К 105-летию Омского государственного университета путей сообщения

Ученые ОмГУПСа – транспорту
Разработки-Исследования-Эксперименты

Совершенствование средств и методов
диагностирования локомотивов

А.И. Володин, заведующий кафедрой «Локомотивы», доктор технических наук, профессор
С.М. Овчаренко, кандидат технических наук, доцент

Совершенствование системы ремонта и технического обслуживания локомотивов направлено в первую очередь на повышение надежности их работы и снижение суммарных затрат. Переход на более прогрессивную систему ремонта по фактическому состоянию требует решения на более высоком уровне задачи получения достоверной информации о текущем техническом состоянии локомотива в процессе эксплуатации. Такая информация поступает при проведении операций диагностирования.

Учеными кафедры «Локомотивы» разработаны методы и технические средства диагностирования топливной аппаратуры дизелей, технического состояния деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, оценки качества протекания рабочего процесса, тепловизуального контроля состояния секций холодильника, оценки экологических характеристик дизелей. Многие разработки кафедры направлены на совершенствование средств и методов контроля технического состояния систем и узлов тепловозного дизеля, являющегося одним из наиболее ненадежных узлов тепловоза. Среди них следует отметить систему «Иртыш», внедренную в период с 1985 по 1995 г. более чем в 20 локомотивных депо, комплекс ИСТАД, предназначенный для оценки фактического угла опережения впрыска топлива, способ оценки степени износа деталей цилиндро-поршевой группы и кривошипно-шатунного механизма по результатам спектрального анализа моторного масла (рис.1), способ оценки степени износа элементов роликовых подшипников букс по результатам контроля концентраций продуктов износа в смазочном материале, программный комплекс для оценки экологических характеристик дизеля по параметрам рабочего процесса. Многие разработки кафедры защищены авторскими свидетельствами и патентами РФ на изобретение и полезные модели.

Рис.1. Результаты оценки
износа цилиндровой втулки

Рис. 2. Программно-аппаратный комплекс
регистрации параметров
работы маневровых тепловозов

Разработанный на кафедре стенд по обкатке и настройке РЧО оснащен микропроцессорной системой, позволяющей значительно улучшить технологический процесс. Стенды по обкатке и настройке форсунок и топливных насосов высокого давления внедрены во многих локомотивных депо и на предприятиях, где используется промышленный транспорт. Широкое внедрение получила бортовая система промывки турбокомпрессора. На локомотивах, оснащенных этой системой, очистка лопаток турбокомпрессора осуществляется в процессе эксплуатации.

Большой спектр работ кафедра посвятила изучению и практическому использованию технологий оптимизации эксплуатации локомотивов и режимов их работы. Исследования в этой области позволили получить информацию, позволяющую снизить непроизводительный расход топлива. В последнее время на кафедре большое внимание уделяется разработке программных и технических средств для решения задачи формирования научнообоснованных норм расхода топлива на поездную и маневровую работу. Разработанный на кафедре программно-аппаратный комплекс регистрации параметров работы маневровых тепловозов внедрен в локомотивных депо сети и промышленного транспорта (рис. 2).

На кафедре был проведен комплекс лабораторных и натурных испытаний топлива ДТ и ДТПЛФ без присадок, а также этих же марок топлива с различным процентным содержанием комплексной многофункциональной топливной присадки «Dipetane» (Ирландия), улучшающей теплотехнические и экологические свойства топлива. В настоящее время на кафедре «Локомотивы» ведутся исследования по применению комплексных многофункциональных присадок «Lubrizol 8411А» (Скандинавия), «Миакрон» (Россия), которые представляют собой средство для улучшения экологических показателей работы дизелей без ухудшения экономичности и надежности работы топливных систем.

В научных исследованиях кафедры активное участие принимают студенты старших курсов, которые после окончания вуза успешно применяют полученные знания на производстве. Выпускники кафедры пользуются авторитетом в локомотивных депо Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Южно-Уральской, Свердловской и других дорог. Заявки на молодых специалистов кафедры поступают также с Московской, Октябрьской, Северной, Горьковской, Юго-Восточной дорог и трех стран СНГ. Кафедра «Локомотивы» стала поистине кузницей кадров для стальных магистралей России и других стран СНГ, а также вузов и техникумов Урала и Сибири.
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz