|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б.М. Лапидус, старший вице-президент ОАО «РЖД»,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Аутсорсинг как одно из приоритетных направлений в реформировании и повышении эффективности российских железных дорог. В современных условиях, когда Россия все больше вливается в мировую экономику, для успешного развития компании, роста ее конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов необходимо повышение эффективности работы и снижение издержек. Одним из способов решения этих задач является аутсорсинг, т.е. передача отдельных функций, технологических операций или бизнес-процессов внешним исполнителям. Использование аутсорсинга позволяет компании сконцентрировать усилия на основном бизнесе, повысить его эффективность, качество продукции и услуг за счет передачи специализированным организациям определенных задач или бизнес-процессов, не являющихся профильными в деятельности компании, но необходимых для ее полноценной работы. Передача функций и операций внешней организации (внешний аутсорсинг) – это рыночно ориентированная практика, предполагающая наличие партнерских отношений, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основной эффект аутсорсинга должен создаваться за счет того, что специализированная организация обеспечивает более эффективное и качественное исполнение передаваемых ей процессов или функций. Неоспоримым преимуществом аутсорсинга является отсутствие объемных долгосрочных инвестиций. Одна из основных задач реформы железнодорожного транспорта - повышение прозрачности отрасли в целом и отдельных ее хозяйствующих субъектов, в том числе благодаря выводу непрофильных функций и процессов, которых накоплено немало. Аутсорсинг как раз и представляет собой удачный способ вывода непрофильных функций и процессов. Поэтому уже при разработке Стратегической программы развития ОАО «РЖД» в нее закладывалось применение схем аутсорсинга. Согласно программе до 2010 г. за счет выведения персонала в прочие виды деятельности, а также на основе применения аутсорсинга предполагается дополнительно высвободить более 43 тыс. человек. Аутсорсинг применяется на большинстве железных дорог, но его направления не везде можно считать оптимальными, поскольку в ряде случаев на аутсорсинг выводятся виды деятельности и работы, передача которых приводит к увеличению издержек ОАО «РЖД». В настоящее время рекомендованный перечень профессий, а также работ и услуг для внешнего выполнения составляет порядка 80 позиций. Основные из них представлены на рис. 1. Однако реализация этого перечня должна быть организована системно, в масштабах целых дорог, а не произвольно на каждом предприятии, поскольку эффективность аутсорсинга существенно зависит от масштабов внедрения.
Железные дороги, как правило, передают на внешнее выполнение отдельные виды технологических процессов или операций, а также используют аутсорсинг для покрытия сезонных потребностей в дополнительном персонале. Практика передачи в аутсорсинг функций, видов деятельности или производственных циклов, связанных с выполнением законченных работ и услуг, широкого распространения не получила (исключение составляет обслуживание пассажиров в поездах на ряде железных дорог и передача прачечных комплексов). Применение аутсорсинга в рамках пассажирского комплекса помогает решать задачи сезонных пиков перевозок. Вместе с тем тот факт, что более 12 тыс. проводников поездов дальнего следования трудятся сегодня на аутсорсинговых предприятиях, не может быть самоцелью. В то же время заслуживает внимания опыт Красноярской железной дороги, где на новые формы работы переведено 26 специальностей непрофильных функций. Осуществляется передача непрофильных функций внешним специализированным фирмам. Например, мойкой вагонов, уборкой производственных и служебных помещений занимаются специализированные клиринговые фирмы, у которых себестоимость уборки одного метра площади намного ниже. Вместе с тем, применение аутсорсинга приводит не к снижению, а к увеличению издержек, по нашему мнению, в связи с тем, что на ранних этапах использования аутсорсинга не проводились предварительные экономические расчеты эффективности вывода тех или иных функций на внешнее исполнение. В связи с этим потребовалось провести упорядочение применения аутсорсинга. В результате разработаны проекты Положения о применении аутсорсинга на железных дорогах (рис. 2-5) и Перечня работ, рекомендуемых для использования аутсорсинга на железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД». Технические и технологические требования к организации технического обслуживания на принципах аутсорсинга будут устанавливаться отдельными документами ОАО «РЖД». Кроме того, разработана система сертификации аутсорсинговых предприятий на транспорте, ВНИИЖТом разработан алгоритм расчета технологических процессов аутсорсинга и определения его экономической эффективности.
Необходимо отметить, что активное применение технологий аутсорсинга в России началось менее десяти лет назад. Первоначально такая услуга была востребована крупными зарубежными компаниями, реализующими в России масштабные проекты, например строительство нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, поставка телекоммуникационного оборудования и др. В то же время в других странах аутсорсинг давно и активно применяется на транспорте, а также в других отраслях для выполнения ремонта объектов инфраструктуры и подвижного состава, обеспечения связи и информационного обслуживания. Зарубежные фирмы на условиях аутсорсинга могут осуществлять организацию производства, управление кадрами, бухгалтерский учет, хранение баз данных и другие специальные функции. Существует и отечественный опыт. Так, ОАО «Газпром», ОАО «Норильская Горная Компания» применяют аутсорсинговые технологии. На этих предприятиях есть своя производственная специфика, но принципы и методология работы с кадровыми ресурсами во многом схожи. В ОАО «РЖД» был проанализирован их опыт, который учтен при определении перечня работ, где целесообразно применять аутсорсинг. В настоящее время речь идет о выводе на аутсорсинг в основном отдельных технологических процессов и функций. Вывод на аутсорсинг бизнес-процессов - это дальнейшая перспектива, связанная в том числе с продолжением реформы отрасли и образованием дочерних обществ. Однако рекомендация к выводу на аутсорсинг не является прямым поручением к повсеместной передаче этих функций внешним исполнителям. Основные критерии вывода или невывода процессов на аутсорсинг - снижение издержек (за счет более высокой эффективности работы компании-аутсорсера) и повышение качества предоставляемых услуг. В отдельных случаях на основе аутсорсинга можно было бы получать эксклюзивные услуги (например, в сфере программного обеспечения, обслуживания компьютерной техники), которые в случае их самостоятельного выполнения обходились бы компании значительно дороже или не имели бы необходимого уровня качества. Важнейшим элементом применения аутсорсинга является действенный контроль со стороны ОАО «РЖД» за соблюдением технических регламентов по организации движения поездов, эксплуатации и содержанию устройств железнодорожного транспорта и нормативных документов по безопасности движения поездов. В ходе разработки проекта Положения определено, что основным типом организации аутсорсера должна стать внешняя по отношению к ОАО «РЖД» специализированная организация, привлекающая высококвалифицированный персонал, применяющая передовые эффективные технические средства и технологии. Такая компания должна обеспечивать высокое качество предоставляемых услуг, выполняемых работ, поставляемой продукции или выполняемых отдельных функций с меньшей стоимостью работ по отношению к собственным затратам ОАО «РЖД» и конкурирующих компаний. При этом к главным условиям, которые должны неукоснительно соблюдаться при привлечении внешних организаций, относятся:
Кроме того, сумма затрат по договорам аутсорсинга должна быть меньше затрат дороги, которые реально высвобождаются при передаче на внешнее исполнение функций и процессов. Это единые для всех критерии. Для успешного применения аутсорсинга, исходя из перечисленных условий, наиболее важное значение имеют такие факторы, как выбор оптимального партнера, тесное взаимодействие в ходе совместной деятельности (особенно если это связано с процессом перевозок) и постоянный контроль взаимоотношений с аутсорсером. Наибольшие проблемы может вызвать неправильная работа с персоналом, связанным с исполнением передаваемых функций и процессов. Аутсорсинг - новая для России технология, поэтому люди зачастую не понимают причин ее использования и боятся быть обманутыми. Следует правильно выстроить взаимоотношения с профсоюзами новой компании-работодателя. Необходимо еще раз подчеркнуть, что применение аутсорсинга не должно носить компанейский характер. Рекомендации по его применению в тех или иных случаях не требуют немедленного бездумного исполнения. Аутсорсинг должен использоваться только при наличии на рынке организаций, способных эффективно и качественно выполнять передаваемые им функции или процессы, снижать издержки железных дорог и повышать качество предоставляемых услуг. Вместе с тем, по мере развития аутсорсинга и рынка различных услуг центральному аппарату ОАО «РЖД» целесообразно будет сформировать перспективную программу внедрения аутсорсинга в ОАО «РЖД», в которой можно будет сформулировать единые подходы и методы применения аутсорсинга, определить масштабы и рубежи его внедрения. О работе конкурсной комиссии ОАО «РЖД». Надежная и бесперебойная работа железнодорожного транспорта - одно из важнейших условий эффективной работы и динамичного развития экономики страны в целом. Надо отметить, что начиная с 1997 г. МПС России последовательно проводило работу, направленную на расширение практики закупок товаров, работ и услуг для нужд федерального железнодорожного транспорта исключительно на конкурсной основе. Именно в МПС России были сформированы одни из первых в стране отраслевые нормативные документы по конкурсному размещению заказов для нужд отрасли. Сегодня ОАО «РЖД» активно продолжает и развивает практику конкурсных закупок. Благодаря проведению интенсивной конкурсной политики в компании число проведенных конкурсных процедур выросло от 100 в 2002 г. до 1187 в 2003 г. В 2004 г. число проведенных конкурсных закупок достигло уже 5128, т.е. увеличилось практически в 5 раз. По итогам 9 месяцев 2005 г. общее число конкурсных процедур составило 8901. В них приняли участие 14402 организации. Следует отметить, что существуют некоторые особенности работы конкурсной комиссии ОАО «РЖД», поскольку компания не относится к числу государственных заказчиков и поэтому в своей работе руководствуется Гражданским кодексом РФ и собственными нормативными документами, в число которых входят Положение о порядке размещения заказов на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения основных видов деятельности ОАО «РЖД», а также Распоряжения о конкурсной комиссии ОАО «РЖД» и др. Эти документы регулируют работу конкурсной комиссии ОАО «РЖД» и конкурсных комиссий, созданных в филиалах компании. Конкурсные процедуры проводятся на принципах открытости, равноправия, эффективности и ответственности. Закупки товаров, работ и услуг для нужд ОАО «РЖД» осуществляются путем проведения квалификационного отбора, открытого или закрытого конкурса, методом запроса котировок цен и методом «у единственного источника». Конечно, наиболее предпочтительным способом закупок является открытый конкурс, так как именно он обеспечивает их наибольшую эффективность. Требования к участникам конкурсных процедур определяются типовой инструкцией, технические и квалификационные условия которой могут дополняться в зависимости от специфики конкурса. К участию в процедурах по размещению заказов компании допускаются организации, имеющие хорошие показатели финансовой устойчивости, не находящиеся в процессе ликвидации или банкротства, на чье имущество не наложен арест, не имеющие просроченной задолженности по платежам в федеральный и местные бюджеты. Участник конкурса должен документально подтвердить свои возможности осуществлять поставки запрашиваемой продукции либо выполнение работ или оказание услуг, обладать необходимыми лицензиями и разрешениями. Помимо необходимого пакета документов участник предоставляет обеспечение своего участия в конкурсе в виде банковской гарантии, которая подтверждает обязательство участника подписать договор с ОАО «РЖД» в случае признания его победителем конкурса. Победитель конкурса определяется на основании экспертизы поданных предложений. Такая экспертиза проводится специалистами ОАО «РЖД» с привлечением экспертов отраслевых научных институтов и других ведомств. Поданные конкурсные предложения тщательно анализируются и всесторонне изучаются членами экспертных групп на соответствие требованиям конкурсной документации, проводится анализ предложенных организационных, технологических и конструктивных решений, продолжительности выполнения отдельных работ и объекта в целом, анализируется техническая оснащенность, внимательно изучается расчет цен и экономическая эффективность предложенных решений. Необходимо отметить, что не всегда наименьшая цена считается основным критерием выбора победителя. Главным критерием выбора лучшего предложения является оптимальное соотношение цены и качества предлагаемых товаров, работ или услуг. При проведении конкурсных процедур для организации закупок продукции в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2004 г. 78% наименований продукции было закуплено по итогам открытых конкурсов, а за 9 месяцев 2005 г. - 73 % всего объема продукции. В результате этого удалось существенно сократить расходы на приобретение продукции и увеличить прибыль. В ходе реформирования компании возникают новые задачи, решаемые в том числе и путем расширения сферы применения конкурсных процедур для приобретения различных товаров, работ и услуг, которые ранее не приобретались. В 2004-2005 гг. ОАО «РЖД» провело конкурсные процедуры для закупки принципиально новых для компании видов работ и услуг, в число которых входят:
Проведен открытый конкурс с целью выбора организации для разработки и реализации программы развития Канашского вагоноремонтного завода - филиала ОАО «РЖД» для обеспечения эффективного использования его имущества, выполнения заказа по ремонту вагонов ОАО «РЖД», инвестирования в модернизацию существующего производственного комплекса и создания мощностей по производству грузовых полувагонов и других перспективных моделей. Планируется провести конкурсы по разработке системы оценки деятельности и материального стимулирования менеджмента дочерних и зависимых обществ компании, а также по отбору арендаторов вагонов-ресторанов для обслуживания пассажиров в поездах ОАО «РЖД». Разработан порядок проведения и в настоящее время активно проводятся конкурсные процедуры для передачи в аренду и продажи имущества ОАО «РЖД». На сегодняшний день проведено 268 открытых конкурсов по отбору арендаторов коммерческих площадей вокзальных комплексов на Калининградской, Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД».
Безусловно, планомерная работа по проведению закупок в основном на конкурсной
основе не только повышает привлекательность ОАО «РЖД» как делового партнера,
поскольку процесс закупок становится прозрачным и понятным партнерам по бизнесу,
но и приносит существенную экономию средств компании. За 9 месяцев 2005 г.
экономия средств ОАО «РЖД» при проведении конкурсных процедур составила около
413 млн. руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||