|
|
На магистралях содружества
|
На состоявшемся 22-24 ноября 2005г. в г. Ашхабаде 42-м заседании
Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ
рассмотрен ряд важных вопросов организации пассажирских и грузовых
перевозок, эксплуатационной деятельности железных дорог в международном
сообщении, пополнения парка грузовых вагонов, их модернизации и ремонта,
развития межгосударственной информационно-вычислительной сети железных
дорог, взаимодействия железнодорожных администраций в области
здравоохранения и др.
Открывая заседание, Председатель Совета по железнодорожному транспорту,
президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
В.И. Якунин отметил эффективность и действенность работы Совета, что
подтверждает более чем 13-летний период успешной совместной работы
железнодорожных администраций. Главное при этом то, что удалось
сохранить единое технологическое пространство железнодорожной сети, а
также организовать совместное использование парков грузовых вагонов и
контейнеров. Организационные и технические мероприятия, проводимые в
рамках Совета, позволяют координировать на межгосударственном уровне
деятельность железных дорог, создавая условия для их устойчивой,
надежной и эффективной работы.
Подробнее…
|
Экономика
|
Работа железнодорожного транспорта: макроэкономический аспект
Мачерет Д.А.
С момента создания ОАО «РЖД» в ходе реализации структурной реформы
компания обеспечивает устойчивое функционирование и развитие отрасли и
недискриминационный доступ перевозчиков к услугам инфраструктуры.
По оценкам экспертов каждый рубль инвестиций в железнодорожный транспорт
создает мощный мультипликативный эффект и приводит к увеличению валового
внутреннего продукта (ВВП) на 2,5-3 руб. При этом создаются стимулы для
развития высокотехнологичных производств, активизации инновационной
деятельности. Не менее значительные внетранспортные эффекты формируются
в результате повышения транспортной доступности регионов, сокращения
транспортных издержек в цене продукции, повышения качества услуг. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Обзор наиболее значимых событий в отрасли.
Подробнее…
|
Приоритеты
|
О правах на результаты интеллектуальной деятельности при решении
инновационных задач ОАО «РЖД»
Шабалин Н.Г., Ягодин В.Б., Карпов Л.А.,
Будицкий Е.Г.
В ОАО «РЖД» в настоящее время ведется разработка инновационной
стратегии, в основе которой лежит целенаправленная инвестиционная
политика, предусматривающая реализацию текущих и долгосрочных программ
разработки и внедрения технологий, технических средств, предоставляемых
услуг на базе новых знаний и интеллектуальных продуктов, а также
закрепления прав на вновь создаваемые результаты интеллектуальной
деятельности. Основные положения инновационной политики закреплены в
Стратегической программе развития ОАО «РЖД» до 2010 г., Энергетической
стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 г. и на перспективу до 2020 г. Их
реализация позволит создать долгосрочный спрос на высокотехнологичную
продукцию компании и значительно повысить эффективность ее работы.
Система управления инновациями ОАО «РЖД» базируется на прогнозировании
разработок по приоритетным направлениям, предусматривающим создание
новых технических средств, развитие информационных и
телекоммуникационных технологий. Инновационная политика реализуется
через централизацию управления научно-техническим комплексом компании в
основном в форме инновационных проектов. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Транспортная логистика
|
Логистика планирования, контроля и анализа погрузки
Мохонько В.П., Сугробов Н.В., Куренков П.В.,
Халилов Н.М.
На Куйбышевской дороге в рамках программы создания логистической
системы управления перевозочным процессом разрабатывается и успешно
внедряется автоматизированная система управления сменно-суточным и
текущим планированием грузовой работы (АСУ ССПГР). Ее составными частями
являются автоматизированные системы планирования погрузки по роду
подвижного состава (РПС), по номенклатурным группам грузов (НГГ),
контроля и анализа выполнения планов. Они позволяют на качественно новом
уровне реализовать на дороге логистический подход к функциям месячного,
сменно-суточного и текущего планирования погрузки.
Цель создания автоматизированной системы планирования погрузки по роду
подвижного состава состоит в реализации логистического подхода к
функциям сменно-суточного планирования погрузки по роду подвижного
состава на уровне дороги, отделений, включая центры управления местной
работой (ЦУМРы), линейные районы управления (ЛРУ) и станции. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Станция
|
Наращиваем темпы и качество работы
Краевский Г.И.
Станция Благовещенск Забайкальской железной дороги имеет богатую
историю. К концу XIX века Благовещенск был уже довольно крупным
торгово-промышленным центром. Здесь работали два чугунолитейных завода,
спичечная фабрика, спиртзавод, несколько пивоваренных заводов, пять
крупных мельниц, десятки ремесленных мастерских. Развитие города было
связано с золотодобычей, сельским хозяйством, транспортом. Исключительно
благоприятное расположение у двух больших рек определило его значение
как крупного транспортного узла. К концу XIX века все более очевидной
становится необходимость организации железнодорожного сообщения между
Благовещенском и соседними регионами. В 1898 г. было начато
строительство так называемой колесной дороги от Хабаровска, которая была
сдана в эксплуатацию в 1908 г.
В марте 1908 г. Государственной Думой царской России было принято
решение о строительстве в рамках проекта создания Транссиба
Средне-Амурской железной дороги от Куэнги до Хабаровска с ветвями к
Нерчинску и Благовещенску. Общая протяженность железнодорожных путей
должна была составить более 1639 верст. Дорога строилась на четырех
участках: головном – от Кунги до Урюма, западном – от Урюма до Керана,
среднем – от Керана до реки Зеи с ветвью на Благовещенск и восточном –
до Хабаровска. Протяженность средней части магистрали составляла 615
верст, ветви на Благовещенск от станции Бочкарево (теперь Белогорск) –
около 101 версты. Управление по строительству железной дороги находилось
в Благовещенске. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Эксплуатационная работа
|
Повышение веса и длины грузовых поездов на основных направлениях
Пехтерев Ф.С., Шаров В.А.
Железнодорожному транспорту принадлежит важнейшая роль в обеспечении
нормального функционирования экономики России. По мере роста
промышленного и сельскохозяйственного производства внешнеторгового
товарооборота и подвижности населения увеличиваются объемы перевозок и
возникает потребность в повышении пропускной и провозной способности
железных дорог.
Опыт работы отечественных железных дорог в период с середины 1960-х до
1970 – 1980-х годов после коренного технического перевооружения –
перехода на электрическую и тепловозную тягу, когда были созданы
значительные резервы пропускной и провозной способности, показывает, что
необходим сбалансированный подход к освоению растущих объемов перевозок,
которое может быть достигнуто как за счет повышения интенсивности
движения грузовых поездов, так и поэтапного увеличения их веса и длины.
Так, освоение растущего объема перевозок в основном за счет увеличения
числа поездов привело к тому, что при достижении высокого уровня
грузонапряженности, около 100 млн. тџкм/км на важнейших
электрифицированных направлениях сети дорог возник дисбаланс между
необходимыми размерами перевозок и провозной способностью железных дорог
из-за ограничения пропускной способности участков станциями. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Конференции, совещания, выставки
|
Новые условия хозяйствования, задачи экономического роста в стране
требуют поиска новых, неординарных путей повышения эффективности работы,
отвечающих требованиям рыночной экономики. Одним из приоритетных
инструментов повышения эффективности работы железных дорог является
аутсорсинг, благодаря которому появляется возможность значительно
повысить производительность бизнеса ОАО «РЖД», оптимизировать
деятельность компании.
Предлагаем вниманию читателей некоторые из основных выступлений,
прозвучавших на заседании в Щербинке. В дальнейшем редакция планирует
продолжить публикацию материалов по развитию аутсорсинговых услуг на
железнодорожном транспорте.
Подробнее…
|
Аутсорсинг как одно из приоритетных направлений в реформировании и
повышении эффективности российских железных дорог. В современных
условиях, когда Россия все больше вливается в мировую экономику, для
успешного развития компании, роста ее конкурентоспособности и
привлекательности для инвесторов необходимо повышение эффективности
работы и снижение издержек. Одним из способов решения этих задач
является аутсорсинг, т.е. передача отдельных функций, технологических
операций или бизнес-процессов внешним исполнителям.
Использование аутсорсинга позволяет компании сконцентрировать усилия на
основном бизнесе, повысить его эффективность, качество продукции и услуг
за счет передачи специализированным организациям определенных задач или
бизнес-процессов, не являющихся профильными в деятельности компании, но
необходимых для ее полноценной работы. Передача функций и операций
внешней организации (внешний аутсорсинг) – это рыночно ориентированная
практика, предполагающая наличие партнерских отношений, рассчитанных на
среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Подробнее…
|
Пассажирское хозяйство - многофункциональный комплекс, выполняющий
разнообразные виды работ от ремонта пассажирских вагонов до обслуживания
пассажиров на вокзалах и в поездах. Отличительной особенностью его
деятельности является сезонная неравномерность объемов работ, что
приводит к дефициту трудовых ресурсов в «пиковые» периоды летних,
каникулярных и праздничных пассажирских перевозок.
Для решения этой проблемы и с целью оптимизации хозяйственной
деятельности структурных подразделений пассажирского комплекса, а также
гибкого регулирования неравномерного распределения пассажиропотока в
1998 г. впервые была применена практика передачи непрофильных для
пассажирского хозяйства функций по охране пассажирских вагонов на
Октябрьской и Московской железных дорогах, а также по уборке вокзальных
площадей на Северо-Кавказской дороге внешним специализированным
предприятиям. При этом было выведено из эксплуатационной деятельности
определенное количество работников.
Подробнее...
|
В современных условиях на практике соотношение позиций хозяйствующих
субъектов на рынке постоянно меняется. Поэтому компании, которые не
совершенствуют процессы производства и сбыта продукции и услуг,
отказываются от изменения принципов управления, более подвержены риску
утраты завоеванных позиций по сравнению с конкурентами. Одним из
способов обеспечения эффективной хозяйственной деятельности и сохранения
конкурентных преимуществ является использование кооперации, отказ от
непрофильных функций и приобретение услуг по их выполнению у сторонней
организации, т.е. использование аутсорсинга.
Аутсорсинг применительно к ОАО «РЖД» - это способ оптимизации
деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной
деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним
специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с
соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением
непрофильной, вспомогательной функции.
Подробнее...
|
Обзор наиболее значимых событий на сети железных дорог России.
Подробнее...
|
Технические средства
|
В последнее время большое внимание уделяется повышению эффективности
эксплуатируемого на российских железных дорогах подвижного состава,
созданию тяговой техники нового поколения. В публикуемой статье
рассматривается один из путей совершенствования тягового привода для
электроподвижного состава.
В 1960-е годы на отечественном электроподвижном составе (трамвайные
вагоны, вагоны метро, электропоезда и электровозы) началось внедрение
тиристорно-импульсных систем управления (ТИСУ) тяговым электроприводом.
К разработкам подключились крупнейшие научные организации и ведущие
транспортные предприятия, были подготовлены сотни научных статей,
диссертаций, проведены десятки научных конференций. Казалось, что ценой
огромных усилий большого числа научных и инженерных работников
электрическая тяга постоянного тока наконец-то нашла продуктивную
концепцию для своего дальнейшего развития. Еще один шаг и можно будет
начать выпуск электроподвижного состава с высоконадежными бесконтактными
системами управления тяговыми двигателями. При этом предполагалось, что
использование тиристорно-импульсных систем приведет к снижению расхода
электроэнергии на тягу на 20-30% за счет исключения ее потерь в пусковых
реостатах и применения рекуперативного торможения, а затраты на ремонт и
техническое обслуживание электрооборудования сократятся в 2-3 раза за
счет замены ненадежно работающей контакторной аппаратуры более надежной
бесконтактной.
Подробнее...
|
Продление срока службы вагонов-минераловозов
Александров М.Д.
Для бестарной транспортировки минеральных удобрений широко
используются специализированные крытые цельнометаллические вагоны
бункерного типа - вагоны-хопперы. Основное достоинство
вагонов-минераловозов - обеспечение высокой сохранности грузов и
возможность быстрой саморазгрузки в специальные приемные устройства или
на две стороны от пути.
Географическая удаленность добывающих предприятий от перерабатывающих, а
также экспорт сырья обусловливают интенсивную эксплуатацию имеющихся
вагонов-минераловозов. В настоящее время дефицит вагонов-хопперов для
перевозки минеральных удобрений в рабочем парке составляет порядка 8
тыс. вагонов, а к 2010 г., по данным ОАО «РЖД», нехватка подвижного
состава может составить 29 тыс. вагонов. Закупка вагонов-хопперов для
перевозки минеральных удобрений практически не производилась с 1993 г.,
поэтому парк интенсивно стареет, и к 2010 г. срок службы истечет
примерно у 32 % вагонов. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Информатизация и связь
|
Географические параметры транспортного комплекса России поистине
уникальны. Взять, к примеру, внутренние водные пути, их общая длина
превышает 100 тыс. км и по протяженности они уверенно держат первое
место в мире. Незначительно им уступают отечественные стальные
магистрали, которые занимают второе место (более 80 тыс. км) и словно
стальной обруч скрепили в единую федерацию российские регионы,
расположенные в десяти часовых поясах.
Даже несмотря на явную нехватку автомобильных дорог, их показатели тоже
поражают воображение: только федеральная сеть автотрасс составляет почти
50 тыс. км, а региональная сеть более чем в 10 раз превышает
федеральную. Да и воздушные авиалинии уверенно держат пальму первенства
в мире по протяженности, пересекая нашу страну с запада на восток и с
севера на юг.
Подробнее…
|
Транспорт и окружающая среда
|
Обезвреживание нефтесодержащих и фенольных загрязнений
Шанайца П.С., Москалев Н.В., Бирюков В.В., Паньшин
И.А.,
Сидраков А.А., Щеблыкин И.С.
Ежегодно в отрасли образуется около 80 тыс. т нефтесодержащих отходов
производства, структурно представленных на гистограмме (рис. 1). По
происхождению нефтезагрязнения могут представлять собой сырую нефть,
свежие не переработанные нефтепродукты различной температуры кипения и
состава, а также жидкие или твердые нефтеотходы (шламы) - продукты
углеводородного состава, отработавшие в технологическом цикле, с
ухудшенными вследствие этого физико-химическими свойствами.
Одними из наиболее концентрированных жидких отходов являются шламы из
моечных машин, образующиеся в результате обмывки деталей, узлов и
кузовов подвижного состава, при промывке и пропарке цистерн, а также при
промывке грузовых и обмывке пассажирских вагонов. Сточные воды
шпалопропиточных заводов содержат органические соединения разных классов
– предельные, непредельные, ароматические углеводороды, органические
кислоты, крезолы, фенолы и их гомологи, пиридин, скипидар и ацетон. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Экономика
|
Технология управления знаниями в цепях поставок
Некрасов А.Г.
Экономическая ситуация в России требует пересмотра принципов и
механизмов менеджмента на основе командной (коллективной) модели
управления цепочками поставок, ориентированной на логистические знания.
Концепция управления цепями поставок SCM получила широкое развитие в
индустриально развитых странах мира начиная с 1980-х годов. Модель SCM,
или цепь поставок (ЦП) с интегрированной системой информационного
обеспечения, способна успешно решать задачи координации, планирования и
управления процессами снабжения, складирования и транспортировки.
Организация логистических процессов в сфере управления цепочками
поставок на железнодорожном транспорте представляет собой высоко
интегрированную информационную среду, объединяющую иногда десятки или
сотни предприятий. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
Подготовка кадров
|
Долгое время психологическая информация относительно управленческого
персонала серьезно не изучалась. Руководители и сотрудники служб
управления персоналом при формировании резерва или при назначениях
интуитивно учитывали личностные особенности кандидатов, основываясь на
собственном опыте. А ведь психологическая информация, как и любая
другая, формирует конкурентные преимущества и должна стать одним из
основных факторов при оценке кадрового потенциала. С учетом этого в ходе
формирования эффективного менеджмента ОАО «РЖД» и совершенствования
корпоративных стандартов большое внимание уделяется внедрению новых
психологических технологий в работу по подбору и подготовке руководящих
кадров и их резерва, в том числе созданию автоматизированной системы
психологической диагностики руководящих кадров и специалистов (АСП РК).
В настоящее время, в соответствии с Указанием №Н – 702 у от 7 августа
2002 г. «Об организации профессиональной психологической диагностики
руководящих кадров и специалистов железных дорог», автоматизированная
система психологической диагностики руководящих кадров и специалистов
железных дорог внедрена на 12 дорогах. Более тысячи руководителей прошли
психологическую диагностику. К сожалению, пока не внедрены современные
технологии стандартизированной диагностики руководителей и специалистов
на Куйбышевской, Московской, Южно-Уральской, Юго-Восточной и
Калининградской железных дорогах.
Подробнее…
|
Из истории железных дорог
|
Собиратель отрасли транспортного строительства. К 100-летию со
дня рождения Е.Ф.Кожевникова
А.Червонный
В 2004 г. в нашей стране торжественно отмечался полувековой юбилей с
момента создания Минтрансстроя, положившего начало формированию отрасли
транспортного строительства. Его история вобрала в себя жизни нескольких
поколений транспортных строителей.
Ярчайшее отражение она нашла в судьбе первого министра транспортного
строительства Евгения Федоровича Кожевникова. За 21 год руководства
крупнейшим союзным министерством ему удалось поднять престиж отрасли на
ту заслуженную высоту, которая соответствовала ее стратегическому
значению для развития огромного государства. Полностью статья
доступна только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
В октябре 1905 г. была введена в эксплуатацию Кругобайкальская
железная дорога. К 100-летию магистрали работники Восточно-Сибирской
железной дороги подготовили и провели целый комплекс мероприятий. В
канун юбилея 7 октября 2005 г. в великолепном актовом зале детской
железной дороги города Иркутска прошла конференция под названием «КБЖД –
связующее звено Транссиба и уникальный памятник инженерного искусства».
На конференции, посвященной вековому юбилею уникальной магистрали,
приехавшие со всех дорог страны руководители дорожных музеев во главе с
директором Центрального музея железнодорожного транспорта из
Санкт-Петербурга Г.П.Закревской, а также писатели, журналисты, краеведы,
представители «Клуба друзей Кругобайкальской дороги» (есть и такой в
Иркутске) говорили искренние слова признательности по случаю столь
замечательного праздника.
Подробнее…
|
Обзор событий на зарубежных железных дорогах. Полностью
материал доступен только в полиграфической версии журнала.
Подробно о способах заказа…
|
|