28 февраля 2006 г. исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного деятеля
науки и техники Российской Федерации, доктора технических наук, профессора
Федора Петровича Кочнева – ректора Московского института инженеров
железнодорожного транспорта с 1955 по 1980 г.
Родился Ф.П. Кочнев в мордовском селе Мачкассы в семье русского
крестьянина-середняка. Послевоенная разруха и нужда заставили семью Кочневых
перебраться в 1920 г. в г. Сочи, Федор работал здесь подмастерьем сапожника, а с
1923 г. – мастером. В 1928 г. он был назначен уполномоченным кассы взаимопомощи
кустарей Сочинского района, а с сентября 1929 г. работал председателем
управления «Сочпромсоюз».
Окончив в 1930 г. курсы по подготовке в вуз, Ф.П.Кочнев поступил в Ленинградский
институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет «Эксплуатация
железных дорог», а через пять лет, защитив на отлично дипломный проект, получил
рекомендацию в аспирантуру. После окончания института он работает на
Дальневосточной железной дороге в должностях инженера Первого отделения дороги,
ревизора движения и начальника станции Бикин.
Наиболее крупные опубликованные работы
Ф.П. Кочнева
|
Кочнев Ф.П. Обоснование к проектированию головы сортировочного парка с
механизированной горкой. ЛИИЖТ, 1941 – 122 с. |
|
Кочнев Ф.П. Повышение скорости движения пассажирских поездов - М.: Транспорт,
1970. – 272 с. |
|
Кочнев Ф.П., Акулиничев В.М., Макарочкин A.M. Организация движения на
железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.д. трансп. - 3-е изд. – М.:
Транспорт, 1969. – 567с. |
|
Кочнев Ф.П., Сотников И.Б. Управление эксплуатационной работой железных
дорог: Учебник для вузов ж.д. трансп., - М.: Транспорт, 1990, – 424с.
|
|
Кочнев Ф.П. Пассажирские перевозки на железных дорогах. Учебник для вузов
ж.д. трансп., - 6-е изд., - М.: Транспорт, 1980, – 496 с.
|
|
В 1937 г. Федор Петрович поступил в аспирантуру ЛИИЖТа, учебу в которой успешно
совмещал с преподавательской деятельностью на кафедре «Организация движения
поездов». После защиты в 1940 г. кандидатской диссертации работал доцентом и
заместителем декана факультета «Эксплуатация железных дорог» ЛИИЖТа. В это же
время он опубликовал свою первую монографию.
В начале Великой Отечественной войны Федор Петрович добровольцем идет в Красную
армию, но затем как квалифицированный специалист отзывается для продолжения
работы на железнодорожном транспорте. Молодой кандидат наук стал начальником
прифронтовой станции Шушары под Ленинградом, а затем в блокадном Ленинграде -
деканом эксплуатационного факультета ЛИИЖТа. В этот период он провел
значительную работу по эвакуации факультета в МИИТ.
В 1943 г. Ф.П. Кочнев начал работать по совместительству доцентом МИИТа, а годом
позже, когда профессорско-преподавательский состав и студенты ЛИИЖТа
возвратились в Ленинград, он остался работать в МИИТе.
|
Выступление на научном симпозиуме |
В трудные военные и послевоенные годы Федор Петрович сочетал большую работу по
подготовке кадров с выполнением крупных научных исследований, результаты которых
были опубликованы в монографиях. В 1947 г. как докторант АН СССР он защищает
докторскую диссертацию, в 1948 г. избирается профессором кафедры «Эксплуатация
железных дорог» МИИТа и в течение 35 лет – с 1953 по 1989 г. возглавлял эту
кафедру.
В докторской диссертации Ф.П. Кочневым впервые были разработаны научные принципы
организации пассажирских перевозок, касающиеся выбора рациональной скорости
движения пассажирских поездов и их веса. Эта работа стала основой теории
оптимальной организации пассажирских перевозок. Его книга «Организация
пригородных пассажирских перевозок на железных дорогах СССР» (1947 г.) и брошюра
«Маятниковое движение пригородных поездов» (1948 г.) послужили основой для
построения зонных графиков движения, позволявших повысить участковую скорость
движения и снизить потребность в пригородном подвижном составе. В те годы
применение таких графиков движения на Московском, Новосибирском, Свердловском,
Киевском, Ростовском, Харьковском узлах позволило на 15 - 30% снизить
потребность в подвижном составе.
Важное значение имели решение проблемы рациональной организации
пассажиропотоков, разработка системы технико-экономических расчетов для
пассажирского движения. Фундаментальная научная монография Ф.П. Кочнева
«Пассажирские перевозки на железных дорогах» (1948 г.) выдержала шесть изданий и
сыграла значительную роль в подготовке специалистов по организации пассажирских
перевозок.
В 1948-1951 гг. Федор Петрович работал первым заместителем начальника Главного
управления учебными заведениями (ГУУЗ) МПС СССР и по совместительству
профессором МИИТа. В 1953 г. избирается заведующим кафедрой «Эксплуатация
железных дорог» МИИТа. В 1955 г. был назначен ректором института.
Под руководством Ф.П. Кочнева была по-новому поставлена методическая работа
кафедры. Учебник «Организация движения на железнодорожном транспорте» под общей
редакцией Ф.П.Кочнева впервые увидел свет в 1958 г. Это издание, утвержденное
ГУУЗом МПС в качестве учебника для студентов эксплуатационных факультетов
институтов железнодорожного транспорта и рекомендованное как пособие для
инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией железных дорог,
являлось настольной книгой для многих поколений студентов. В нем было дано
систематизированное изложение основ эксплуатации железных дорог в объеме учебной
программы для вузов железнодорожного транспорта. Автором программы также был
Федор Петрович.
В 1965 г. издательство «Транспорт» выпустило монографию «Вес и скорость
пассажирских поездов», а в 1970 г. - «Повышение скорости движения пассажирских
поездов». Учебник для вузов железнодорожного транспорта, написанный совместно с
профессором И.Б.Сотниковым, «Управление эксплуатационной работой железных дорог»
с элементами программированного обучения был выпущен издательством «Транспорт» в
1990 г. и до настоящего времени используется в учебном процессе.
Всего Ф.П. Кочнев опубликовал более 120 работ общим объемом 500 печатных листов.
В последнем издании книги «Пассажирские перевозки на железных дорогах»
освещались основные принципы организации пассажирских перевозок, конструктивные
особенности технических средств, применяемых для их выполнения, а также
зарубежный опыт в этой области. Изложен порядок расчета основных показателей
работы и использования подвижного состава в пассажирских перевозках. Приведена
методика определения потребной мощности тяговых средств и выбора оптимальных
значений веса и скорости пассажирских поездов. Впервые в учебный процесс был
введен термин «план формирования пассажирских поездов», причем задача по его
определению рассматривалась на общесетевом уровне с использованием
математических методов и электронных вычислительных машин. Освещены принципы
определения мощности тяги, веса и скорости поездов и выбора числа зон в
пригородном движении. Рассмотрена технология работы пассажирских станций и
вокзалов. Изложенные в книге подходы на несколько десятилетий опередили время и
показали реальные пути сокращения убыточности пассажирских перевозок, которая в
настоящее время составляет только в дальнем следовании 30 млрд. руб. в год.
Ф.П.Кочневым была создана учебная лаборатория, в которой прошли обучение десятки
тысяч студентов-эксплуатационников. Техническое оборудование учебной лаборатории
кафедры было лучшим среди высших учебных заведений МПС. Занятия проводились на
макете железной дороги, включающей в себя 12 станций, оборудованных реальными
пультами управления, а межстанционные перегоны были оснащены автоматической
блокировкой и полуавтоблокировкой.
Единственный в стране макет сортировочной станции обеспечил наглядность
выполнения сортировочной работы, и студенты могли реально изучать должностные
обязанности дежурного по горке, маневрового диспетчера, дежурных по паркам.
На кафедре была также организована научно-исследовательская лаборатория в
составе 30 сотрудников. Многие из них впоследствии стали ведущими учеными в
области эксплуатации железных дорог. Результаты научных исследований лаборатории
публиковались в специальных выпусках трудов.
Ф.П. Кочнев – основатель научной школы по организации пассажирских перевозок на
железнодорожном транспорте. Его ученики как в нашей стране, так и за рубежом
успешно развивают теорию управления пассажирскими перевозками и внедряют научные
методы управления в практику работы железных дорог. Под научным руководством
профессора Кочнева подготовлено 10 докторских и более 20 кандидатских
диссертаций.
Развивая науку эксплуатации железных дорог, Ф.П.Кочнев умело подбирал и растил
кадры. В период его руководства кафедрой на ней работали профессор
Г.И.Черномордик, доценты В.М.Акулиничев, Н.И.Бещева, Н.Е.Боровой, И.Б.Сотников,
А.М.Макарочкин, Б.М.Максимович, К.К.Тихонов, Н.Н.Шабалин, которые благодаря
научной поддержке Федора Петровича защитили докторские диссертации и сами
возглавили коллективы или отдельные направления эксплуатационной науки.
|
В редкие минуты отдыха |
Значительное внимание Ф.П.Кочнев уделял практической подготовке студентов.
Лабораторные работы, выполняемые на макете железной дороги, разработке и
техническому обеспечению которого много сил и энергии отдал Федор Петрович,
позволяли осваивать основные положения Правил технической эксплуатации и
инструкций, регламентирующих движение поездов на железных дорогах.
Традиции применения современных методов оптимизации и вычислительной техники для
решения задач управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте
постоянно развиваются нынешним коллективом кафедры «Управление эксплуатационной
работой» МИИТа. В настоящее время в процессе обучения по специализациям
«Управление пассажирскими перевозками» и «Сервис на транспорте» студенты
получают профессиональные навыки в области повышения качества обслуживания
пассажиров и грузоотправителей, совершенствования организации перевозочного
процесса в рыночных условиях.
Профессор Ф.П.Кочнев в своей научной и педагогической деятельности всегда
ориентировался на самые современные и перспективные технологии. Его работы были
устремлены в будущее. Следуя этой традиции, на кафедре «Управление
эксплуатационной работой» МИИТа созданы центры диспетчерского управления
движением поездов и автоматизированного управления сортировочной станцией,
позволяющие готовить на перспективу специалистов нового поколения, обладающих
аналитическим системным мышлением, способных успешно решать оптимизационные,
стратегические и тактические задачи в области организации перевозочного
процесса.
В 1958 г. по инициативе профессора Кочнева с МИИТом, основанным в 1896 г., были
объединены Московский электромеханический институт инженеров транспорта и
Московский транспортно-экономический институт. МИИТ стал одним из крупнейших
вузов страны – только на его дневном отделении обучалось более 12 тыс.
студентов.
В институте были открыты новые специальности, лаборатории и кафедры,
организованы отраслевые научно-исследовательские лаборатории. Большой заслугой
ректора явилось внедрение ЭВМ в научный и учебный процессы. Первая ЭВМ «Сетунь»
была установлена в 1961 г. на кафедре «Строительная механика». В дальнейшем при
поддержке ректора многие кафедры стали использовать ЭВМ различных типов.
В 1958 г. при активном участии Ф.П.Кочнева был создан факультет «Автоматика и
вычислительная техника». В 1961 г. открыты лаборатория вычислительных машин, а
затем и мощный вычислительный центр. Именно благодаря деятельности Федора
Петровича МИИТ вошел в число крупнейших вузов страны. За значительные успехи в
учебной, научной и общественной деятельности институт трижды отмечался на
Всесоюзной доске почета на ВДНХ.
Профессор Ф.П.Кочнев активно поддерживал разработку в институте таких важных
проблем железнодорожного транспорта, как внедрение новых видов тяги,
тяжеловесных поездов, развитие пропускной и провозной способности дорог,
совершенствование организации пассажирских перевозок и др.
Более 20 лет Федор Петрович вел большую работу в высшей Аттестационной комиссии
Минвуза СССР, был членом Пленума ВАКа. Отмечая многогранную общественную
деятельность профессора Кочнева, нельзя не упомянуть его активную работу в
обществе «Знание». Он неоднократно избирался заместителем председателя правления
общества, на протяжении 15 лет возглавлял Научно-методический совет по
пропаганде научно-технических знаний и передового производственного опыта на
транспорте и связи при правлении общества «Знание».
Его выступления на съездах общества были посвящены проблемам совершенствования
лекционной пропаганды, направленной на внедрение новой техники и прогрессивной
технологии на железнодорожном транспорте. Возглавляя Научно-методический совет,
он привлекал к активной лекционно-пропагандистской работе лучших специалистов
ВНИИЖТа, ИКТП при Госплане СССР, МИИТа, ВНИИТЭИ, квалифицированных работников
аппарата МПС СССР. С их участием, как правило, на базе управлений железных дорог
регулярно проводились республиканские семинары лекторов, формировались группы по
изучению опыта лекционной пропаганды в коллективах железнодорожников и оказанию
практической помощи лекторам первичных организаций. Проводилась также активная
издательская деятельность по подготовке методических пособий, материалов,
аннотированных тематик лекций по актуальным проблемам развития железнодорожного
транспорта, внедрения автоматизированных систем управления перевозочным
процессом.
За достигнутые успехи Федор Петрович был удостоен высшей награды общества
«Знание» - медалью академика С.И. Вавилова – создателя и первого председателя
общества.
В декабре 1957 г. Ф.П. Кочнев был назначен членом Научно-технического совета МПС
СССР. Это назначение подтверждалось приказами министра путей сообщения в 1963,
1973 и 1979 г.
Ректор института был отличным хозяйственным руководителем. За двадцатипятилетний
период было сооружено пять общежитий, возведено шесть институтских жилых домов.
Он приложил немало усилий при строительстве институтской поликлиники,
спортивного комплекса с бассейном, легкоатлетическим манежем и
специализированными залами для занятий различными видами спорта. С участием Ф.П.
Кочнева построены пансионаты в Алуште и Евпатории, в которых отдыхали сотрудники
и студенты института.
Многогранная работа Федора Петровича получила признание и оценку в стране и за
рубежом. Он обладатель высоких правительственных наград, в том числе ордена
Ленина, был удостоен звания Почетного железнодорожника, заслуженного деятеля
науки и техники Российской Федерации, Почетного доктора транспортных вузов
Венгрии, Германии, Чехии, Почетного железнодорожника Болгарии и Польши.
В год 110-летия университета уместно вспомнить, что продолжительная плодотворная
деятельность Ф.П.Кочнева, выдающегося руководителя, ученого и педагога, была
тесно переплетена с жизнью нашей замечательной alma mater, и в том, что
возглавляемый им в свое время институт имеет статус университета, значительный
вклад Федора Петровича.
Сегодня МИИТ - крупнейший и ведущий транспортный вуз России, в котором обучается
свыше 32 тыс. человек. Университет является базовым вузом в учебно-методическом
объединении по образованию в области железнодорожного транспорта и транспортного
строительства. Ежегодно в МИИТе повышают профессиональную квалификацию около 25
тыс. руководителей и специалистов этих отраслей.
В составе университета семь институтов (пути, строительства и сооружений; систем
управления, телекоммуникаций и электрификации; транспортной техники и
организации производства; управления и информационных технологий; экономики и
финансов; гуманитарный; юридический), Российская академия путей сообщения,
медицинский колледж, гимназия. В структуре МИИТа четыре факультета -
экологической безопасности, вечерний, военного обучения, довузовской подготовки,
Координационно-аналитический центр подготовки научно-педагогических кадров и
специалистов транспорта, Центр международной академической мобильности,
Региональный центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений,
Лингвистический центр, Центр дополнительного образования по дизайну транспортных
объектов. МИИТ является центром Университетского учебного округа, в состав
которого входят 59 учебных заведений различного уровня 16 субъектов Российской
Федерации.
Общая площадь, занимаемая университетом 224,5 тыс. м2. В составе МИИТа 54 здания
и сооружения, в том числе 12 учебных корпусов, семь общежитий, Дворец культуры,
Дом спорта.
Обучение студентов ведется по 52 специальностям и направлениям, а подготовка
специалистов высшей квалификации - по 10 отраслям наук и 61 научной
специальности. В университете обучается более 400 аспирантов, докторантов,
соискателей и стажеров, действует 12 диссертационных советов.
Научные исследования проводятся по основным направлениям, связанным с
совершенствованием функционирования транспортных комплексов, внедрением новых
технологий, форм и методов управления перевозочным процессом, решением
экономических и экологических проблем железнодорожного транспорта, обеспечением
безопасности движения, информатизацией транспорта, развитием инфраструктуры
отрасли (путь и путевое хозяйство, подвижной состав, автоматика, телемеханика и
связь, электроснабжение железных дорог), со структурным реформированием отрасли
и взаимодействием разных видов транспорта.
С 1946 г. МИИТ ведет подготовку национальных кадров для зарубежных стран. Для 72
государств мира в стенах университета подготовлено более 2,5 тыс. специалистов с
высшим образованием, 400 кандидатов и 12 докторов наук, более 800 иностранных
граждан прошли научно-педагогическую стажировку. МИИТ осуществляет многоплановое
научно-техническое и учебно-методическое сотрудничество с 53 вузами и
фирмами-партнерами из 28 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Коллектив университета творчески приумножает традиции научно-педагогической
деятельности, развитые Федором Петровичем Кочневым.
|