|
В мае 2006 г. в г. Сочи по инициативе ОАО «РЖД» состоялся первый Международный
железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520», посвященный
вопросам интеграции интересов транспортных систем стран, имеющих железные дороги
с шириной колеи 1520 мм. В работе форума приняли участие вице-премьер
Правительства России А.Д. Жуков, министр транспорта РФ И.Е. Левитин, заместитель
министра транспорта РФ А.С. Мишарин, президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин,
председатель исполнительного Комитета Организации сотрудничества железных дорог
Т. Шозда, руководители и ведущие специалисты железнодорожных администраций
государств ближнего и дальнего зарубежья – участники «пространства 1520», лидеры
железнодорожного бизнеса, крупнейшие инвесторы и банкиры, главы отечественных и
зарубежных компаний – производителей продукции для железнодорожного транспорта,
перевозчиков, грузовладельцев, руководители ведущих научно-исследовательских и
проектных организаций и вузов железнодорожного транспорта.
Президент Российской Федерации В.В.Путин направил в адрес участников форума
приветственную телеграмму, в которой выразил надежду, что работа форума будет
содействовать дальнейшему наращиванию сотрудничества в сфере железнодорожного
транспорта и развитию совместных деловых и инвестиционных проектов.
Форум получил поддержку Министерства экономического развития и торговли РФ. В
приветствии, подписанном статс-секретарем - заместителем министра экономического
развития и торговли России А.В.Шароновым, отмечено, что проведение
Международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» находится в русле
необходимости активизации инициатив по развитию железнодорожной отрасли,
организации конструктивного диалога между бизнесом и государственными органами с
целью повышения инвестиционной привлекательности транспорта, технологического
перевооружения железных дорог и гармонизации правового пространства.
На официальной церемонии открытия форума со вступительным словом выступил
президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин. Он ознакомил его участников с уникальными
возможностями и преимуществами железнодорожной сети с шириной колеи 1520 мм,
обозначил круг задач, решение которых будет способствовать развитию
железнодорожной сети «пространства 1520» как единого бизнес-комплекса. К числу
важнейших проектов, заслуживающих особого внимания, по словам главы компании,
относятся восстановление Транскорейской магистрали и воссоединение ее с
Транссибом, развитие международных транспортных коридоров, пограничных переходов
и выходов с сети российских железных дорог через железные дороги Монголии на
железнодорожную сеть Китайской Народной Республики. В.И. Якунин особо отметил
необходимость разработки масштабных долгосрочных инвестиционных проектов и
подчеркнул важность развития государственно-частного партнерства при их
финансировании. При формировании инвестиционных программ развития железных дорог
«пространства 1520» необходимо уделять приоритетное внимание совместным
инвестиционным проектам, направленным на реализацию общей стратегии развития
железнодорожной сети, подчеркнул глава ОАО «РЖД».
Интересы государств, объединенных железными дорогами колеи 1520 мм, чрезвычайно
связаны, что диктует объективную необходимость расширения географии магистралей,
усиления подходов к новым месторождениям, предприятиям, курортам, поиска новых
выходов к транспортным системам других государств. Все это требует значительных
финансовых ресурсов и современного коммерческого управления. «Мы должны стать
более открытыми для потенциальных инвесторов мирового бизнеса и партнеров во
всех сферах нашей деятельности. Именно поэтому крайне актуально перевести наше
взаимодействие на новый уровень, который, помимо технологических вопросов, будет
объединять и наши бизнес-интересы», - заявил В.И Якунин. Продолжая пленарное заседание, с приветственным словом к участникам конференции
обратился почетный гость форума заместитель министра транспорта РФ А.С. Мишарин.
Одной из важнейших тем форума он назвал совместный поиск путей интеграции
железных дорог с различной шириной колеи и определение направлений развития
стратегического партнерства. На данном этапе реформирования железнодорожной
отрасли необходимо в первую очередь привлекать инвестиции в развитие ремонтных
баз и подвижной состав. Первоочередного внимания заслуживают и вопросы
железнодорожного права, отвечающие интересам всех стран-участников «пространства
1520».
Президент ОАО
«РЖД» В.И. Якунин и
президент Siemens Transportation Systems Group
Х.Шаберт подписывают контракт на поставку скоростных поездов |
|
Знаковым событием для экономического сообщества разных стран назвал состоявшийся
форум заместитель полномочного представителя президента в Южном федеральном
округе А.П.Починок. Он высоко оценил потенциальные возможности форума и пожелал
его участникам предельного динамизма и конкретных ответов на все поставленные
вопросы. В ходе пленарного заседания состоялась видеоконференция с руководителями
Калининградской, Дальневосточной и Свердловской железных дорог, которые
рассказали о реализации программы развития провозных и пропускных способностей,
проведении мероприятий по созданию единого информационного поля, упрощению
таможенных процедур, сокращению сроков доставки грузов и повышении
конкурентоспособности железных дорог.
На секционном
заседании форума |
|
Участники форума обсудили ключевые темы развития железных дорог с шириной колеи
1520 мм, важнейшие из которых – совершенствование транспортных услуг и
партнерство по созданию подвижного состава. Как подчеркнул старший
вице-президент ОАО «РЖД» Б.М. Лапидус, конкуренция на рынках внутренних
перевозок очень важна в рамках развития экономик стран «пространства 1520», а
также стимулирования повышения качества сервиса и общего снижения издержек. Но
конкурентоспособность железнодорожного транспорта этих стран будет оцениваться
по способности национальных железных дорог предоставлять пользователям более
конкурентоспособные по сравнению с морскими перевозчиками транспортные услуги,
которые сегодня являются наиболее востребованными.
Подписание
рамочного Соглашения о сотрудничестве в области науки,
техники и образования между компанией «Сименс АГ»,
ОАО «РЖД» и российскими
высшими учебными заведениями железнодорожного транспорта |
|
К сожалению, отмечалось на форуме, со стороны рынка услуг железнодорожных
перевозок пока нет достаточного понимания того, что морские перевозчики в
действительности могут быть не только конкурентами железных дорог, но и их
партнерами. В этой связи чрезвычайно актуальным остается вопрос: как
использовать потенциал «морских ворот» транспортного «пространства 1520»? В ходе дискуссии руководители и ведущие специалисты транспортной отрасли
постарались найти точки соприкосновения интересов и обсудить возможности
дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества. Были отмечены как успехи и
достижения, так и проблемы, которые необходимо преодолеть. По твердому убеждению
собравшихся, перспективы хорошие, поскольку прирост объемов перевозок между
Юго-Восточной Азией и Европой сейчас очень динамичен. По мнению Б.М. Лапидуса,
только совместные, скоординированные действия позволят совершить прорыв в
превращении железных дорог в «локомотивы» национальных экономик и привлечь
дополнительные грузопотоки на инфраструктуру.
|
На открытии
Большого петлевого тоннеля |
|
Вице-президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович, отмечая насущную потребность операторов
и перевозчиков национальных транспортных сетей в количественном и качественном
обновлении подвижного состава, с сожалением констатировал, что многие модели
вагонов и локомотивов российского парка уже давно технически и морально
устарели, и имеющееся отставание необходимо наверстывать в самые кратчайшие
сроки. По признанию собравшихся аналогичные проблемы характерны и для многих
других стран, входящих в «пространство 1520». В то же время масштабы единого
рынка сбыта позволяют создавать здесь крупные производственные консорциумы, а
также технологические парки, способные разрабатывать и производить образцы новой
техники мирового уровня. Участники форума единодушно пришли к мнению, что только
объединение общих усилий и активизация инвестиционного процесса способны создать
необходимые условия для начала массового производства техники, позволяющей шире
интегрироваться в мировую транспортную систему, надежно соединять сети железных
дорог колеи 1520 и 1435 мм.
В выполнении этой задачи существенную помощь России и другим странам готовы
оказать ведущие мировые производители подвижного состава. В их числе известный
немецкий концерн «Сименс», подписание контракта с которым на поставку 8 новых
скоростных поездов состоялось в первый день работы форума. Общая сумма
контракта, под которым поставили свои подписи президент ОАО «РЖД» В.И Якунин и
президент Siemens Transportation Systems Group Х. Шаберт, составила 276 млн.
евро. Также был подписан предконтракт на сервисное обслуживание данной техники
сроком на 30 лет стоимостью в 300 млн. евро. Поставляемые поезда будут
изготовлены в Германии, однако в дальнейшем предусматривается организация их
производства в России. Предполагается, что первый состав прибудет в Москву уже в
2008 г. Основными маршрутами курсирования новых поездов определены направления
Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород, Москва - Самара. Кроме того,
были проведены переговоры о дальнейшем сотрудничестве с германской стороной в
области совместного производства другого оборудования. Следует отметить, что
права на разработку новых поездов принадлежат ОАО «РЖД». В рамках форума состоялось более 25 мероприятий различного формата: панельные
дискуссии с возможностью открытого диалога со спикерами, круглые столы, интервью
с мировыми лидерами железнодорожной отрасли. В течение всех дней форума
участникам была предоставлена возможность проведения неформальных встреч и
деловых переговоров. Круглый стол «Инвестиционная привлекательность железнодорожного бизнеса. Успехи
на рынках международного капитала» прошел под председательством А.С. Мишарина.
Участники обсуждения высказали единодушное мнение о необходимости комплекса мер,
включающего в себя обеспечение государственных гарантий, привлечение в развитие
инфраструктурных проектов частного капитала, взаимодействие промышленности и
железных дорог при разработке месторождений полезных ископаемых и др.
Центральной темой разговора стал механизм государственно-частного партнерства.
Основными, пока нерешенными, проблемами его применения являются согласование
ожиданий и требований всех участников проекта и возврат инвестиций, вложенных в
инфраструктуру. Основной темой дискуссии круглого стола «Автоматизация, информатизация и
интеллектуализация железнодорожных систем – единственный путь в XXI век» стал
вопрос о необходимости формирования единого информационного пространства (ЕИП)
железнодорожной транспортной системы «пространства 1520». Итогом его работы
стало подписание меморандума о сотрудничестве в области внедрения информационных
технологий на железнодорожном транспорте. Также в рамках круглого стола прошли
презентации новых информационных технологий компаний «Ксерокс СНГ», «Сименс
Бизнес Сервисез», «РСМ Топ-Аудит», «Морской экспресс», ЗАО «ТрансТелеКом» и др. Участники круглого стола «Опыт проведения структурных реформ железнодорожного
транспорта. Успехи, проблемы, перспективы» констатировали, что единого рецепта
для разделения функций управления и хозяйственной деятельности нет, но есть
общие задачи. Это повышение инвестиционной привлекательности отрасли,
необходимость внутрикорпоративных преобразований для достижения максимальной
прозрачности отдельных видов деятельности, дальнейшее совершенствование
государственной тарифной политики, изменение мотивационных установок менеджмента
и персонала для повышения эффективности его работы.
Обсуждая проблему создания полноценно функционирующих национальных конкурентных
рынков перевозчиков, участники круглого стола согласились с тем, что в настоящее
время это вряд ли возможно. Среди названных причин: необходимость изменения
законодательной базы, процесса документооборота. Однако главное - невозможность
выхода нескольких национальных перевозчиков на международные сети. Участники круглого стола «Совершенствование обслуживания грузовладельцев: от
менеджмента качества к качеству менеджмента» обсудили пути совершенствовании
обслуживания грузовладельцев, определили приоритетные направления – сохранность,
скорость доставки грузов и ее стоимость. Повышения качества транспортного
сервиса можно достичь только совместными усилиями на основе создания единой
информационной среды управления доставкой грузов в смешанном сообщении,
организации контроля на всем пути следования и предоставления комплексных
логистических услуг, оказываемых в сотрудничестве с экспедиторскими и другими
транспортными компаниями. При обсуждении вариантов построения эффективной модели рынка на железнодорожном
транспорте участники круглого стола «Железнодорожное право на «пространстве
1520»: от противоречий к общим векторам развития бизнеса» сделали вывод о
необходимости понижения экономического барьера вхождения независимых
перевозчиков на транспортный рынок и разделения железнодорожных перевозчиков на
локальные и общенациональные. При этом локальные перевозчики начнут работать на
основе публичного договора после того, как достигнут определенных параметров.
Также на заседании был поднят вопрос о необходимости сделать услугу по
предоставлению магистральной локомотивной тяги публичной с установлением
регулируемых государством тарифов. По мнению представителей частного
транспортного бизнеса, развития конкуренции можно достичь путем внесения
изменений в законодательство о защите конкуренции, которые позволят применять
меры государственного тарифного регулирования не только к
естественно-монопольному виду деятельности, но и к потенциально конкурентному,
находящемуся в условиях монополии, а также за счет других мер, среди которых
снятие нормативно-правовых ограничений на гражданско-правовой оборот вагоно- и
локомотиворемонтных мощностей. На заседании круглого стола «Железнодорожная логистика: от локальных центров к
связующим системам «пространства 1520» было отмечено, что развитие перевозок
сдерживают технологические границы. Их ликвидация даже в рамках национальной
железнодорожной сети обеспечивает ускорение доставки грузов до 40%. Для
привлечения перевозок транзитных грузов необходимо повышение таможенной,
экономической и юридической прозрачности железнодорожных границ. С большим
интересом участниками заседания было воспринято предложение о создании единой
системы мониторинга грузопотоков, которая должна основываться на принципе
диспетчеризации с использованием комплекса взаимосвязанных
информационно-управляющих автоматизированных систем и технологий. Участники дискуссии пришли к выводу, что потребителей транспортных услуг и
других представителей грузообразующих отраслей необходимо информировать о
долгосрочной стратегии международного использования Транссибирской магистрали.
При этом в первую очередь требуется объединить усилия, направленные на
ликвидацию проблем стыковых пунктов, а также сформировать систему сквозной
логистической цепочки, поддерживающей процесс взаимодействия различных
национальных транспортных систем на основе единой нормативно-правовой базы. Основной темой круглого стола «Обеспечение железных дорог «пространства 1520»
качественным подвижным составом нового поколения» стало обсуждение формирования
единого конкурентного пространства производственных и ремонтных мощностей. По
мнению собравшихся, новые модели подвижного состава должны разрабатываться на
совместной основе, с учетом технических достижений, а также опыта производства и
эксплуатации техники во всех странах. Конкурентоспособный выход на мировые рынки
сбыта предполагает широкое внедрение инновационных технологий на основе
формирования крупных национальных и международных машиностроительных
консорциумов, создания технопарков и развития других организационных форм,
позволяющих реализовать современные конструкторские идеи и решения. По общему мнению участников дискуссии круглого стола «Эффективная тарифная
политика – ключ к развитию конкуренции и вовлечению частной инициативы и
инвестиций в развитие железных дорог с шириной колеи 1520 мм» конкуренция всегда
лучше регулирования. Один из важных моментов – целесообразность выделения
локомотивной составляющей в тарифе. Было предложено введение раздельного
бухгалтерского учета по видам деятельности. Так, в Казахстане тариф имеет не
три, как в России, а четыре составляющие. Трех достаточно при существовании
одного перевозчика. Если появляются альтернативные перевозчики, то доля
оператора оказывается в прямой от них зависимости, а операторы также должны
иметь свои гарантии. В этой связи было высказано мнение о целесообразности
существования национального оператора тяги. Отмечено, что вопросы согласования
механизма сквозных ставок, введения разрывного тарифа (эффективен на участках,
где не хватает тяги и тяговый состав могли бы предоставлять частные компании),
правил пользования инфраструктурой находятся в разной степени проработки. В первый день работы форума состоялся брифинг президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина,
на котором он ответил на ряд вопросов об основных задачах и целях его
проведения. По словам главы компании, принятые на форуме совместные решения
непременно будут способствовать процессу общеевропейской экономической и
транспортной интеграции, позволят выйти на новый этап во взаимоотношениях между
руководителями железнодорожных администраций. Во время работы форума состоялось подписание рамочного Соглашения о
сотрудничестве в области науки, техники и образования между компанией «Сименс
АГ», ОАО «РЖД» и российскими высшими учебными заведениями железнодорожного
транспорта, в том числе с Московским (МИИТ), Петербургским (ПГУПС) и Ростовским
(РГУПС) государственными университетами путей сообщения. Стороны выразили
намерение развивать сотрудничество в области систем железнодорожного транспорта,
включая инфраструктуру и подвижной состав, а также в других сферах взаимных
интересов, и установить долгосрочное взаимодействие по таким направлениям, как
обучение студентов, совместные исследования в области развития железнодорожной
техники и т.д. Соглашением предусмотрены организация повышения квалификации
работников ОАО «РЖД» и преподавателей МИИТа, ПГУПСа, РГУПСа силами ведущих
специалистов «Сименс АГ», а также дополнительное обучение студентов старших
курсов транспортных вузов по основным специальностям, связанным с обеспечением
высокоскоростного пассажирского движения. На базе МИИТа решено создать Центр
сертификации для преподавателей и работников ОАО «РЖД» с целью дальнейшего
привлечения сертифицированных специалистов в качестве экспертов по приемке
поставляемого компанией «Сименс» электроподвижного состава и другого
оборудования. Планируется также выполнение совместных научных исследований по
проблемам, представляющим взаимный интерес. В рамках форума «Стратегическое партнерство 1520» был также подписан ряд
соглашений, договоров и протоколов с представителями железнодорожного бизнеса. В
их числе соглашение о развитии сотрудничества между ЗАО «Русская тройка», ОАО
«Азовмаш» и ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения», в котором закреплен
ранее заключенный между ЗАО «Русская тройка» и предприятием концерна «Азовмаш» -
ОАО «Азовобщемаш» договор на поставку 20 железнодорожных платформ модели
13-1796, согласованы технические требования, предъявляемые заказчиком к данному
подвижному составу. Кроме того, стороны проработали схему поставки в течение
2006 г. предприятием концерна «Азовмаш» - ОАО «Армавирский завод тяжелого
машиностроения» еще 171 платформы модели 13-1796. Их покупателем выступит
компания Pacific Crest Shipping Company Limited. Договор поставки на условиях
лизинга по данной сделке вступит в силу после одобрения общим собранием
акционеров ЗАО «Русская тройка». Участники Соглашения намерены также рассмотреть
в перспективе возможность дополнительной поставки в течение 2006 г. 152 платформ
по лизинговой схеме с участием лизингодателя/покупателя, указанного ЗАО «Русская
тройка». Также был подписан договор между сервисной компанией «Лиски» и компанией
«Трансконтейнер» о взаимном представлении интересов друг друга на территории
своих стран. Во время проведения форума состоялась встреча президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина
с Президентом России В.В.Путиным, на которой глава компании доложил об итогах
работы отрасли за истекший период, о подготовке к летнему перевозочному сезону.
В ходе встречи обсуждались актуальные вопросы деятельности компании на
внутренних и внешних рынках. В.И. Якунин рассказал о перспективах развития
партнерства с государствами СНГ, Балтии, Центральной Европы, Северной Африки,
Ближнего Востока, Финляндии, Китая и Монголии. Он проинформировал главу
государства о работе Международного железнодорожного бизнес-форума
«Стратегическое партнерство 1520», подчеркнув, что этот форум демонстрирует
консолидацию усилий железнодорожных администраций в установлении единых
принципов организации работы. В.В. Путин поддержал планы и начинания ОАО «РЖД». В дни работы форума президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин принял также участие в
торжественной церемонии открытия Большого петлевого тоннеля на участке Армавир –
Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, с завершением реконструкции которого
закончилась масштабная реконструкция тоннельного комплекса Туапсинского участка,
в который входят также Малый и Средний петлевые тоннели. Это позволило
ликвидировать негабаритность тоннелей, повысить скорости движения поездов на
участке с 25 до 60 км/ч. В завершающий день работы форума под председательством В.И. Якунина состоялось
заседание, основной темой которого стало обсуждение роли работников
железнодорожного транспорта в современном обществе и пути повышения престижа
профессии для привлечения лучших кадров. Участники дискуссии высказали острую
необходимость формирования новой научно-технической и управленческой элиты
железнодорожного сообщества и выразили мнение, что создание интеллектуального
фонда отрасли будет способствовать развитию железных дорог, повышению престижа
профессии железнодорожника и решению общих задач. На итоговом пленарном заседании с приветственным словом к участникам форума
обратился вице-премьер Правительства России А.Д. Жуков. Он отметил большую роль
прошедшего мероприятия, его решений для экономик всех стран-участников форума. Выступление министра транспорта РФ И.Е. Левитина было посвящено проблемам
реформирования железнодорожного транспорта. Одной из главных задач третьего
этапа реформирования, по словам министра транспорта России, является
формирование модели государственно-частного партнерства. Министр высоко оценил
значение прошедшего форума и выразил уверенность в необходимости проведения
Международных конференций с участием стран, имеющих другую ширину колеи. Завершая работу форума, В.И. Якунин поздравил всех участников с успешным его
проведением и высказал решение о ежегодном проведении данного мероприятия.
Состоявшийся форум подтвердил общность интересов железнодорожных администраций и
компаний – участников перевозок грузов и пассажиров на железных дорогах колеи
1520 мм и их партнеров, показал возможности их эффективного сотрудничества на
международном транспортном рынке.
|