«Железнодорожный транспорт»
№ 2 2005 год

Санкт-Питербургский Государственный университет путей сообщения

Содержание и аннотация журнала
 

Указатели статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за предыдущие годы
 
№ 1 2005 год
 
 № 2 2005 год
 
№ 3 2005 год
 
№ 4 2005 год
 
№ 5 2005 год
 
№ 6 2005 год
 
7 2005 год
 
8 2005 год
 
9 2005 год
 
10 2005 год
 
11 2005 год
 
12 2005 год
 
Анонс № 1
2006 год
 
маркированный список Приоритетные задачи научно-технического комплекса ОАО  «Российские железные дороги» стр. 2
маркированный список Беседин И.С.
Роль ВНИИЖТа в развитии и повышении эффективности работы
инфраструктуры и подвижного состава ОАО «РЖД» стр. 4

Подвижной состав и путь

маркированный список Назаров О.Н.
Тяговая техника нового поколения
стр. 10
маркированный список Барбарич С.С., Цюренко В.Н.,
Лавров А.П.

Пассажирское вагонное хозяйство стр. 14
маркированный список Барбарич С.С., Цюренко В.Н.
Грузовые вагоны стр. 17
маркированный список Богданов В.М.
Взаимодействие в системе «колесо-рельс» стр. 22
маркированный список Кочергин В.В.
Исследования динамических и прочностных свойств экипажей  тягового подвижного состава стр. 25
маркированный список Осяев А.Т.
Управление техническим состоянием локомотивного парка стр. 27
маркированный список Левинзон М.А.
Повышение скоростей движения  стр. 29
маркированный список Хацкелевич А.А.
Сертификация, стандартизация и метрология стр. 30
маркированный список Павлов В.В., Юнин Г.Н., Никитин С.В., Шур Е.А.
Повышение эксплуатационной стойкости рельсов стр. 32
маркированный список Абдурашитов А.Ю.
Совершенствование конструкции пути и мониторинга его состояния стр. 36
маркированный список Сапожников С.А.
Вклад транспортного металловедения стр. 39

Безопасность движения поездов

маркированный список Черкашин Ю.М., Косарев Л.Н.
Основные направления исследований стр. 42
маркированный список Ерилин Е.С., Фогель А.Л.
Совершенствование технических средств обеспечения безопасности стр. 47
маркированный список Крылов В.В.
Новые решения в тормозном оборудовании стр. 51
маркированный список Косарев Л.Н.
Пожарная безопасность стр. 54
маркированный список Белоногов А.Г., Николаев Г.А., Моисеев Ю.В., Бартель А.В.
Контроль состояния подвижного состава в пути следования стр. 56
маркированный список Мозгрин В.С., Грисенко А.М., Богородская И.В., Лаврова О.В.
Вагон-обсерватория для мониторинга окружающей среды стр. 57

Перевозочный процесс

маркированный список Марчук Б.Е.
Управление пассажирскими перевозками на базе системы «Экспресс-3»  стр. 59
маркированный список Мугинштейн Л.А.
Техническое и эксплуатационное обеспечение движения тяжеловесных поездов стр. 61
маркированный список Пыров А.Е.
Современные системы управления электровозами стр. 64

Ресурсосбережение

маркированный список Котельников А.В., Косарев А.Б.
Программа энергосбережения стр. 67
маркированный список Берзин М.М.
Развитие сварочного производства стр. 69
маркированный список Лавров А.П.
Новые подходы к сбережению материалов и защите окружающей  среды стр. 72

Экономика

маркированный список Мазо Л.А., Писаревский Г.Е.
На современном этапе реформирования стр. 75
маркированный список Донец В.В.
Отраслевые аналитические системы
стр. 79

Охрана труда

маркированный список Ищенко В.Н.
Новые разработки стр. 82
маркированный список Неживляк А.Е.
В лабораториях Cибирского отделения стр. 86

На 1 стр. обложки: на выставке в Демонстрационно-обучающем центре ВНИИЖТа в Щербинке.
Фото В.И.Сычева

 

Приоритетные задачи научно-технического комплекса
ОАО «Российские железные дороги»

Открывая научно-практическую конференцию во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта, президент ОАО «РЖД» Г.М.Фадеев отметил, что достижение основной цели реформирования железнодорожной отрасли, заключающейся в значительном повышении эффективности работы железных дорог, возможно лишь на основе реализации инновационных принципов и подходов в организации деятельности компании, а значит самого широкого привлечения научных знаний. При этом он подчеркнул, что ученые ВНИИЖТа были и остаются надежными помощниками в проведении реформы, углублении инновационных преобразований на железнодорожном транспорте. Многие разработки института определяют завтрашний день отрасли. Подробнее…
 


Роль ВНИИЖТа в развитии и повышении эффективности работы инфраструктуры и подвижного состава ОАО «РЖД»
Беседин И.С.

Прошедший год в жизни отрасли и института был насыщен широко-масштабной работой по структурной реформе железнодорожного транс-порта. Российские железные дороги взяли курс на инновационный путь развития, на внедрение современного подвижного состава, новых средств управления, путевой и другой техники. Главным в работе института стало научное обеспечение реформирования отрасли, инновационных процессов и инвестиционной деятельности ОАО «РЖД», разработка Стратегической программы, определившей перспективы развития компании до 2010 г. на основе широкого внедрения инноваций. Подробнее…
 

Подвижной состав и путь


Тяговая техника нового поколения
Назаров О.Н.

Принятие в начале 2003 г. «Типажа перспективного подвижного состава» стало переломным моментом в возрождении отечественного железнодорожного машиностроения. Утвержденный типаж, явившийся результатом двухлетней работы ведущих специалистов института, действительно поставил точку в затянувшихся спорах о направлениях развития локомотиво- и вагоностроения. Он позволил заводам промышленности и стратегическим инвесторам сориентироваться в выборе направлений дальнейшей работы. Подробнее…
 


Пассажирское вагонное хозяйство
Барбарич С.С., Цюренко В.Н., Лавров А.П.

Перед отраслью стоит актуальная проблема - сделать пассажирские перевозки прибыльными. ВНИИЖТ предлагает решить ее за счет повышения привлекательности перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на основе скоростей движения поездов, расширения номенклатуры предоставляемых пассажирам услуг и повышения комфорта перевозок, снижения их себестоимости.
Для решения поставленной задачи ВНИИЖТом разработаны технические требования к пассажирским вагонам локомотивной тяги для скоростей движения до 200 км/ч. Разработана конструкторская документация на создание такого подвижного состава. Тверским вагоностроительным заводом освоено производство скоростных вагонов 61-4170 (купейные с местами для сидения), 61-4192 (с местами для сидения салонного типа) и 61-4180 поезда «Невский экспресс». Подробнее…
 


Грузовые вагоны
Барбарич С.С., Цюренко В.Н.

Для создания грузовых вагонов нового поколения и совершенствования серийно выпускаемой вагонной продукции необходимо повышение их технико-экономических и прочностных характеристик. Требуется проведение работ, связанных с пересмотром и созданием новой нормативно-технической базы: норм расчета и проектирования грузовых вагонов, методик типовых и сертификационных испытаний вагонов и их комплектующих, отраслевых, государственных и межгосударственных стандартов, распространяющихся на типажи, технические требования и условия на вагоны и их комплектующие, а также условия для допуска вагонов в сообщении между дорогами колеи 1435 и 1520 мм. Подробнее…
 


Взаимодействие в системе «колесо-рельс»
Богданов В.М.

В марте 2004 г. ОАО «РЖД» приняло стратегическую программу по обеспечению
устойчивого взаимодействия в системе «колесо-рельс». Программой предусматривается системный подход к реализации технических решений с учетом взаимозависимости отдельных компонентов сложной трибодинамической системы «колесо-рельс», а также ее влияния на безопасность движения. Все это должно способствовать освоению перспективного поездопотока при обеспечении безопасности движения поездов и повышении эффективности работы железнодорожного транспорта на основе оптимизации условий взаимодействия пути и подвижного состава.
Конечным результатом реализации программы должно стать увеличение межремонтного тоннажа бесстыкового пути до 1 млрд. тџкм брутто, ресурса вагонных колес до 1,3 млн. км пробега, бандажей локомотивов до 600 тыс. км пробега на первом этапе и до 1200 тыс. км на втором. Предусмотрено также повышение погонных нагрузок грузовых вагонов до 10,5 – 11 т/м, массы маршрутных грузовых поездов до 6 – 10 тыс. т, маршрутной скорости пассажирских поездов до 70 – 90 км/ч, технической скорости ускоренных грузовых поездов на основных направлениях до 60 км/ч, снижение эксплуатационных расходов железных дорог на 2–3 % в год. Подробнее…
 


Исследования динамических и прочностных свойств экипажей тягового подвижного состава
Кочергин В.В.

Отделение механики экипажей тягового подвижного состава формирует требования к динамико-прочностным свойствам экипажей как совокупной продукции, созданной путем взаимодействия многих отраслей промышленности – металлургической, машиностроительной, электротехнической, с присущими им диапазонами разброса качества продукции. Производство экипажей локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) включает в себя такие основополагающие процессы, как резка и сварка металла, механообработка, производство зубчатых колес, их термообработка и упрочнение, балансировка вращающихся деталей, изготовление резинотехнических и электротехнических изделий и многое другое. Отделение контролирует соответствие поставляемой продукции предъявляемым требованиям по показателям безопасности путем проведения натурных приемочных, сертификационных и других видов испытаний. Подробнее…
 


Управление техническим состоянием локомотивного парка
Осяев А.Т.

В настоящее время основным направлением совершенствования системы плановопредупредительного ремонта является повышение показателей надежности тягового подвижного состава при выполнении капитальных ремонтов с глубокой модернизацией узлов, внедрение новых технологических решений, недопущение работы оборудования за пределами установленных допусков, контроль за техническим состоянием узлов в эксплуатации.
Повышение эффективности технической эксплуатации может быть достигнуто двумя путями. Первый связан с повышением технического уровня (качества) системы технической эксплуатации, совершенствованием элементов системы, в том числе за счет создания высокотехнологичных узлов и агрегатов для подвижного состава, использования автоматизированного оборудования для ремонта локомотивов, средств контроля и диагностирования. Второй путь предполагает оптимизацию системы управления эффективностью процесса технической эксплуатации, в том числе обоснование программ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, создание программ прогнозирования остаточного ресурса оборудования на базе внедрения автоматизированных систем управления локомотивным хозяйством. Подробнее...
 


Повышение скоростей движения
Левинзон М.А.

Важнейшим критерием оценки возможности повышения скоростей движения подвижного состава является безопасность движения. Поэтому все новые и модернизированные типы подвижного состава проходят комплексные динамические испытания, включая воздействие на путь. На основании полученных результатов определяются допускаемые скорости движения подвижного состава.
Полученные для различных экипажей заключения объединяются в «Нормах допустимых скоростей движения подвижного состава…», которые уже несколько раз переиздавались. Последняя редакция этого документа была введена в действие 12 ноября 2001 г. приказом № 41Ц.
Комплексные испытания проводятся на скоростном полигоне ВНИИЖТа Белореченская–Майкоп протяженностью 21 км. Здесь имеется необходимый набор прямых и кривых участков, что позволяет провести всесторонние исследования подвижного состава со скоростями движения, на 20 % превышающими конструкционные. На сегодняшний день полигон востребован для проведения различных типов испытаний, однако его материальная база требует модернизации как с точки зрения технического обеспечения, так и для расширения возможностей проведения испытаний высокоскоростного подвижного состава. Создание соответствующего участка позволяет исключить проведение небезопасных испытаний новой техники на участках постоянного обращения пассажирских поездов Октябрьской дороги, как это имеет место в настоящее время. Подробнее…


Сертификация, стандартизация и метрология
Хацкелевич А.А.

ВНИИЖТ располагает крупнейшим испытательным центром системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) и центром испытаний новой железнодорожной техники и технологий. При непосредственном участии института были проведены работы, предшествовавшие созданию ССФЖТ. Примерно 65-75% всех норм по безопасности системы ССФЖТ для подвижного состава, устройств пути и электроснабжения разработаны в институте. Подробнее…
 


Повышение эксплуатационной стойкости рельсов
Павлов В.В., Юнин Г.Н., Никитин С.В., Шур Е.А.

Возрождение отечественной промышленности ведет к росту грузонапряженности и настоятельно требует повышения осевых нагрузок, скоростей движения грузовых и пассажирских поездов. Стратегической программой развития российских железных дорог предусмотрено повышение нагрузки грузовых вагонов до 10,5 – 11,0 т/м, массы грузовых поездов до 6 – 10 тыс. т, маршрутной скорости пассажирских поездов до 70-90 км/ч, что предполагает повышение скорости на отдельных перегонах до 160 км/ч. Железнодорожный путь, основу которого составляют рельсы, не должен тормозить эти процессы. Поэтому российские железные дороги остро нуждаются в повышении эксплуатационной стойкости рельсов. В настоящее время рельсы современного производства без чрезмерного износа и разрушений должны обеспечивать пропуск 700-1500 млн. т груза в самых тяжелых условиях эксплуатации до их замены. Пока же рельсы отечественного производства на большинстве участков пути после пропуска 300-700 млн. т груза приходится изымать из-за различных дефектов или чрезмерного износа. Подробнее…
 


Совершенствование конструкции пути и мониторинга его состояния
Абдурашитов А.Ю.

В период реформирования железнодорожного транспорта основным направлением деятельности комплексного отделения пути и путевого хозяйства ВНИИЖТа стало совершенствование системы ведения путевого хозяйства и конструкций пути. При этом одним из приоритетных направлений является расширение полигона бесстыкового пути.
За период с 2000 г. внедрена переукладка рельсовых плетей бесстыкового пути с заменой рабочего канта в кривых участках, где наблюдается интенсивный боковой износ рельсов. Результатом этой работы стала разработка нормативов, технологии и технических средств перекладки плетей. При научном сопровождении института на Царскосельском заводе изготовлено и разослано на дороги 40 комплектов такого оборудования. Переложено уже более 100 км плетей. В 2002 г. разработаны и внедрены технология и нормы укладки бесстыкового пути на мостах с различными конструкциями мостового полотна. Реальный эффект достигает 40 – 50 тыс. руб. на 1 км мостового полотна. Подробнее…
 


Вклад транспортного металловедения
Сапожников С.А.

Железнодорожный транспорт является крупнейшим потребителем металлопродукции. Ежегодно промышленность страны поставляет железнодорожникам 1700 тыс. т черных и цветных металлов на сумму около 16 млрд. руб. Основными потребителями являются путевое и вагонное хозяйства, которые используют металл в виде конструкций пути и подвижного состава: рельсов, стрелочных переводов, цельнокатаных колес, осей, надрессорных балок, боковых рам и т.д. Большая металлоемкость отрасли определяет важную роль транспортного металловедения в развитии железнодорожного транспорта.
Стратегической задачей ученых-металловедов отрасли стала разработка и реализация технических решений, обеспечивающих надежную работу деталей подвижного состава, верхнего строения пути и контактной сети при обеспечении безопасности движения и экономии материальных ресурсов. Подробнее…
 

Безопасность движения поездов


Совершенствование технических средств обеспечения безопасности
Черкашин Ю.М., Косарев Л.Н.

Созданное в 1999 г. Нижегородское отделение (НО) ВНИИЖТа за сравнительно короткий срок завоевало достойное место среди предприятий, занимающихся разработкой, производством и внедрением приборов и технологий для железнодорожного транспорта. Основным направлением научных исследований, проводимых Нижегородским отделением с момента его основания, является разработка методов и устройств для обеспечения безопасности движения поездов. На основе анализа используемых в настоящее время средств контроля технического состояния подвижного состава в процессе эксплуатации разработана концепция развития технических средств для обеспечения безопасности движения. Она включает в себя как традиционные средства контроля – посты на основе аппаратуры ДИСК (КТСМ), деповские средства контроля при ремонтах и освидетельствованиях, так и новые средства непрерывного контроля подвижного состава на ходу поезда на основе бортовых диагностических комплексов. Подробнее…
 


Основные направления исследований
Ерилин Е.С., Фогель А.Л.

Российские железные дороги за последнее десятилетие добились значительных успехов в обеспечении безопасности движения. Так, в 2003 г. число крушений по сравнению с 1992 г. сократилось с 42 до 6 (в 7 раз), аварий – с 30 до 2 (в 15 раз), случаев брака в работе – с 19086 до 5600 (в 3,4 раза). Число особых случаев брака также уменьшилось более чем в 3 раза. При этом общий поездооборот (во всех видах движения) с 1992 г. по 2003 г. уменьшился всего на 22 %. Поэтому заметное сокращение аварийности получается также при использовании относительных показателей. Так, общее число случаев брака, отнесенное к суммарному поездообороту (во всех видах движения), составило в 1992 г. 10,42 на 1 млн. поездо-км, в 2003 г. – 3,93, т.е. уменьшилось в 2,7 раза. Подробнее…
 


Новые решения в тормозном оборудовании
Крылов В.В.

Разработка и модернизация тормозного оборудования подвижного состава традиционно ведется под руководством или при непосредственном участии специалистов отделения автотормозного хозяйства ВНИИЖТа совместно с промышленностью, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями и высшими учебными заведениями, начиная с технических требований и кончая поездными и эксплуатационными испытаниями новой техники. За последние годы проведена большая работа по созданию нового тормозного оборудования для перспективных локомотивов и грузовых вагонов, а также для вождения грузовых поездов повышенного веса и длины. Подробнее…
 


Пожарная безопасность
Косарев Л.Н.

Составной частью безопасности движения является пожарная безопасность. Проблемы пожарной безопасности решаются на основе ежегодного анализа оперативной обстановки и долгосрочного прогноза безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Задачами ВНИИЖТа в области пожарной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава являются разработка нормативных документов, систем обнаружения и тушения пожаров, проведение сертификационных испытаний систем и устройств противопожарной защиты.
В период с 1995 г. по 2001 г. число пожаров ежегодно уменьшалось. Это было достигнуто благодаря активной деятельности Центральной пожарно-технической комиссии МПС России, которая направляла свое внимание на контроль выполнения разработанных институтом нормативных документов и решение новых задач в этой области. В настоящее время в связи с реформированием МПС России в структуре ОАО «РЖД» отсутствует подразделение, которое выполняло бы функции ранее существовавшей Центральной пожарно-технической комиссии МПС России. Подробнее…
 


Контроль состояния подвижного состава в пути следования
Белоногов А.Г., Николаев Г.А., Моисеев Ю.В., Бартель А.В.

Для повышения безопасности перевозок и качества работы, оптимизации эксплуатационных расходов и повышения эффективности использования подвижного состава и инфраструктуры при перевозках массовых грузов в тяжеловесных поездах с высокими осевыми и погонными нагрузками ВНИИЖТом разработана концепция развития средств контроля технического состояния подвижного состава в пути следования.
Концепция дает возможность контролировать широкий спектр неисправностей вагонов во время движения поезда. Основой ее является комплекс технических средств. Он состоит из стационарной и бортовой автоматизированных систем технической диагностики. Стационарная автоматизированная система включает в себя функциональные модули определения макродефектов на ободе колеса, волочащихся деталей, неисправностей буксовых узлов, равномерности загрузки вагона и его весовых характеристик, износа колеса, радиационных характеристик груза, утечек в тормозной магистрали, перекоса колесных пар, вагонов, имеющих повышенные колебания с полным или частичным обезгруживанием колес и перекосом колесных пар и тележек вагонов, а также измерения толщины обода колеса и его дефектоскопии на наличие микротрещин. Подробнее…
 


Вагон-обсерватория для мониторинга окружающей среды
Мозгрин В.С., Грисенко А.М., Богородская И.В., Лаврова О.В.

Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта и Институтом физики атмосферы им. А.М.Обухова Российской академии наук осуществлен совместный проект, итогом которого явилось создание специализированного вагона-обсерватории для оценки экологического состояния окружающей среды и земель отвода железнодорожного транспорта. Подробнее…
 

Перевозочный процесс


Управление пассажирскими перевозками на базе системы «Экспресс-3»
Марчук Б.Е.

Обеспечение устойчивого функционирования железных дорог России на рынке транспортных услуг требует дальнейшего развития и внедрения новых задач и информационных технологий в сфере управления пассажирским комплексом. При этом необходимо улучшить качество обслуживания пассажиров, сохранить лидирующие позиции и повысить эффективность работы за счет сокращения расходов и увеличения доходов.
Для решения этих задач специалисты и ученые ВНИИЖТа как головной организации совместно с коллегами из ВНИИАСа и ИВЦ Московской и Октябрьской дорог создали новую систему «Экспресс-3», предназначенную не только для продажи билетов, но и для управления всеми основными технологическими процессами пассажирских перевозок.
В 2003–2004 гг. ВНИИЖТ совместно с соисполнителями внедрял «Экспресс-3» на сети дорог с одновременной заменой на дорогах действующих 16 электронных систем «Экспресс-2» на девять новых АСУ «Экспресс-3». В настоящее время заканчиваются работы по полному переводу работы сети на новую систему. Московская, Октябрьская, Северо-Кавказская, Свердловская, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Куйбышевская, Горьковская и Северная дороги, установив новую систему, расширят полигон ее действия по обслуживанию пассажиров с охватом других магистралей. Подробнее…
 


Техническое и эксплуатационное обеспечение движения тяжеловесных поездов
Мугинштейн Л.А.

Одним из важнейших направлений совершенствования эксплуатационной работы железных дорог в современных условиях является освоение возрастающего объема перевозок массовых грузов поездами повышенной массы и длины. В качестве основных приняты направления транспортировки угля: Кузбасс – Находка, Кузбасс – Санкт-Петербург – Мурманск, Кузбасс – Новороссийск.
Для этих направлений ВНИИЖТом были рассчитаны ориентировочные затраты на развитие инфраструктуры железных дорог и ожидаемое снижение эксплуатационных расходов при организации вождения грузовых поездов массой 6 и 9 тыс. т. в 2005-2010 гг. (табл. 1). Расчеты показали достаточно высокую согласованность конечных результатов для каждого из этих направлений. При этом подтвердилась целесообразность в качестве исходного унифицированного веса транзитных поездов для сети железных дорог принять 6 тыс. т, что не исключает введение в обращение на отдельных участках и направлениях поездов массой 9 тыс.т. Подробнее…
 


Современные системы управления электровозами
Пыров А.Е.

Ресурсновная область деятельности Научно-производственного комплекса ВНИИЖТа – разработка и внедрение унифицированных телемеханических систем многих единиц (СМЕТ) на новой элементной базе, устройств оперативного регулирования мощности локомотива (ОРМЛ), а также систем и аппаратуры управления для электровозов, проходящих капитально-восстановительный ремонт.
В начале 80-х годов многие железные дороги столкнулись с тем, что при высоком заполнении пропускных способностей дальнейшее увеличение размеров движения приводило к потере участковой скорости и не давало желаемого эффекта. Введение двойной тяги и толкачей требовало значительного увеличения числа локомотивных бригад. Подробнее…
 

Ресурсосбережение


Программа энергосбережения
Котельников А.В., Косарев А.Б.

Проблема энергосбережения для ОАО «РЖД» является одной из ключевых. Затрачивая на приобретение топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) до 60 млрд. руб. ежегодно, или 11-12% эксплуатационных расходов, компания не может оставить этот финансовый поток бесконтрольным и неуправляемым. Поэтому весьма своевременной оказалась разработка «Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 г. и на перспективу до 2020 г.», выполненная под руководством ВНИИЖТа с привлечением большого числа специалистов отраслевой и фундаментальной науки в первый год существования компании. Подробнее…
 


Развитие сварочного производства
Берзин М.М.

Комплексное отделение сварка является головным центром по научно-техническому развитию сварочного производства в отрасли ВНИИЖТа. В 2003-2004 гг. отделение занималось научно-исследовательскими разработками по созданию новых и совершенствованию существующих технологических процессов сварки, наплавки и упрочнения, деталей и конструкций, специализированного оборудования для производства сварочно-наплавочных работ, износостойких наплавочных материалов для восстановления с упрочнением рабочих поверхностей. Разрабатывалась нормативно-техническая документация по сварке и наплавке, исследовались причины разрушения сварных конструкций в эксплуатации, проводилась экспертиза технических решений по наплавке и упрочнению, предлагаемых сторонними организациями для использования на транспорте, обучали персонал ремонтных предприятий дорог новым технологиям ремонта, внедряли в хозяйствах дорог научно-технические разработки.
В настоящее время в связи с поставленной руководством ОАО «РЖД» задачей повышения долгосрочной эффективности и качества услуг важным является укрепление ремонтной базы локомотивного, вагонного и путевого хозяйств. В связи с этим возрастает роль сварочных технологий. Предстоит разработка отраслевой программы реновации массовых деталей и узлов железнодорожной техники на базе процессов сварочного производства, что обеспечит увеличение их срока службы в 2-10 раз и снижение эксплуатационных затрат. Причем в сравнении с изготовлением новых деталей при их восстановлении на порядок снизится расход материальных и энергетических ресурсов, улучшатся санитарные и экологические показатели. Подробнее…

 


Новые подходы к сбережению материалов и защите окружающей среды
Лавров А.П.

Отделение охраны природы, экологичных технологий и материалов проводит комплекс научно-технических работ, связанных с применением полимерных материалов различного назначения и решением экологических проблем на сети. Основным направлением в области полимеров является использование смазочных, полиуретановых, эластомерных и лакокрасочных материалов. Отделением в последние годы разработан ряд новых смазочных материалов для подвижного состава – смазки РУС-1, Буксол и Касетол.
Редукторная унифицированная смазка РУС-1 предназначена для применения в тяговых редукторах колесно-моторных блоков локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС). По своим служебных характеристикам она находится на уровне зарубежных редукторных смазок третьего поколения и превосходит серийную отечественную смазку Осп по триботехническим характеристикам в 1,5- 2 раза, а по защитным характеристикам рабочих поверхностей зубчатых передач - в 4 раза. Подробнее…
 

Экономика


На современном этапе реформирования
Мазо Л.А., Писаревский Г.Е.

Исследования в области экономики и финансов, проводимые Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта в условиях структурной реформы отрасли, способствуют повышению качества транспортного обслуживания и оптимизации эксплуатационных затрат на основе рационального управления производственными ресурсами, укрепления материально-технической базы и совершенствования тарифной политики с учетом обеспечения конкуренции на рынке транспортных услуг.
Комплекс исследований, проводимых в институте, охватывает несколько направлений, в число которых входят:

маркированный список методическое обеспечение новой корпоративной системы управления экономикой и финансами;
маркированный список совершенствование ценообразования на грузовые и пассажирские перевозки с учетом постепенной демонополизации и дерегулирования в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг;
маркированный список бюджетирование производственных затрат в функциональном и территориальном разрезах по уровням управления ОАО «РЖД»;
маркированный список разработка эффективной основы инвестиционной и амортизационной политики;
маркированный список экономические проблемы реформирования пассажирского комплекса;
маркированный список обоснование и стимулирование роста производительности труда. Подробнее…
 


Отраслевые аналитические системы
Донец В.В.

Научный информационно-аналитический центр (НИАЦ) ВНИИЖТа был создан в 1999 г. для развития нового научно-практического направления на железнодорожном транспорте – создания и внедрения аналитических систем. Решение связанных с этим задач потребовало формирования принципиально нового научного коллектива из молодых, энергичных экономистов, аналитиков и программистов. Им предстояло освоить и систематизировать огромные информационные пространства, подобрать ключи к сложным зависимостям и закономерностям, построить модели колоссального хозяйственного механизма.
Накопленный коллективом опыт позволил перейти в 2001 г. к созданию Центра ситуационного управления (ЦСУ) МПС России. Этот уникальный проект потребовал привлечения к работе большого круга партнеров. Без сомнения, ЦСУ – визитная карточка НИАЦ. Подробнее…
 

Охрана труда


Новые разработки
Ищенко В.Н.

Отделение охраны труда ВНИИЖТа проводит свою деятельность на основании
ежегодных планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формируемых исходя из отраслевой программы «Улучшение условий и охраны труда на железнодорожном транспорте на 2000-2005 гг.».
Основная цель выполняемых работ – снижение числа случаев производственного травматизма. Анализ, проведенный за последние пять лет, свидетельствует о тенденции снижения общего числа несчастных случаев, допущенных на производстве. Так, количество травмированных в 2003 г. по сравнению с 1999 г. сократилось с 1617 до 1123 человек, т.е. на 30%. Однако, к сожалению, обеспечение безопасности труда нельзя назвать удовлетворительным из-за недопустимо большого числа травм со смертельным исходом (в 2003 г. число таких случаев по сравнению с 2002 г. сократилось всего на единицу, а в сравнении с 1999 г. даже выросло на 5,5 %). Подробнее…
 


В лабораториях Cибирского отделения
Неживляк А.Е.

Создание перспективных технических средств, новых технологий и материалов, ресурсосберегающих разработок, их внедрение и сопровождение являются доминирующими направлениями в решении поставленных перед Сибирским отделением ВНИИЖТа задач. Тематика научно-технических работ и научных изысканий отделения учитывает в первую очередь необходимость обеспечения безопасности движения и увеличения пропускной способности Транссибирской магистрали.
Для снижения количества отказов элементов верхнего строения пути на дорогах восточного региона проведена комплексная работа по обследованию и расчетам соответствия геометрических параметров пути реализуемым скоростям движения. Подробнее…

 
 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования

 

Сайт управляется системой uCoz