынский Д.Е.
«Путевые машины-2005». Репортаж с 11-ой Международной выставки-ярмарки в Калуге стр. 58
маркированный список Винник Л.В.
Колесная пара дифференциального вращения стр. 66

Экономика

маркированный список Чуприкова З.В., Вовк А.А.,
Кожевников Р.А.

Экономические предпосылки создания дочерних и зависимых обществ транспортной корпорации
стр. 67
маркированный список Лисица К.В.
Эффективность и особенности применения ситуационного центра в ОАО «РЖД» стр. 72

Из истории железных дорог

маркированный список Пашкова Т.Л.
Через полвека на Полярной дороге Салехард - Игарка. По материалам научной экспедиции стр. 75

На железных дорогах мира стр. 78

Реформа: второй этап


О реформировании комплекса по ремонту и содержанию грузового подвижного состава
Гапанович В.А.

В конце сентября на заседании Правления ОАО «РЖД» была рассмотрена и в целом одобрена концепция реформирования комплекса, обеспечивающего ремонт и содержание грузового подвижного состава. С основным докладом по этой важной, актуальной теме выступил вице-президент компании В.А.Гапанович. Предлагаем вниманию читателей журнальный вариант этого выступления.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и Концепцией корпоративного строительства компании ОАО «РЖД» разработана и распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2004 г. утверждена концепция реформирования организационно-функциональной структуры управления вагонным хозяйством на 2005-2006 гг. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Коротко о важном

Обзор наиболее значимых событий в отрасли. Подробнее...
 

Приоритеты


ОАО «РЖД» на формирующемся рынке электроэнергии. Интервью с директором «Энергосбыта» - филиала ОАО «РЖД» Е.Г.Горбуновым

ОАО «РЖД» на формирующемся рынке электроэнергии. Интервью с директором «Энергосбыта» - филиала ОАО «РЖД» Е.Г.ГорбуновымВ России 6 % потребления электроэнергии приходится на железнодорожный транспорт. На сети дорог насчитывается более 1,3 тыс. тяговых и почти 50 тыс. трансформаторных подстанций. В состав 166 дистанций электроснабжения входят 984 района контактной сети и 448 районов электроснабжения. Протяженность воздушных высоковольтных ЛЭП железных дорог составляет 124 тыс. км, кабельных - около 16 тыс. км.
С учетом масштабов железнодорожной энергетики в рамках Энергетической стратегии ОАО «РЖД» реализуется комплекс мер по оптимизации затрат на приобретение электроэнергии для нужд компании и увеличению доходных поступлений от ее продажи сторонним потребителям. О ходе этой работы, организации планирования контроля и потребления электроэнергии в условиях реформирования отечественной электроэнергии идет речь в интервью с директором «Энергосбыта» - филиала ОАО «РЖД» Е.Г.Горбуновым. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России. Подробнее...
 

Трибуна начальника отделения


На основе новых технологий и методов управления
Королев А.М.

На основе новых технологий и методов управления Королев А.М.Московско-Смоленское отделение - одно из крупнейших на Московском узле. Оно обеспечивает большой объем грузовых и пассажирских перевозок на Рижском, Киевском, Смоленском и Савеловском направлениях. Развернутая длина главных путей составляет более 2 тыс. км. В состав отделения входят 96 станций, четыре локомотивных и два вагонных депо, шесть дистанций пути, пять - электроснабжения и столько же СЦБ и связи, механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и ряд других предприятий. Коллектив отделения уверенно наращивает пассажиро- и грузооборот и повышает качество использования подвижного состава. В публикуемой статье рассказывается об опыте внедрения на отделении новых прогрессивных технологий, которые используются для оптимизации эксплуатационной работы.
Последние годы на Московско-Смоленском отделении значительно улучшены основные показатели качества работы и использования подвижного состава. Так, объем грузовых перевозок увеличился на 2,4%, пассажирских - на 4,4%, погрузка народнохозяйственных грузов возросла на 2,4%, выгрузка – на 1,4%. Средний состав грузового поезда вырос на 1,4%, а среднесуточный пробег локомотива - на 5,9%. Рост производительности труда составил 7,2%. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Станция


Резервы увеличения грузооборота на припортовой станции
Нестеренко П.Н.

Резервы увеличения грузооборота на припортовой станции Нестеренко П.Н.Портовые мощности Северо-Западного региона ориентированы на переработку экспортного грузопотока, основу которого составляют наливные грузы (нефть и нефтепродукты), металлы и уголь. Экспортная составляющая в среднем по региону превышает 90%. Генеральная схема развития Санкт-Петербургского транспортного узла предусматривает поэтапное увеличение грузооборота до 60 млн. т к 2010 г.
В настоящее время Санкт-Петербургский порт развивается как порт универсального типа. Через него переваливают металлы, контейнеры, нефтепродукты, уголь, руду, лесные и скоропортящиеся грузы. Портовый комплекс Санкт-Петербурга является наиболее привлекательным для вложения инвестиций. На его долю приходится более 35% грузопотока Северо-Западного региона. Эта доля в ближайшее время будет возрастать за счет развития портовых мощностей Высоцка, Выборга и Усть-Луги. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Эксплуатационная работа


Опыт внедрения и перспективы развития системы СИРИУС. По материалам сетевой школы в Нижнем Новгороде
По материалам сетевой школы в Нижнем Новгороде

Опыт внедрения и перспективы развития системы СИРИУС. По материалам сетевой школы в Нижнем Новгороде По материалам сетевой школы в Нижнем НовгородеОптимизация перевозочного процесса на российских железных дорогах требует новых подходов к организации эксплуатационной работы и внедрения экономических принципов управления на основе реализации возможностей новых технологий, базирующихся на сетевой интегрированной корпоративной информационно-управляющей системе. Пилотный проект такой системы - СИРИУС - разработан и впервые отработан на Горьковской железной дороге.
Анализу накопленного на сети железных дорог опыта внедрения системы и перспектив ее дальнейшего развития была посвящена проведенная ОАО «РЖД» в конце сентября 2005 г. на Горьковской железной дороге в Нижнем Новгороде сетевая школа. Подробнее…
 

Вес поезда: ориентиры, проблемы, опыт


Оптимизация системы тягового электроснабжения тяжеловесного движения на основных направлениях
Федотов А.А.

Оптимизация системы тягового электроснабжения тяжеловесного движения на основных направлениях Федотов А.А.Прошло почти два года с момента создания на основе Министерства путей сообщения Российской Федерации открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Завершен первый этап реформирования железнодорожного транспорта, разработана Стратегическая программа развития компании. Основная цель Стратегической программы - развитие ОАО «РЖД» как эффективной общенациональной транспортной компании, стимулирующей устойчивый рост экономики страны. Реализация Стратегической программы должна обеспечить решение задач структурной реформы на железнодорожном транспорте и оказать стимулирующее воздействие на ускорение экономического роста в стране. Подробнее…
 

Безопасность движения


Совершенствовать государственный контроль на транспорте
Волков А.Н.

Совершенствовать государственный контроль на транспорте Волков А.Н.В условиях проведения административной реформы изменилась система и структура федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Министерства транспорта Российской Федерации. Сегодня в его ведении действует Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), в состав которой одним из отраслевых блоков вошло Управление безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и пять Федеральных агентств по видам транспорта. Такая структура позволяет создать новые возможности для совершенствования управления транспортным комплексом и государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности. При этом Управление безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через созданные в семи федеральных округах Управления государственного железнодорожного надзора во взаимодействии со структурными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Разделение задач по контролю за обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ОАО «Российские железные дороги» проведено рационально, обоснованно и целенаправленно постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта». Четко разграничены функции между Ространснадзором, на который возложены государственный контроль и надзор за соблюдением действующего законодательства на железнодорожном транспорте, и ОАО «РЖД», которое осуществляет контроль за обеспечением безопасности движения на предприятиях, входящих в состав компании, что само по себе не допускает их двойственности и дублирования. Подробнее…
 

Специальный проект


К 105-летию Омского государственного университета путей сообщения

К 105-летию Омского государственного университета путей сообщенияОмский государственный университет путей сообщения - один из ведущих вузов железнодорожного транспорта России, находящийся в ведении Федерального агенства железнодорожного транспорта. Университет обеспечивает высококачественную подготовку бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, аспирантов и докторантов.
Вуз обладает высоким научно-педагогическим потенциалом, располагает мощной и самой современной материально-технической базой, богатым библиотечным комплексом. Инновационные разработки ученых университета успешно используются на железных дорогах страны. Подробнее…
 

Информатизация и связь


Интеграция для Транссиба
Интервью с президентом ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В. Липатовым

Интеграция для Транссиба Интервью с президентом ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В. Липатовым27-28 октября в Сеуле делегация ОАО «РЖД» во главе с президентом компании - председателем Координационного совета В.И.Якуниным приняла участие в работе XIV заседания Международного координационного совета по Транссибирским перевозкам (КСТСП). На заседании КСТСП были рассмотрены основные проблемы привлечения дополнительных объемов грузов на Транссибирскую магистраль на основе повышения конкурентоспособности перевозок.
На заседании выступил президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В.ЛИПАТОВ, рассказавший о возможностях компании в сфере информационного обеспечения важнейшего международного транспортного коридора. Редакция попросила С.В.ЛипатовА ответить на ряд вопросов, касающихся этой актуальной темы. Подробнее…
 


Для совершенствования бизнес-процессов отрасли. По материалам «Инфотранс-2005»
Монин Б.С.

Для совершенствования бизнес-процессов отрасли. По материалам «Инфотранс-2005» Монин Б.С.В начале октября специалисты по информационным технологиям и связисты отрасли собрались в Санкт-Петербурге на юбилейную, десятую международную научно-практическую конференцию «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс-2005»). Проведенная впервые 10 лет назад как вузовское мероприятие Петербургского государственного университета путей сообщения, она быстро стала форумом отраслевого значения.
И в этом году, несмотря на то, что ПГУПС формально уже не принадлежит ОАО «РЖД», компания выступила одним из организаторов конференции. Для участия в ее работе собрались руководители и специалисты хозяйства связи и вычислительной техники железных дорог, представители фирм - поставщиков систем, решений и оборудования, ученые, преподаватели железнодорожных вузов. Подробнее…
 


«ТрансЖАТ-2005». Настрой на конкретные дела
Ицкович Б.С.

«ТрансЖАТ-2005». Настрой на конкретные дела Ицкович Б.С.В прошлом году в Петербурге прошла первая международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» («ТрансЖАТ»). Ее организаторами выступили ОАО «РЖД», Департамент автоматики и телемеханики, а также по месту проведения - Октябрьская железная дорога и Петербургский государственный университет путей сообщения. Конференция прошла по-деловому, ее участники обсудили актуальные проблемы и приняли конкретные рекомендации. Форум доказал свою необходимость и жизнеспособность, и осенью текущего года состоялась вторая конференция - «ТрансЖАТ-2005».
На этот раз она прошла в Сочи, и вся тяжесть организационной работы пала на Северо-Кавказскую железную дорогу и Ростовский государственный университет путей сообщения. Это, кстати, и дальновидная, и прагматическая политика прежде руководства МПС, а теперь ОАО «Российские железные дороги» - проводить подобные мероприятия на базе отраслевых вузов. К их подготовке широко привлекаются студенты, и на их глазах и при их участии, можно сказать, делается политика в области новой техники и разрабатывается идеология развития хозяйства. Подробнее…

По окончании работы конференции начальник Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» В.М.Кайнов дал интервью корреспонденту журнала.
 

Технические средства


«Путевые машины-2005». Репортаж с 11-ой Международной выставки-ярмарки в Калуге
Фредынский Д.Е.

«Путевые машины-2005». Репортаж с 11-ой Международной выставки-ярмарки в Калуге Фредынский Д.Е.14-15 сентября в Калуге прошла 11-я Международная выставка-ярмарка «Путевые машины - 2005». В ее обширной и разнообразной экспозиции были представлены самые совершенные на сегодняшний день образцы путевой техники и ресурсосберегающие технологии. В павильонах и на территории Калужского завода «Ремпутьмаш» более 100 отечественных и зарубежных фирм продемонстрировали высопроизводительные комплексы для ремонта и обслуживания железнодорожных путей, широкую гамму путевого инструмента и дефектоскопных средств, прогрессивные технологические процессы машинизированного содержания пути, позволяющие сократить издержки и повысить качество его ремонта. Более 500 участников выставки и гостей из России, СНГ и стран дальнего зарубежья имели возможность напрямую общаться, участвовать в творческих диалогах, обмениваться мнениями. А такие контакты очень продуктивны для специалистов. В работе выставки приняли участие руководители путевого хозяйства всех дорог сети, ее посетили после ассамблеи в Ростове-на-Дону начальники железных дорог, члены Правления компании ОАО «РЖД» во главе с первым вице-президентом компании В.Н.Морозовым. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Колесная пара дифференциального вращения
Винник Л.В.

Колесная пара дифференциального вращения Винник Л.В.Традиционные колесные пары с жесткой горячей посадкой бандажей на центры, обладая самоцентрированием в колее, вызывают значительный износ колес и рельсов, связанный с относительным скольжением точек контакта. В последнее время исследователи и разработчики стали уделять большое внимание управлению уровнем относительного скольжения в зоне контакта колеса с рельсом, создавая различные угловые скорости вращения обода колеса по отношению к колесному центру.
Специалистами завода по ремонту электроподвижного состава («ЗРЭПС») Московского метрополитена предложена принципиально новая конструкция колесной пары, конструктивной особенностью которой является то, что обод колеса устанавливается на колесном центре с возможностью вращения, а установка колесного центра на оси колесной пары производится так же, как на серийной колесной паре. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Экономика


Экономические предпосылки создания дочерних и зависимых обществ транспортной корпорации
Чуприкова З.В., Вовк А.А., Кожевников Р.А.

Формирование рыночных отношений в процессе реформирования железнодорожного транспорта обусловливает необходимость повышения эффективности деятельности всех звеньев отрасли на основе совершенствования механизма управления филиалами и структурными подразделениями. Принятые решения о реструктуризации железнодорожного транспорта и порядок их реализации предусматривают разделение функций государственного руководства и хозяйственного ведения, изменение форм собственности, вывод из структуры отрасли и акционирование структурных подразделений ОАО «РЖД», которые непосредственно не связаны с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ, путем формирования дочерних и зависимых обществ. Это позволит повысить общую конкурентоспособность и эффективность управления капиталом, а также привлечь дополнительную клиентуру и внешних инвесторов.
Однако при этом ограничиваются возможности непосредственного централизованного воздействия на результаты хозяйственной деятельности, что объективно усиливает роль экономических методов управления на уровне дочерних и зависимых обществ (ДЗО). Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


Эффективность и особенности применения ситуационного центра в ОАО «РЖД»
Лисица К.В.

Научный информационно-аналитический центр является разработчиком Ситуационного центра (СЦ), который на протяжении нескольких лет функционирует в ОАО «РЖД». Разработка проектной документации началась в 1999 г. В 2000 г. были создана инфраструктура и прототип СЦ, доработана методология, создан программно-технический комплекс. Опытная эксплуатация и отработка технологий принятия решений были осуществлены в 2001 г. В 2002 г. состоялось введение СЦ в постоянную (промышленную) эксплуатацию в МПС России.
Ситуационный центр предназначен для мониторинга и анализа состояния отрасли и ее внешней среды: выявления неблагоприятных изменений; оценки рисков и последствий; поддержки принятия оперативных и неоперативных решений; формирования оперативных и неоперативных докладов. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 

Из истории железных дорог


Через полвека на Полярной дороге Салехард - Игарка. По материалам научной экспедиции
Пашкова Т.Л.

Через полвека на Полярной дороге Салехард - Игарка. По материалам научной экспедиции Пашкова Т.Л.С 25 июня по 16 июля с.г. по одному из участков маршрута Полярной железной дороги (Тюмень – Красноселькуп – Таз - Туруханск - Янов Стан - Ермаково-Красноярск) прошла научная экспедиция, целью которой был сбор материала об истории дороги и ее состоянии в настоящий период. В работе экспедиции приняли участие ученые, аспиранты и студенты Московского университета путей сообщения (МИИТа), журналисты газет «Уральская магистраль» и «Красноярский рабочий», работники Свердловской и Красноярской дорог. Эта плановая работа продолжается уже два года, были исследованы архивные материалы, проведены беседы с участниками строительства.
Эту дорогу называют по-разному - Северная, Приполярная, Полярная, Печорская. Но, так или иначе, идея создания на севере России Великого северного пути появилась уже в конце XIX века. А первый проект магистрали по направлению Индигирская бухта - Салехард - Туруханск - Якутск - Охотск был предложен в 1907 г. Надо сказать, что идея строительства железной дороги с перспективой дальнейшего выхода к Берингову проливу и возможностью соединения с Аляской витала в умах еще в годы правления Александра II. Тогда американские коммерсанты испросили у государя разрешения строить железную дорогу от Нижнего Новгорода до Якутска с перспективой выхода на Аляску. Правда, за такую работу они просили отдать им в собственное пользование весь участок дороги на 90 лет. Царь отказал. Но идея прокладки трансконтинентальной железнодорожной магистрали осталась и периодически привлекала внимание специалистов. Полностью статья доступна только в полиграфической версии журнала. Подробно о способах заказа…
 


На железных дорогах мира

Обзор событий на зарубежных железных дорогах. Подробнее...
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz