«Железнодорожный транспорт»
№ 1 2005 год

Санкт-Питербургский Государственный университет путей сообщения

Содержание и аннотация журнала

Указатели статей, опубликованных в журнале «Железнодорожный транспорт» за предыдущие годы
 
№ 1 2005 год
 
 № 2 2005 год
 
№ 3 2005 год
 
№ 4 2005 год
 
№ 5 2005 год
 
№ 6 2005 год
 
7 2005 год
 
8 2005 год
 
9 2005 год
 
10 2005 год
 
11 2005 год
 
12 2005 год
 
Анонс № 1
2006 год
 

В Правлении ОАО «Российские железные дороги»

маркированный список Доклад президента ОАО «Российские железные дороги» Г.М.Фадеева на расширенном заседании Правления компании 22 декабря 2004 г. стр. 2

Коротко о важном стр. 12

На магистралях содружества

маркированный список XXXIX заседание Совета по железнодорожному транспорту стр. 13

Эксплуатационная работа

маркированный список С.В.Козырев
Повышать уровень отрганизации грузовых перевозок стр. 18
маркированный список Сортировочным станциям - комплексную автоматизацию технологических процессов
По материалам сетевой школы передового опыта на станции Бекасово-Сортировочное стр. 22
маркированный список Бородин А.Ф.
Адаптивное управление вагонопотоками стр. 33

Вес поезда. Ориентиры, проблемы, опыт

маркированный список Коломеец С.Н.
Важнейший резерв повышения веса поезда стр. 38

Пассажирский комплекс

маркированный список Никитин О.А.
Развивать позитивные тенденции стр. 42

Трибуна начальника отделения

маркированный список Рябков А.Н.
В ногу со временем. Из опыта работы Ижевского отделения Горьковской дороги стр. 48

Пульс сети стр. 53

Транспортная логистика

маркированный список Некрасов А.Г.
Инновационные стратегии управления результативностью транспортно-логистических цепей стр. 54
маркированный список Балалаев А.С.
Логистическое взаимодействие железнодорожного и морского транспорта в регионе стр. 59

Информатизация и связь

маркированный список Ицкович Б.С.
Реализуя подпрограмму «Информатизация». Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) стр. 62

Технические средства

маркированный список Шантаренко С.Г.
Опыт внедрения нестандартного технологического оборудования в локомотивных депо стр. 64
маркированный список Коваленко Н.И., Атякин Д.И., Коваленко Н.А., Трукунов А.Г.
Качество путевых работ и взаимодействие смежных служб стр. 67
маркированный список «Путевые машины - 2004». Международная выставка-ярмарка в Калуге стр. 70

Подготовка кадров

маркированный список Ковалёв В.И.
Кузница кадров для транспорта. К 195-летию Петербургского государственного университета путей сообщения стр. 77

Из истории железных дорог

маркированный список Павлов В.Е.
Полвека служения отечеству. К 170-летию со дня рождения М.И.Хилкова стр. 82

На железных дорогах мира
стр. 86

На 1 стр. обложки: первый состав на новом железнодорожном подъездном пути к нефтяному терминалу в Высоцке.
Фото В.И.Сычева

В Правлении ОАО «Российские железные дороги»

Доклад президента ОАО «Российские железные дороги» Г.М.Фадеева на расширенном заседании Правления компании 22 декабря 2004 г.

Подходит к завершению первый календарный год работы открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Он был не простым для нас, поскольку огромную работу по становлению новой системы хозяйственных отношений в компании и формированию базы для долгосрочного развития необходимо было сочетать с обеспечением возрастающих потребностей экономики в перевозках. Итоги работы говорят о том, что в этих условиях компания полностью справилась с задачами, поставленными правительством.
Как и предусмотрено Программой структурной реформы, «Российскими железными дорогами» удовлетворен растущий спрос на перевозки грузов с увеличением грузооборота более 8% - это темп, превышающий экономический рост в стране.  Подробнее...
 

Коротко о важном

В рубрике дается краткое описание важнейших событий прошедшего месяца
На магистралях содружества. Подробнее...
 

На магистралях содружества

XXXIX заседание Совета по железнодорожному транспорту

16 - 17 ноября 2004 г. в Минске состоялось тридцать девятое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, которое рассмотрело вопросы работы железных дорог, нормативы графика движения пассажирских и грузовых поездов, планов формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в межгосударственном сообщении на 2005-2006 годы, вопросы совершенствования системы оперативной координации поездной работы и регулирования вагонными парками в международном сообщении, организации ремонта и технического обслуживания собственных грузовых вагонов, Правила эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении порт Кавказ (Российская Федерация) - порт Крым (Украина), ход внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, создания информационной базы межгосударственного уровня и разработки информационных технологий АСУ «ДИСПАРК-Е», опыт применения автоматизированных технологий при проведении предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад и ряд других актуальных вопросов. Подробнее...
 

Эксплуатационная работа


Повышать уровень организации грузовых перевозок
С.В. Козырев

По материалам выступления вице-президента ОАО «Российские железные дороги» С.В.Козырева на расширенном заседании Правления компании 22-23 декабря 2004 г.
В 2004 г., благодаря принятым мерам по совершенствованию эксплуатационной работы железных дорог ОАО «РЖД», были не только выполнены установленные задания и нормативы технического плана, но и улучшены основные показатели по сравнению с 2003 г., о чем президент компании Г.М.Фадеев подробно рассказал в своем выступлении. Поэтому, принимая данную в докладе оценку работы как программу действий по улучшению организации перевозочного процесса, Департамент управления перевозками ОАО «РЖД» ставит перед собой задачу дальнейшего совершенствования эксплуатационной работы и достижения наилучших финансовых результатов. Подробнее...
 


Сортировочным станциям - комплексную автоматизацию технологических процессов

В октябре 2004 г. на станции Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги была проведена сетевая школа по изучению передового опыта и организации работы сортировочной станции в условиях функционирования автоматизированной системы управления. В ней приняли участие руководители департаментов управления перевозками, связи и вычислительной техники, автоматики и телемеханики ОАО «РЖД», Московской дороги, заместители начальников дорог по движению и заместители начальников служб перевозок по АСУ, начальники важнейших сортировочных станций, представители научно-исследовательских и проектных организаций железнодорожного транспорта, фирм-разработчиков автоматизированных систем. Предлагаем читателям подготовленный редакцией обзор работы сетевой школы и журнальные варианты выступлений на школе заместителя начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД» С.Ю.Елисеева и главного инженера станции Бекасово-Сортировочное В.И.Черея. Подробнее...
 


Повышение эффективности эксплуатационной работы сортировочных станций за счет внедрения новых автоматизированных систем и информационно-управляющих технологий
С.Ю. Елисеев

На станции Бекасово-Сортировочное Московской дороги внедрена первая очередь Интегрированной системы управления сортировочной станцией (КСАУ СС). Интеграция предусматривает объединение в единую комплексную систему двух уровней управления:

  • информационно-планирующего (традиционные АСУ СС, дополненные комплексом информационно-управляющих задач);
  • автоматизации исполнительных процессов (ГАЛС, ГАЦ, УПТ и т.п.).

Объединение в единую систему большого числа элементов - обязательное условие получения требуемого эффекта: сформированные оптимальные планы работ требуют надежной системы их исполнения, а оптимизация управления станцией - наличия адекватной модели, которую можно вести только по данным, снимаемым с устройств автоматики (с «колеса»). Подробнее...
 


Технология работы станции в условиях функционирования комплексной системы автоматизированного управления
В.И. Черей

Станция Бекасово-Сортировочное по объему выполняемой работы является внеклассной, по типу - односторонней сортировочной с последовательным расположением парков приема «А», сортировочного «С» и приемо-отправочного «В». Развернутая длина станции составляет 150 км, занимаемая площадь - 380 га.
Станция оснащена сортировочной горкой высотой 4,9 м с четырьмя путями надвига и двумя путями роспуска, конструкция которой обеспечивает одновременный (параллельный) роспуск двух составов. Для пропуска поездных локомотивов в депо используется путепроводная развязка.
Горка имеет три тормозных позиции, из которых первая и вторая оборудованы вагонными замедлителями типа КЗ, а третья - РНЗ. В настоящее время на одном сортировочном пути (на третьей тормозной позиции) проходит опытную эксплуатацию вагонный замедлитель КНЗ-5 с удлиненными тормозными шинами, обеспечивающий значительно более плавное («мягкое») и надежное торможение вагонов. Практика показала его высокую эффективность. Подробнее...
 


Адаптивное управление вагонопотоками
Бородин А.Ф.

Сегодня многие исследователи и специалисты весьма остро ставят вопрос о несоответствии теории и практики организации вагонопотоков требованиям жизни. Действительно, современное управление вагонопотоками должно быть более гибким, легко приспосабливаемым, во-первых, к изменениям в организационно-экономической структуре железнодорожных перевозок, во-вторых, к транспортным потокам с разными характеристиками, в-третьих, к их возросшей динамичности и колебаниям. Взаимосвязи этих трех аспектов отнюдь не просты и однозначны, и их плохая изученность - не единственное препятствие на пути к быстрым результатам. Подробнее...
 

Вес поезда. Ориентиры, проблемы, опыт


Важнейший резерв повышения веса поезда
Коломеец С.Н.

В прошлом году в журнале была опубликована серия статей по решению одной из важнейших задач оптимизации перевозочного процесса - повышению веса поезда, вызвавшая большой интерес у работников линии, ученых и специалистов железнодорожного транспорта. С учетом актуальности темы публикация материалов об опыте подготовки дорог к вождению тяжеловесных и длинносоставных поездов будет продолжена и в этом году. Редакция вновь приглашает ученых и практиков принять активное участие в обсуждении проблем, связанных с развитием тяжеловесного движения, поделиться накопленным позитивным опытом их решения.

В соответствии с реализуемой на Северной магистрали Программой повышения эффективности работы на основе укрепления материально-технической базы, рассчитанной до 2005 г., для обеспечения беспрепятственного продвижения вагонопотоков по ключевым транспортным коридорам сети «Север – Юг» и «Восток – Северо-Запад» на дороге выполняются крупные работы по усилению инфраструктуры и укреплению основных отраслевых хозяйств, в первую очередь путевого, локомотивного и вагонного. На эти цели выделено около 7 млрд. руб., что на 30% превышает инвестиции прошлого года.
В результате в 2004 г. существенно улучшено техническое состояние верхнего строения пути, почти на 15% сокращено количество отказов в работе устройств сигнализации, централизации и блокировки, на 18,5% снижена удельная повреждаемость устройств автоблокировки и продольного электроснабжения. В соответствии с отраслевой программой удлинения путей в 2003-2004 гг. введено в работу 24,7 км станционных путей, планируется сдать еще 20,5 км и ввести в эксплуатацию основные фонды на 788,4 млн. руб. Подробнее...
 

Пассажирский комплекс


Развивать позитивные тенденции
Никитин О.А.

Пассажирский комплекс сегодня: цифры и факты
Сегодня пассажирский комплекс российских железных дорог – это около 100 млрд. руб. основных средств и более 140 тыс. штатных работников. Пассажирские перевозки дальнего следования за последние годы характеризуются стабильным объемом перевозок с ежегодным приростом около 2 %.
За год существования ОАО «РЖД» объем пассажирских перевозок во всех сообщениях возрос на 3,8 % по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года и составил 139,4 млрд. пассажиро-км. При этом в дальнем следовании рост составил 5,1 %, в пригородном сообщении – 0,7%. За этот период перевезено 1122 млн. пассажиров, в том числе в дальнем следовании 111 млн. пассажиров и в пригородном сообщении – 1012 млн. пассажиров.
Этот год охарактеризовался не только увеличением объемов перевозок, но и опережающим ростом доходных поступлений в сравнении с расходами. Это позволило впервые обеспечить безубыточность дальних пассажирских перевозок в летний период. Перейден важнейший рубеж – впервые за три летних месяца пассажирские перевозки были безубыточными! Подробнее...
 

Трибуна начальника отделения


В ногу со временем. Из опыта работы Ижевского отделения Горьковской дороги
Рябков А.Н.

Ижевское отделение Горьковской железной дороги представляет собой современное многоотраслевое предприятие, которое способно полностью обеспечивать требуемые объемы перевозок грузов и пассажиров. Участки отделения проходят по территории Удмуртской Республики, Татарстана, Башкортостана, Свердловской и Пермской областей. В условиях реформирования отрасли на отделении успешно решаются задачи совершенствования перевозочного процесса, повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок при безусловном обеспечении безопасности движения поездов. Полученная при этом прибыль направляется на обновление основных фондов, модернизацию производства, внедрение новых технологий, решение социальных вопросов.
За 2004 г. отделением выполнены и перевыполнены основные количественные и качественные показатели эксплуатационной работы. Так, грузооборот составил более 30 млрд. тџкм, что на 6% выше, чем в 2003 г. Пассажирооборот превысил 1,7 млрд. пассажиро-км, что составило 103,2% к плану и 109,4% к аналогичному периоду прошлого года. Подробнее...
 


Пульс сети

Обзор наиболее значимых событий на дорогах сети. Подробнее...
 

Транспортная логистика


Инновационные стратегии управления результативностью транспортно-логистических цепей
Некрасов А.Г.

В условиях современной экономики использование интегрированных транспортно-логистических цепей на различных видах транспорта, включая железнодорожный, требует не только совершенствования информационных технологий, но и существенных изменений в модели управления в целях улучшения экономических результатов деятельности всех участников. Это, в свою очередь, предполагает формирование новых взглядов на роль логистических инструментов управления и выделение приоритетности системных аспектов.
Современные масштабы интеграции материальных и информационных ресурсов рассматриваются едва ли не главными факторами конкурентоспособности интегрированных транспортно-логистических цепей (ТЛЦ). Вместе с тем, на фоне количественного наращивания аппаратно-электронных средств и скорости обработки информации непосредственное управление процессами бизнеса остается неэффективным, слабо влияющим на экономические результаты, конкурентоспособность предприятий и ТЛЦ. Существующие модели логистического управления должны быть дополнены использованием системных методов управления, направленных на достижение более высоких общих результатов.
Логистическая цепь на транспорте охватывает и объединяет в единый процесс такие виды деятельности, как информационный обмен, транспортировка, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработкой, упаковкой. Вопросы взаимодействия между участниками ТЛЦ рассматриваются в данном случае в контексте системного управления логистическими ресурсами на принципах результативной кооперации, коммуникации и компетенции. Подробнее...
 


Логистическое взаимодействие железнодорожного и морского транспорта в регионе
Балалаев А.С.

В настоящее время в ОАО «РЖД» ведется большая работа по совершенствованию взаимодействия железнодорожного и морского транспорта.
На основе метода Ленинградского транспортного узла в Новороссийске разработана единая технология взаимодействия железнодорожной станции Новороссийск и Новороссийского морского торгового порта, позволяющая обеспечить единое информационное пространство и координацию подвода вагонов, что способствует своевременной выгрузке прибывающих грузов.
Уже сегодня в ЦФТО ОАО «РЖД» реализуется технология взаимодействия с Новороссийским морским торговым портом, основанная на согласовании предъявляемых к перевозке заявок грузоотправителей с портом и осуществляется контроль за продвижением вагонов, что значительно сокращает время простоя вагонов как на припортовой станции, так и подходах к ней.
Кроме того, произошел переход от дискретного месячного планирования к непрерывному за счет получения заявок от грузоотправителей не в жестко установленные сроки, а по мере возникновения необходимости с глубиной прогноза не менее 15 сут. Это является наиболее совершенной формой работы с отправителями грузов в смешанном сообщении. Подробнее...
 

Информатизация и связь


Реализуя подпрограмму «Информатизация». Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)
Ицкович Б.С.

На состоявшейся в январе в Доме ученых Новосибирского Академгородка совещании Президент России В.В. Путин отметил, что бизнес, связанный с информационными технологиями, – один из самых динамичных и высокодоходных секторов мировой экономики, а сами информационные технологии – это мощный рычаг обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. По мнению Президента формирование современной инфраструктуры информационного сектора экономики может стать крупным национальным проектом. Его реализация потребует эффективного партнерства и совместной ответственности науки, бизнеса, государства, соответствующих правовых и организационных механизмов. Подробнее...
 

Технические средства


Опыт внедрения нестандартного технологического оборудования в локомотивных депо
Шантаренко С.Г.

Анализ электровозного парка железных дорог России показывает, что техническое состояние локомотивов является неудовлетворительным. Более 10 % электровозов находятся в неисправном состоянии, велика доля неплановых ремонтов. Общий простой по сети составил, к примеру, в 2002 г. около 400 тыс. ч. В числе главных причин такого положения низкое качество и несоблюдение сроков проведения деповского ремонта из-за недостаточного уровня механизации и автоматизации производственных процессов, нарушение планово-предупредительной системы ремонта и режимов эксплуатации электровозов, что связано с отсутствием объективной оценки текущего состояния эксплуатируемых локомотивов.
В пути следования наиболее часто выходят из строя тяговые электродвигатели и вспомогательные электрические машины - около 20 % всех отказов, электрическая аппаратура - более 50 %. Остальные отказы распределяются на колесные пары, автотормозное оборудование, компрессоры и т. д.  Подробнее...
 


Качество путевых работ и взаимодействие смежных служб
Коваленко Н.И., Атякин  Д.И., Коваленко Н.А., Трукунов А.Г.

В современных условиях реструктуризации путевого хозяйства образование новых структурных подразделений с концентрацией парка путевых машин создало объективные условия для выполнения ремонтных работ с привлечением крупных машинизированных комплексов высокой производительности. Но использование таких комплексов ведет к увеличению времени закрытия перегонов для движения поездов, поскольку высокая производительность путевых машин может быть реализована лишь в этих условиях.
Возникает традиционная «конфликтная ситуация»: с одной стороны, с целью качественного осуществления путевых работ требуется увеличить продолжительность закрытия перегонов для движения поездов, а с другой - необходимость обеспечения возрастающего объема перевозок, особенно летних пассажирских, требует повышать пропускную способность перегонов и сокращать задержки поездов. В настоящее время компромисс достигается личностными взаимоотношениями поездного диспетчера и руководителя подразделения путевого комплекса. Однако на практике такие взаимоотношения зачастую не отвечают производственным интересам. Подробнее...
 


«Путевые машины - 2004». Международная выставка-ярмарка в Калуге

В Калуге состоялась очередная международная выставка-ярмарка «Путевые машины-2004», которая отметила десятилетний юбилей своей работы. За минувшие годы уникальная ежегодная выставка завоевала признательность предприятий путевого машиностроения и путейцев сети железных дорог. На ней демонстрировались самые новейшие образцы путевых машин и ремонтных технологий, современный путевой инструмент и комплектующие изделия, выпускаемые российскими и зарубежными фирмами. Выставка стала базой по обмену передовым опытом и укреплению сотрудничества производителей техники и специалистов путевого хозяйства, местом для налаживания деловых связей и заключения взаимовыгодных контрактов. Подробнее...
 

Подготовка кадров


Кузница кадров для транспорта. К 195-летию Петербургского государственного университета путей сообщения
Ковалёв В.И.

В декабре 2004 г. исполнилось 195 лет Петербургскому государственному университету путей сообщения. Ученые и преподаватели университета вносят значительный вклад в становление и развитие отечественного железнодорожного транспорта, в подготовку высококвалифицированных специалистов для отрасли. Профессорско-преподавательский коллектив, студентов и выпускников вуза тепло поздравил президент ОАО «Российские железные дороги» Г.М. Фадеев. В направленном в адрес университета приветственном обращении отмечено, что на всех исторических этапах развитие железных дорог России было тесно связано со старейшем высшим учебным заведением отрасли. Смелые, масштабные идеи выпускников университета, воплощенные в прокладке Транссиба, Туркестано-Сибирской железной дороги и других магистралей, способствовали созданию единой транспортной сети Российского государства. Выпускники университета успешно трудятся во многих отраслях производства и науки, приумножая лучшие традиции учебного заведения и составляя его гордость и славу. О пройденом историческом пути и задачах, решаемых сегодня ПГУПСом, рассказывает ректор университета В.И. Ковалёв.  Подробнее...
 

Из истории железных дорог


Полвека служения отечеству
Павлов В.Е.

В декабре прошлого года исполнилось 170 лет со дня рождения министра путей сообщения М.И.Хилкова. Князь Михаил Иванович Хилков был инженером путей сообщения. Это звание ему присвоено в 1904 г. постановлением Инженерного Совета МПС и решением Совета Института инженеров путей сообщения. Он почетный гражданин 15 городов России, почетный член Петербургской Академии наук, Петербургского технологического института и Института инженеров путей сообщения, Русского географического и астрономического обществ, кавалер пяти российский орденов (в том числе ордена Александра Невского) и девяти иностранных орденов. Подробнее...
 


На железных дорогах мира

Обзор событий за рубежом. Подробнее...
 

 
 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования

 

Сайт управляется системой uCoz