|
 |
На встрече
президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина
с главными инженерами железных дорог и отделений
в центральном офисе компании |
В августе на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в подмосковной Щербинке под
председательством вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича прошел семинар по
теме «Создание и производство новых серий подвижного состава». В его работе
приняли участие главные инженеры всех железных дорог и отделений дорог,
руководители служб технической политики, главные инженеры служб локомотивного и
вагонного хозяйств, пассажирской и пригородных перевозок, электрификации и
электроснабжения, а также ряда локомотивных и вагонных депо, других линейных
предприятий. В обсуждении перспектив железнодорожного машиностроения участвовали
руководители департаментов ОАО «РЖД», представители ВНИИЖТа, ВНИИАСа и других
научно-исследовательских организаций, проектно-конструкторских бюро, Отраслевого
центра внедрения, главные конструкторы ведущих предприятий-поставщиков
железнодорожной техники – Коломенского завода, Новочеркасского
электровозостроительного, Брянского и Демиховского машиностроительных заводов,
Метровагонмаша, Уралвагонзавода, Алтайвагонзавода, Тверского и Торжокского
вагоностроительных заводов и др.
Был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с производством отечественной
тяговой техники, грузовых и пассажирских вагонов нового поколения, более
надежных, долговечных и экономичных узлов и деталей, таких как колесные пары,
автосцепные устройства, поглощающие аппараты и др. Большое внимание было уделено
использованию новых информационных технологий в системах обеспечения
безопасности движения поездов, ресурсосбережению при экспуатации локомотивов и
вагонов.
Как отмечалось в докладах и выступлениях, обновление подвижного состава, в
первую очередь тягового, создание высокотехнологичных и наукоемких образцов
железнодорожной техники относятся к приоритетным задачам и инновационным
проектам ОАО «РЖД». При этом по мнению специалистов при формировании технических
заданий на разработку нового подвижного состава следует исходить из
необходимости улучшения тяговых свойств отечественных локомотивов, экономии
потребляемых энергоресурсов, увеличения межремонтных пробегов транспотных
средств, максимальной унификации технических решений, снижения затрат на
содержание и ремонт, применения в конструкциях деталей и узлов подвижного
состава высокопрочных материалов, исключающих необходимость их восстановления и
упрочнения до капитального ремонта, использования для обеспечения безопасности
движения новых технических средств и технологий на уровне международных
стандартов. Подчеркивалась актуальность разработки нормативной базы для создания
подвижного состава нового поколения (норм расчета и проектирования, технических
требований, типажей и др.), а также соответствующей подготовки инфраструктуры
для обеспечения его эффективной эксплуатации, включая разработку и построение
многоуровневой системы безопасности движения.
Со многими образцами современного и перспективного подвижного состава, о котором
говорили представители заводов-изготовителей, участники семинара смогли
познакомиться на специализированной выставке, развернутой на открытых площадках
Экспериментального кольца. Именно эту экспозицию, как уже сообщал журнал, в
канун Дня железнодорожника осмотрел Президент России В.В. Путин, дав высокую
оценку совместной работе железнодорожников и машиностроителей по созданию
эффективного железнодорожного подвижного состава, благотворно влияющей на
развитие всей экономики страны.
 |
Электровоз 2ЭС5К |
Безусловно, наибольший интерес специалистов вызвали новые локомотивы, и прежде
всего электровоз 2ЭС5К «Ермак» постройки НЭВЗ и тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет»,
изготовленный брянскими машиностроителями. Магистральный двухсекционный
восьмиосный электровоз переменного тока «Ермак» предназначен для эксплуатации в
грузовом движении с поездами массой до 6 тыс.т и должен заменить в работе
электровозы ВЛ80 всех индексов. Локомотив, оборудованный коллекторными тяговыми
электродвигателями, имеет конструкционную скорость 120 км/ч, мощность в часовом
режиме 6560 кВт, силу тяги – 464 кН (47,3 тс). Он оснащен микропроцессорной
системой управления режимами тяги и рекуперативного торможения, современными
системами безопасности движения – КЛУБ-У, САУТ-ЦМ/485 и др. Электровоз может
работать по системе многих единиц в составе двух электровозов или трех секций.
Удобная кабина управления, отвечающая самым последним санитарно-гигиеническим
требованиям, обеспечивает хорошую обзорность и минимальную утомляемость
локомотивной бригады при ведении поезда.
Грузовой магистральный тепловоз 2ТЭ25К также можно смело отнести к технике
нового поколения, базирующейся на инновационных разработках. К примеру,
примененная на локомотиве система поосного регулирования силы тяги обеспечивает
улучшение тяговых свойств при движении в ухудшенных условиях сцепления не менее
чем на 15% по сравнению с существующими тепловозами, повышение реализуемого
эксплуатационного коэффициента сцепления на 15%, значительное сокращение расхода
топлива, снижение износа бандажей. Тепловоз имеет блочно-модульную конструкцию,
удобно расположенное оборудование, оснащен электрической передачей
переменно-постоянного тока и коллекторными тяговыми электродвигателями.
Двухсекционный «Пересвет», не уступающий по своим характеристикам лучшим
зарубежным аналогам, обладающий мощностью 2х2500 кВт (2х3400 л.с.), придет на
смену старым магистральным тепловозам 2ТЭ116 и 2ТЭ10.
 |
Глава ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
представляет Президенту России
В.В.Путину новую железнодорожную
технику на выставке в Щербинке |
Не меньшее внимание привлекли к себе и новый четырехосный маневровый тепловоз
ТЭМ21 постройки БМЗ, тепловозы 2ТЭ70 и ТЭП70БС Коломенского завода,
усовершенствованный трехвагонный рельсовый автобус ЗАО «Метровагонмаш» РА2,
новые грузовые вагоны постройки УВЗ и ОАО «Мордовская вагоностроительная
компания» и др.
В работе семинара и осмотре выставки новой техники принял участие первый
заместитель министра транспорта России А.С. Мишарин. Он выступил перед
собравшимися, рассказав об основных положениях, разделах и задачах целевой
федеральной программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010
годы)».
В рамках программы семинара в центральном офисе ОАО «РЖД» состоялась встреча
президента компании В.И. Якунина с главными инженерами дорог и отделений,
руководителями служб технической политики. В своем выступлении он дал анализ
основополагающих задач, стоящих перед железнодорожным комплексом страны и ОАО
«РЖД», подчеркнув огромную роль института главных инженеров в их решении в
условиях взятого Российскими железными дорогами курса на инновационный путь
развития, на внедрение современного подвижного состава, новых средств
управления, путевой и другой техники.
Одна из таких фундаментальных задач – повышение качества работы всех служб,
организаций и предприятий компании. В этом году должна быть разработана
программа создания и внедрения корпоративной системы управления качеством,
реализация которой потребует активнейшего участия главных инженеров дорог. Эта
система призвана обеспечить прежде всего принципиально новый подход к системе
обеспечения безопасности движения на основе системной работы по предупреждению
рисков, постоянного контроля технологии. Не менее важной целевой установкой
улучшения качества работы является снижение издержек компании, экономия всех
видов ресурсов – материальных, человеческих, временных, повышение фондоотдачи.
Этого необходимо добиваться за счет ликвидации избыточных затрат ресурсов на
реализацию бизнес- и технологических процессов.
 |
Тепловоз 2ТЭ25К |
Система управления качеством станет базой и для прогресса в области мотивации
работников и трудовых коллективов, так как развитие кадрового потенциала и
формирование кадрового резерва, имеющего навыки работы с новейшей техникой и
обладающего новой психологией отношения к работе, является весьма актуальной
задачей для компании.
В условиях жесткой конкуренции со стороны других видов транспорта и реального
присутствия на рынке транспортных услуг независимых компаний-операторов должна
быть значительно активизирована работа по повышению качества предоставляемых
услуг.
 |
На семинаре в
Щербинке |
Президент компании остановился на ключевых направлениях совершенствования
технологий перевозок, в том числе развитии тяжеловесного движения, что позволит
обеспечить опережающее создание резервов провозных способностей за период до
2010 г. и интенсивное освоение растущих объемов перевозок, введении жестких
ниток графика движения поездов, прежде всего на направлениях, где сложились
стабильные грузопотоки, повышении скоростей движения как важного фактора
эффективного использования инфраструктуры. В числе актуальных задач –
категорирование линий по уровню интенсивности работы с разработкой
соответствующих нормативов обслуживания в целях снижения себестоимости,
внедрение современных логистических технологий управления перевозками, улучшение
использования подвижного состава, увеличение межремонтных пробегов вагонов и
локомотивов в 2-3 раза при заданном уровне безотказности.
 |
Продукция
ОАО
«Мордовская вагоностроительная компания» |
Решение этих и других задач, определенных Стратегической программой развития
компании, повышение устойчивости работы сети возможно только при активизации
инновационной деятельности по всем базовым хозяйствам железнодорожного
транспорта и масштабной замене устаревших основных фондов современными
высокоэффективными аналогами. В настоящее время в компании готовится переход на
проектный принцип формирования НИОКР, что позволит сконцентрировать научный
потенциал отрасли и предприятий промышленности на приоритетных высокоэффективных
разработках, ускорить их внедрение в повседневную практику железных дорог. Будут
вводиться и новые принципы мотивации сотрудников, обеспечивающих разработку и
практическое использование эффективных технологических и технических решений.
Президент ОАО «РЖД» призвал главных инженеров дорог активно включаться в
инновационный процесс, стимулировать инновационную деятельность на местах,
представлять собственные предложения по приоритетным направлениям опытных и
конструкторских работ. Он также указал на необходимость изменения многих
устаревших регламентов и инструкций, которые, не создавая дополнительных
возможностей по повышению безопасности движения и качества услуг, ограничивают
возможности наращивания эффективности производственных процессов. Важно также
организовать активный обмен опытом между структурными подразделениями и
железными дорогами в области новых технологий и методов работы, повысить
результативность программ повышения квалификации кадров.
 |
Рельсовый автобус
РА2 |
Говоря об инвестиционной деятельности ОАО «РЖД», руководитель компании отметил,
что в ближайшие годы приоритет будет отдаваться снижению износа основных средств
и обновлению производственной базы. Более 60% капитальных вложений будет
направлено на развитие и реконструкцию инфраструктуры – пути, систем
электрификации, электроснабжения, централизации, блокировки, связи и др. Особое
внимание в инвестиционной политике, как и раньше, будет уделяться проектам,
предусматривающим обеспечение безопасности перевозок и улучшение условий труда.
Приоритетность обновления инфраструктуры обусловливает особую требовательность
при оценке целесообразности строительства новых объектов и создания
дополнительных мощностей. Такие проекты при формировании инвестиционных программ
будут рассматриваться особенно тщательно, на основе детального и всестороннего
обоснования.
С учетом состояния парка подвижного состава дополнительные ресурсы будут
сконцентрированы на решении задач обновления локомотивов и вагонов. На совещании
в Щербинке, прошедшем 4 августа под руководством Президента Российской Федерации
В.В. Путина, компания подтвердила готовность закупать ежегодно до 1100 секций
локомотивов, что значительно превышает существующие возможности промышленности.
Для того чтобы российские предприятия смогли выйти на необходимые темпы
производства локомотивов, в ближайшее время должен быть разработан целый
комплекс мер государственной поддержки. Ставится задача к 2015 г. обеспечить
вывод из парка всех локомотивов с истекшим сроком службы, а к 2020 г. - перейти
исключительно на закупку новых локомотивов, отказавшись от модернизации
электровозов и тепловозов с продлением срока их службы. Не меньшее внимание
будет уделено обновлению парка грузовых и пассажирских вагонов, электро- и
дизель-поездов.
 |
Маневровый тепловоз
ТЭМ21 |
Действенным способом обновления парка подвижного состав еще долгое время
останется модернизация с продлением нормативного срока службы. С учетом объемов
и важности этой работы президент ОАО «РЖД» обратил внимание участников встречи
на стоимость такой модернизации. Во многих случаях она неоправданно высока и
вплотную приближается к цене новой техники. Необходимо рассмотреть и наметить
пути оптимизации цен и работ по модернизации подвижного состава с продлением
срока службы.
Компания поставила перед собой задачу с 2006 г. довести норму рентабельности
капитальных вложений по инвестиционной программе до 8,5%. Это требует четкой
увязки планируемых результатов реализации проектов с технико-экономическими
показателями работы железных дорог. Должно быть хорошо видно, что дал каждый
инвестированный рубль с точки зрения привлечения дополнительных объемов
перевозок, повышения фондоотдачи, улучшения качества и безопасности работы, а в
конечном счете – увеличения прибыли. Для этого ОАО «РЖД» полностью переходит на
проектный принцип управления инвестиционной деятельностью.
 |
С новой
железнодорожной техникой знакомится
первый заместитель министра
транспорта РФ
А.С.Мишарин |
В этих условиях главные инженеры дорог должны более инициативно, но одновременно
и более ответственно подходить к генерации новых проектов, к капитальным
вложениям, направляемым на обновление основных фондов. Важно добиваться
повышения качества обоснования проектов, чтобы уже на стадии планирования было
абсолютно ясно, какие изменения качественных показателей работы дороги будут
обеспечены в результате их реализации. Это позволит избежать многих ошибок при
принятии и реализации решений.
В заключение своего выступления В.И.Якунин еще раз подчеркнул, что для решения
масштабных задач, стоящих перед отраслью и компанией, наряду с повышением роли
начальников дорог должны укрепляться и позиции главных инженеров, отвечающих за
выработку научно-технических программ и сбалансированное развитие
инфраструктуры. Именно исходя из этого признано необходимым ввести должность
главного инженера сети. Его функции и обязанности возложены на вице-президента
компании В.А.Гапановича. Было также признано целесообразным проводить встречи
руководства компании с главными инженерами дорог на регулярной основе.
|