|
В.А. Юсупов, заместитель начальника Горьковской железной дороги – начальник
службы перевозок
Горьковская железная дорога сегодня имеет развитую инфраструктуру, включающую в
себя пути эксплуатационной длиной более 5,3 тыс. км, свыше 370 раздельных
пунктов, из них четыре сортировочных и 23 участковых станции. Оперативное
управление поездной работой осуществляется из дорожного диспетчерского центра (ДЦУ),
имеющего 19 диспетчерских кругов. Местную работу организуют пять центров
управления (ЦУМР), созданных в отделах перевозок отделений дороги.
В последние годы эксплуатационная деятельность Горьковской магистрали
характеризуется устойчивостью в организации перевозочного процесса. Реализуя
основные принципы обеспечения оптимизации технологии работы, коллектив дороги
добился положительной динамики выполнения количественных и качественных
показателей работы.
Улучшено использование локомотивного и вагонного парков, темпы погрузки и
грузооборота превышают плановые задания и уровень, достигнутый в прошлые годы.
Так, грузооборот с 2000 г. возрос на 77%, погрузка на 43,4% (на 118 тыс. т). При
этом оборот рабочего вагона ускорен на 0,84 сут (2,64 сут), участковая скорость
возросла на 2,6 км/ч (42,5 км/ч), простой транзитного вагона сокращен на 1,56 ч
(3,5 ч), простой вагона под грузовой операцией - на 20,75 ч (24,5 ч), средний
вес поезда увеличен на 454 т (3726 т).
Положительная динамика выполнения показателей работы дороги в последние годы
является результатом реализации ряда организационно-технических мероприятий:
 |
удлинения участков работы локомотивов с 683 до 1180 км, локомотивных бригад в
грузовом движении - с 251 до 320 км, в пассажирском - с 307 до 412 км; |
 |
удлинения гарантийных участков обслуживания поездов для груженых вагонов с 384
до 638 км, порожних - с 595 до 1225 км; |
 |
удлинения гарантийных участков коммерческого осмотра с 573 до 890 км; |
 |
концентрации управления поездной работой в дорожном диспетчерском центре; |
 |
внедрения автоматизированных информационных систем и в первую очередь
комплекса ГИД «Урал-ВНИИЖТ». |
Применение информационных систем позволило оперативно анализировать
складывающуюся на дороге обстановку, но не обеспечивает эффективное управление
перевозочным процессом, прогнозирование перспективной производственной ситуации.
Эти системы являются по своей сути статистическими. В настоящее время необходимо
внедрение новых автоматизированных информационно-планирующих систем на всех
уровнях управления перевозочным процессом, многодневного прогнозирования
образования погрузочных ресурсов и основных показателей эксплуатационной работы.
 |
Рис. 1 Работа с
транзитными вагонами |
 |
Рис. 2 Работа с
местным грузом на диспетчерских участках |
 |
Рис. 3 Простой вагонов, не
отправленных с мест погрузки и выгрузки |
Специалистами Горьковской железной дороги в содружестве с Барыбинским филиалом
Российского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института
информатизации, автоматизации и связи (ВНИИАС) разработана единая корпоративная
сетевая интегрированная информационно-управляющая система СИРИУС, работающая в
режиме реального времени, первая очередь которой сейчас внедрена на всех дорогах
России. Она обеспечивает предоставление любой необходимой информации
руководителям отрасли всех уровней, диспетчерскому аппарату, владельцам и
получателям грузов о наличии, дислокации и продвижении вагонов и грузов
собственников, арендаторов, компаний-операторов, вагонов национального парка,
других стран СНГ и Балтии и собственного подвижного состава. На рис. 1, 2 как
пример работы системы показаны выдаваемые ею справки о наличии парка транзитных
вагонов на всех отделениях дороги на выходные стыки соседних дорог на любой
требуемый период времени, наличии и состоянии вагонов с местным грузом (на
месте, к развозу, передаче и к отправлению) и обеспечении заявок грузовладельцев
погрузочными ресурсами с качественной оценкой использования местного вагона –
выполнением простоя под грузовыми операциями. Таким образом, СИРИУС как
корпоративная информационно-управляющая система предоставляет пользователям
необходимую достоверную и своевременную информацию. Работа сети становится
прозрачной.
На рис. 3 приведена выдаваемая системой форма, характеризующая своевременность
отправления вагонов со станций погрузки и выгрузки, их местонахождение,
последнюю операцию с вагоном и экономическую оценку допущенных потерь. По
аналогичной структуре строится и анализ исполнения технологии перевозочного
процесса.
Важная особенность системы – возможность экономических оценок хода перевозочного
процесса и использования вагонов национального парка, других стран СНГ, Балтии
на дорогах России. В конечном счете большинство показателей эксплуатационной
работы сети железных дорог должны определяться в денежном выражении, что уже
частично реализовано в функциональном составе системы. Это уже практическая
работа по перерождению информационной системы в управляющую.
Система СИРИУС в отведенной ей зоне ответственности решает главные целевые
задачи, и, прежде всего это обеспечение максимальной прибыли компании.
|