«Железнодорожный транспорт»
№ 5 2005 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 5, 2005 год

4 мая в Москве делегация железнодорожников - ветеранов войны возложила венки и живые цветы к могиле Неизвестного солдата Торжественное заседание, посвященное 100-летию профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

Содержание и аннотация Номера

Указатели статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за предыдущие годы
 
№ 1 2005 год
 
 № 2 2005 год
 
№ 3 2005 год
 
№ 4 2005 год
 
№ 5 2005 год
 
№ 6 2005 год
 
7 2005 год
 
8 2005 год
 
9 2005 год
 
10 2005 год
 
11 2005 год
 
12 2005 год
 
Анонс № 1
2006 год
 

Событие

маркированный список Международная Ганноверская выставка-ярмарка
стр. 2

Пассажирский комплекс

маркированный список В Правлении ОАО «Российские железные дороги» Готовность к летним перевозкам
стр. 4

Пульс сети стр. 6

маркированный список Уникальный вокзал в Самаре
стр. 7

Трибуна начальника отделения

маркированный список Рейнгардт В.Г.
Развивая взаимовыгодные связи
стр. 11

Коротко о важном стр. 15

Станция

маркированный список Васильев В.И.
Решая главную задачу
стр. 16

Эксплуатационная работа

Вес поезда. Ориентиры, проблемы, опыт

маркированный список Капустин Н.И.
Эксплуатация грузовых локомотивов на укрупненных полигонах
стр. 20
маркированный список Бакланов А.А., Шантаренко С.Г.,
Швецов С.В.

Влияние веса поезда на техническое состояние электровозов
стр. 26
маркированный список Аветикян М.А., Тулякова Н.В.,
Файгенблат А.И.

Роль автоматизированных обучающих систем в обеспечении индивидуального подхода при организации технического обучения оперативного персонала хозяйства перевозок
стр. 29
маркированный список Транспортный форум в Москве
стр. 32

Информатизация и связь

маркированный список Ицкович Б.С.
На пути к созданию единого информационного ресурса
стр. 36

Технические средства

маркированный список Райков Г.В., Иванов И.А.,
Сендеров Г.К.,

Свердлов В.Б.,
Поздина Е.А., Власова И.В.,
Дмитриев И.В.

С учетом фактического состояния. О техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов
стр. 38
маркированный список Мугинштейн Л.А.,
Кучумов В.А., Назаров О.Н.
О выборе типа тягового электропривода электроподвижного состава
стр. 42
маркированный список Дергачев Э.П., Дергачев Э.Э.
Об установке поводков тележек пассажирских вагонов
стр. 49

Экономика

маркированный список Шеремет Н.М.
Технология мотивационного управления
стр. 51
маркированный список Шкурина Л.В.,
Сеславина Л.А.
Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью. По материалам конференции в РГОТУПСе
стр. 55

Социальная политика

маркированный список Тимошин А.А.
Подготовка и повышение квалификации кадров массовых профессий
стр. 58
маркированный список Бородина Н.Д.
С заботой о здоровье работников компании
стр. 61

Из истории железных дорог

маркированный список Касаткин Г.С.
Юбилей московского метро
стр. 67
маркированный список Сотников Е.А.
История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта (1800-2100 годы)
стр. 72

На железных дорогах мира стр. 78

Событие


Международная Ганноверская выставка-ярмарка

В середине апреля в Германии прошла ежегодная Международная Ганноверская выставка-ярмарка, заслуженно считающаяся крупнейшим в мире смотром научно-технических достижений в различных отраслях. Впервые в истории Россия принимала в ней участие в качестве страны-партнера, что позволило наиболее полно и широко представить в национальной экспозиции научный и производственный потенциал российской экономики, всесторонне и предметно обсудить перспективы развития международного сотрудничества.
В торжественном открытии выставки приняли участие Канцлер Германии Герхард Шредер и Президент Российской Федерации В.В.Путин. Руководители двух стран посетили стенды ведущих российских компаний, предприятий и научно-производственных объединений, в том числе экспозицию ОАО «Российские железные дороги», ставшую одной из лучших и интересных в Ганновере. Президент ОАО «РЖД» Г.М.Фадеев, представляя приоритетные проекты, над которыми работает компания, подробно информировал руководителей двух стран о набирающем силу совместном проекте ОАО «РЖД» и компании «Сименс» по созданию высокоскоростного поезда для железных дорог России. Подробнее…
 

Пассажирский комплекс


В Правлении ОАО «Российские железные дороги» Готовность к летним перевозкам

В конце апреля состоялось заседание Правления ОАО «РЖД», на котором была всесторонне проанализирована готовность пассажирского комплекса, всех причастных служб компании к летним пассажирским перевозкам.
Открывая заседание, президент ОАО «РЖД» Г.М.Фадеев отметил традиционную для железнодорожников особую значимость и ответственность вынесенной на обсуждение Правления темы. Закономерно пристальное внимание и чувствительность к ней со стороны общества, так как в настоящее время компания перевозит более 1млрд. пассажиров в год, и объемы перевозок и в дальнем, и в пригородном сообщениях продолжают увеличиваться. Подчеркнув, что при организации пассажирских перевозок важно все и мелочей нет, Г.М.Фадеев, тем не менее, выделил три аспекта, о которых сегодня нужно думать в первую очередь и с учетом которых следует строить работу и оценивать ее результаты. Это обеспечение безопасности движения, экономическая эффективность и выполнение графика движения поездов. Подробнее…
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на дорогах сети. Подробнее...
 


Уникальный вокзал в Самаре

Что такое вокзал? Лицо железной дороги, место, куда впервые приходит пассажир, откуда он начинает свое путешествие и куда приезжает, закончив поездку. Въездные ворота города, его фасад, по которому путешественник составляет первое впечатление о новом месте своего пребывания.
Может быть, именно поэтому до сих пор вызывают почтение старинные вокзальные (да и не только вокзальные - как красивы и технологичны, скажем, старые паровозные депо из добротного красного кирпича) строения даже в небольших городах. Что уж тогда говорить о городах губернских и столичных. Там над железнодорожными постройками нередко трудились признанные мастера. Подробнее...
 

Трибуна начальника отделения


Развивая взаимовыгодные связи
Рейнгардт В.Г.

Кузбасское отделение Западно-Сибирской дороги - одно из крупнейших погрузочных отделений на сети. Оно обеспечивает около 17% общесетевой погрузки и более 60% общесетевого отправления каменного угля. В последние годы 25-тысячный коллектив отделения уверенно увеличивает объемы погрузки и отправления грузов и повышает качество использования подвижного состава. Об успехах коллектива свидетельствует его победа в отраслевом соревновании по итогам работы за 2004 г. В предлагаемой вниманию читателей статье рассказывается об опыте работы кузбасских железнодорожников и решаемых ими задачах. Подробнее...
 


Коротко о важном

В рубрике дается краткое описание важнейших событий прошедшего месяца на магистралях содружества. Подробнее...
 

Станция


Решая главную задачу
Васильев В.И.

Сортировочная станция Входная расположена на одном из важнейших участков Транссибирской магистрали и дает начало Среднесибирскому ходу. Свое развитие она получила в период освоения целинных земель, когда в 1957 г. было принято решение о строительстве Среднесибирского хода Алтайская - Карасук - Иртышская - Кокчетав и далее с выходом на Южный Урал.
Строительство станции началось в 1958 г. одновременно с укладкой железнодорожной линии от Омска до Иртышской. Первоначально она называлась Приветное по одноименному населенному пункту. В 1960 г. станция была сдана в эксплуатацию как промежуточная станция пятого класса. В 1961 г. после объединения Омской и Томской железных дорог в Западно-Сибирскую станция получила название Входная. Подробнее...
 

Эксплуатационная работа


Вес поезда. Ориентиры, проблемы, опыт


Эксплуатация грузовых локомотивов на укрупненных полигонах
Капустин Н.И.

Изменение структуры грузо- и вагонопотоков на российских железных дорогах, повышение требований к эффективности перевозочного процесса вызвали к жизни новые подходы к организации тягового обслуживания поездной работы. Система эксплуатации локомотивов должна работать на надежное и стабильное обеспечение доставки грузов, учитывать растущую транзитность вагонопотоков и необходимость пропуска поездов с минимумом технических операций, в том числе переломов веса и длины составов. Как показывает опыт работы железных дорог Восточного региона, перспективой дальнейшего совершенствования эксплуатационной работы сети является внедрение сквозных технологий перевозочного процесса в пределах полигонов нескольких дорог, увязанных между собой общей системой работы и единым парком локомотивов грузового движения. Подробнее...
 


Влияние веса поезда на техническое состояние электровозов
Бакланов А.А., Шантаренко С.Г., Швецов С.В.

Вес поезда является одним из важнейших показателей работы железнодорожного транспорта. С целью достижения наибольшей провозной способности железных дорог для каждого участка обычно устанавливают максимальный вес поезда, исходя из полного использования сцепления колес локомотива с рельсами. Из практики известно, что при чрезмерно большом весе поезда значительно возрастают износ пути и подвижного состава, особенно локомотивов, количество отказов технических средств, энергозатраты и т.п. Следовательно, при установлении максимального веса поезда необходимо учитывать различные ограничения, в том числе по температурному режиму тяговых двигателей локомотива.
Нагрев тяговых электродвигателей (ТЭД) электровоза зависит в основном от величины тока, времени и цикличности его протекания, которые, в свою очередь, определяются весом поезда, скоростью движения, геометрией пути, количеством остановок и ограничений скорости и т.п. Обмотки ТЭД являются термодинамической системой твердых тел (проводников и изоляторов), находящихся в контакте с воздушной средой. Температурные поля проводников формируются за счет источников тепловой энергии, порождаемых электрическим током, при постоянном теплообмене с окружающими объектами. Температурные поля изоляторов определяются только за счет теплообмена с окружающим воздухом. Подробнее...
 


Роль автоматизированных обучающих систем в обеспечении индивидуального подхода при организации технического обучения оперативного персонала хозяйства перевозок
Аветикян М.А., Тулякова Н.В., Файгенблат А.И.

Основные задачи железнодорожного транспорта - удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспече-
нии безопасности движения поездов - решаются при непосредственном участии оперативного персонала, от которого требуется постоянное внимание, способность воспринимать и удерживать в памяти большой объем информации, быстро принимать решения, сохранять самообладание и выдержку в аварийных и экстремальных ситуациях. Для этого оперативные работники должны обладать необходимым багажом знаний, практических навыков и умений, которые приобретаются при первичной подготовке в учебных заведениях, совершенствуются на технической учебе и курсах повышения квалификации, развиваются при занятиях на специализированных тренажерах.
Во второй половине 90-х годов на железнодорожном транспорте произошли большие структурные изменения - укрупнялись отделения железных дорог и участки диспетчерского управления, создавались дорожные центры управления перевозками, что привело к концентрации оперативных работников хозяйства перевозок в одном помещении: дорожных и поездных диспетчеров, локомотивных диспетчеров. Появились новые должности: дорожный диспетчер по району управления, дорожный диспетчер по направлению и др. В то же время существующие методы обучения не претерпели никаких изменений. Они основаны на проведении лекционных занятий с большими группами обучаемых. Подробнее...
 


Транспортный форум в Москве

В марте в Москве под патронажем Министерства транспорта России, ОАО «Российские железные дороги», Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федеральной таможенной службы прошла традиционная международная выставка и конференция по транспорту и логистике «ТрансРоссия-2005».
В юбилейной 10-й выставке приняли участие 350 компаний из более чем 20 стран. Помимо российских участников, экспонентами «ТрансРоссии-2005» стали компании из Белоруссии, Казахстана, Нидерландов, Польши, США, Украины, Франции, Швеции, Германии, Финляндии, стран Балтии, представленные национальными павильонами. Подробнее...
 

Информатизация и связь


На пути к созданию единого информационного ресурса
Ицкович Б.С.

Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» предусматривает совершенствование информационного обеспечения транспортной отрасли, в том числе функций государственного управления транспортом, информационного сопровождения перевозок, информационного обслуживания пользователей транспорта.
Это особенно важно в свете необходимости применения новой техники и логистических подходов, позволяющих повысить безопасность транспортного процесса, ускорить доставку пассажиров и грузов, сократить транспортные издержки на направлениях евроазиатских транспортных коридоров Север–Юг и Транссиб, панъевропейских транспортных коридоров.
Между тем уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики еще низок, что мешает освоению международных транспортных коридоров и интеграции в мировую коммуникационную систему. Еще не созданы полноценные логистические центры европейского уровня. Подробнее...
 

Технические средства


С учетом фактического состояния. О техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов
Райков Г.В., Иванов И.А., Сендеров Г.К., Свердлов В.Б.,
Поздина Е.А., Власова И.В., Дмитриев И.В.

Потеря вагоном работоспособности и потребительских свойств в межремонтный период - неотвратимый процесс, который зависит от внешних разрушающих факторов. Основные из них: интенсивность использования и фактически выполненный объем работ в процессе эксплуатации, уровень обеспечения сохранности вагона при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых операций, качество выполненного планового ремонта или изготовления перед вводом в эксплуатацию. Воздействие данных факторов на каждый грузовой вагон индивидуально. Чем старше вагон, жестче условия эксплуатации и ниже уровень сохранности, тем быстрее протекает процесс физического износа.
По критерию структурной составляющей годности и ее изменению во времени грузовой вагон относится к пятой категории сложности машин, работоспособное состояние которых поддерживается только при условии проведения периодического технического обслуживания и ремонта неконструктивных и конструктивных узлов по строго регламентированной системе. Однако ни одна система технического обслуживания и ремонта, какой бы эффективной она не была, не в состоянии обеспечить адекватную работоспособность всех вагонов рабочего парка, но призвана значительно сократить последствия воздействий внешних разрушающих факторов и тем самым обеспечить работоспособное состояние вагона в межремонтный период. Подробнее...
 


О выборе типа тягового электропривода электроподвижного состава
Мугинштейн Л.А., Кучумов В.А., Назаров О.Н.

В настоящее время на железные дороги многих развитых стран мира поставляется электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями. Более 80% мирового рынка электроподвижного состава обеспечивают четыре крупных фирмы-поставщика: Bombardier, Siemens, Alstom и Hitachi. С их участием за последние годы было создано большое количество тягового подвижного состава для различных систем электрической тяги.
Для электроподвижного состава со скоростями движения более 180 км/ч практически безальтернативным является бесколлекторный тяговый привод. Мировой рекорд скорости на рельсах 515 км/ч установлен французским электропоездом TGV с бесколлекторными вентильными тяговыми двигателями. Подробнее...
 


Об установке поводков тележек пассажирских вагонов
Дергачев Э.П., Дергачев Э.Э.

Уже много лет ООО «Инновационно-внедренческое предприятие Э.Дергачева» (ИВП-ЭД) поставляет на железные дороги России опоры редукторов привода генератора от средней части оси колесной пары, универсальные амортизаторы подвески подвагонного генератора, поводки тележек пассажирских вагонов и другую продукцию. На все изделия имеются подробные инструкции по эксплуатации, учебные плакаты. Разработаны инструменты и приспособления для монтажа, демонтажа и обслуживания устройств.
Однако, как показывает авторский надзор за поставляемыми изделиями, далеко не всегда необходимая информация своевременно поступает к исполнителям. К примеру, в депо и на вагоноремонтных заводах редко используют устройства, специально созданные для упрощения, ускорения и повышения качества установки продольных поводков на тележку. С учетом ответственности этой операции и масштабов применения поводков конструкции ИВП-ЭД остановимся на этом более подробно. Подробнее...
 

Экономика


Технология мотивационного управления
Шеремет Н.М.

ОАО «РЖД» – крупнейшая транспортная корпорация, объединяющая более 2500 предприятий и имеющая многоуровневую распределенную систему управления. В этих условиях особую актуальность приобретает выработка общих, типовых рекомендаций по созданию системы корпоративного мотивационного управления.
С этой целью предлагается технология мотивационного управления, под которой понимается порядок взаимодействия функциональных модулей, каждый из которых отвечает за выполнение комплекса взаимосвязанных управленческих процедур, обеспечивающих решение конкретной задачи управления. Подробнее...
 


Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью. По материалам конференции в РГОТУПСе
Шкурина Л.В., Сеславина Л.А.

28-29 марта в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения (РГОТУПС) состоялась вторая конференция молодых ученых, специалистов и студентов «Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью на железнодорожном транспорте». Основная цель конференции - обсуждение вопросов функционирования отрасли в условиях корпоративных преобразований. В ее работе приняли участие руководители ОАО «РЖД» и его филиалов, транспортных вузов, а также аспиранты и студенты экономических и финансовых специальностей. Работа конференции проходила на пленарном заседании и трех секциях: «Экономические проблемы железнодорожного транспорта в условиях корпоративного строительства», «Корпоративные финансы», «Математические и инструментальные методы в экономике».
Современные средства связи и информационные технологии позволили подключить к работе Воронежский и Нижегородские филиалы университета. В режиме видеоконференции молодые ученые и студенты, а также сотрудники Юго-Восточной и Горьковской дорог смогли не только ознакомиться с новейшими направлениями развития компании, но и стать активными участниками обсуждения важных экономических проблем. Подробнее...
 

Социальная политика


Подготовка и повышение квалификации кадров массовых профессий
Тимошин А.А.

В Москве и Санкт-Петербурге прошло сетевое совещание руководителей дорожных технических школ и учебно-производственных центров ОАО «РЖД». С основным докладом выступил заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» А.А.Тимошин. Предлагаем журнальный вариант этого выступления.
Теорией и практикой доказано, что наиболее эффективным способом комплектования предприятий железнодорожного транспорта квалифицированным персоналом является планомерная подготовка работников различных специальностей в профессиональных образовательных центрах на лицензионной основе в соответствии с государственными образовательными стандартами и отраслевыми требованиями.
В настоящее время в сфере основной деятельности ОАО «Российские железные дороги» занято 885 тыс. чел. рабочего персонала, из которых 43 тыс. приходится на 17 ведущих профессий. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров массовых профессий наряду с техникумами и колледжами железнодорожного транспорта, а также ПТУ осуществляют 33 технические школы и 17 учебно-производственных центров железных дорог. С учетом растущих требований к работникам ОАО «РЖД» важно обеспечить устойчивую работу этих образовательных подразделений, высокое качество подготовки кадров. Подробнее...
 


С заботой о здоровье работников компании
Бородина Н.Д.

Создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников железнодорожного транспорта и членов их семей всегда было объективной предпосылкой проведения внутриотраслевой социальной политики. Социальная сфера на транспорте - это важная составляющая технологического процесса, обеспечения безопасности движения и устойчивой работы, железных дорог. Без оптимального удовлетворения социальных потребностей железнодорожников проблематично рассчитывать на формирование у них эффективной мотивации к труду. Поэтому формирование и развитие пакета социальных услуг для тружеников отрасли стало необходимым условием успешного проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте. Среди важнейших комплексных задач, которые пришлось решать в этот период, были:

маркированный список повышение социального уровня работников железнодорожного транспорта, разработка и утверждение совместно с ЦК профсоюза специальной программы социальной защищенности;
маркированный список сохранение в составе хозяйствующего субъекта объектов социальной сферы, необходимых для обеспечения социальной защиты работников железнодорожного транспорта.

Подробнее...
 

Из истории железных дорог


Юбилей московского метро
Касаткин Г.С.

70 лет назад, 15 мая 1935 г. в 7 ч. утра началась регулярная эксплуатация первого в нашей стране и лучшего в мире Московского метрополитена.
Слово «метрополитен» пришло на транспорт от названия компании «Метрополитен» (в переводе «столичная»), построившей в Лондоне в 1863 г. первую подземную железную дорогу длиной 3,6 км. В дальнейшем так стали называть все внеуличные железные дороги, проходившие под землей или над ней на эстакадах.
Поезда первого метрополитена водили паровозы. Высокая задымленность, плохое освещение и сырость подземных помещений создавали большие неудобства пассажирам, но они все же предпочитали «подземку», так как центр города был «забит» конскими экипажами и улицы засыпаны конским навозом со всеми его «благовониями». Подробнее...
 


История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта
(1800-2100 годы)
Сотников Е.А.

Гражданская война отбросила железные дороги России далеко назад от того высокого уровня, который они занимали. Началась разруха. В 1920 г. число «больных» паровозов составляло 65%, их выпуск на заводах исчислялся десятками, только 5% паровозов работали на угле, остальные - на дровах.
Надо отметить, что Советское правительство почти всегда, за исключением, пожалуй, последних 15 лет существования СССР, хорошо понимало роль железных дорог для нашей страны и, соответственно, при централизованном планировании экономики выделяло значительные средства для железнодорожного транспорта. В 20-е годы при МПС был даже создан Трансплан, который опережающе для Госплана разрабатывал планы развития железных дорог. Подробнее...
 


На железных дорогах мира

Обзор событий за рубежом. Подробнее...
 

 
 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования

 

Сайт управляется системой uCoz