|
А.И. Володин, заведующий кафедрой «Локомотивы», доктор технических наук,
профессор
С.М. Овчаренко, кандидат технических наук, доцент
Совершенствование системы ремонта и технического обслуживания локомотивов
направлено в первую очередь на повышение надежности их работы и снижение
суммарных затрат. Переход на более прогрессивную систему ремонта по фактическому
состоянию требует решения на более высоком уровне задачи получения достоверной
информации о текущем техническом состоянии локомотива в процессе эксплуатации.
Такая информация поступает при проведении операций диагностирования.
Учеными кафедры «Локомотивы» разработаны методы и технические средства
диагностирования топливной аппаратуры дизелей, технического состояния деталей
цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, оценки качества
протекания рабочего процесса, тепловизуального контроля состояния секций
холодильника, оценки экологических характеристик дизелей. Многие разработки
кафедры направлены на совершенствование средств и методов контроля технического
состояния систем и узлов тепловозного дизеля, являющегося одним из наиболее
ненадежных узлов тепловоза. Среди них следует отметить систему «Иртыш»,
внедренную в период с 1985 по 1995 г. более чем в 20 локомотивных депо, комплекс
ИСТАД, предназначенный для оценки фактического угла опережения впрыска топлива,
способ оценки степени износа деталей цилиндро-поршевой группы и
кривошипно-шатунного механизма по результатам спектрального анализа моторного
масла (рис.1), способ оценки степени износа элементов роликовых подшипников букс
по результатам контроля концентраций продуктов износа в смазочном материале,
программный комплекс для оценки экологических характеристик дизеля по параметрам
рабочего процесса. Многие разработки кафедры защищены авторскими свидетельствами
и патентами РФ на изобретение и полезные модели.
Рис.1.
Результаты оценки
износа цилиндровой втулки |
 |
Рис. 2.
Программно-аппаратный комплекс
регистрации параметров
работы маневровых тепловозов |
 |
Разработанный на кафедре стенд по обкатке и настройке РЧО оснащен
микропроцессорной системой, позволяющей значительно улучшить технологический
процесс. Стенды по обкатке и настройке форсунок и топливных насосов высокого
давления внедрены во многих локомотивных депо и на предприятиях, где
используется промышленный транспорт. Широкое внедрение получила бортовая система
промывки турбокомпрессора. На локомотивах, оснащенных этой системой, очистка
лопаток турбокомпрессора осуществляется в процессе эксплуатации.
Большой спектр работ кафедра посвятила изучению и практическому использованию
технологий оптимизации эксплуатации локомотивов и режимов их работы.
Исследования в этой области позволили получить информацию, позволяющую снизить
непроизводительный расход топлива. В последнее время на кафедре большое внимание
уделяется разработке программных и технических средств для решения задачи
формирования научнообоснованных норм расхода топлива на поездную и маневровую
работу. Разработанный на кафедре программно-аппаратный комплекс регистрации
параметров работы маневровых тепловозов внедрен в локомотивных депо сети и
промышленного транспорта (рис. 2).
На кафедре был проведен комплекс лабораторных и натурных испытаний топлива ДТ и
ДТПЛФ без присадок, а также этих же марок топлива с различным процентным
содержанием комплексной многофункциональной топливной присадки «Dipetane»
(Ирландия), улучшающей теплотехнические и экологические свойства топлива. В
настоящее время на кафедре «Локомотивы» ведутся исследования по применению
комплексных многофункциональных присадок «Lubrizol 8411А» (Скандинавия), «Миакрон»
(Россия), которые представляют собой средство для улучшения экологических
показателей работы дизелей без ухудшения экономичности и надежности работы
топливных систем.
В научных исследованиях кафедры активное участие принимают студенты старших
курсов, которые после окончания вуза успешно применяют полученные знания на
производстве. Выпускники кафедры пользуются авторитетом в локомотивных депо
Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Южно-Уральской,
Свердловской и других дорог. Заявки на молодых специалистов кафедры поступают
также с Московской, Октябрьской, Северной, Горьковской, Юго-Восточной дорог и
трех стран СНГ. Кафедра «Локомотивы» стала поистине кузницей кадров для стальных
магистралей России и других стран СНГ, а также вузов и техникумов Урала и
Сибири.
|