Интеграция для Транссиба

27-28 октября в Сеуле делегация ОАО «РЖД» во главе с президентом компании - председателем Координационного совета В.И.Якуниным приняла участие в работе XIV заседания Международного координационного совета по Транссибирским перевозкам (КСТСП). На заседании КСТСП были рассмотрены основные проблемы привлечения дополнительных объемов грузов на Транссибирскую магистраль на основе повышения конкурентоспособности перевозок

На заседании выступил президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В.Липатов, рассказавший о возможностях компании в сфере информационного обеспечения важнейшего международного транспортного коридора. Редакция попросила С.В.Липатова ответить на ряд вопросов, касающихся этой актуальной темы.

Сергей Владимирович, о чем Вы говорили на заседании Международного координационного совета по Транссибирским перевозкам?

У «Компании ТрансТелеКом» особое отношение к транспортной отрасли. С одной стороны, мы стопроцентное дочернее предприятие крупнейшей транспортной компании - ОАО «Российские железные дороги» и эксплуатируем принадлежащую РЖД самую протяженную в России полностью волоконно-оптическую сеть связи. С другой, мы оказываем услуги связи предприятиям морских и речных портов, аэропортов, авиакомпаниям, экспедиторским, страховым структурам и другим участникам транспортного рынка, а потому не понаслышке знаем проблемы этого рынка. На заседании состоялся серьезный, деловой разговор о необходимости повышения эффективности перевозок по Транссибирскому маршруту. Я как руководитель телекоммуникационной компании подробно остановился на такой важной стороне перевозочного процесса, как информационно-документационное обеспечение. Дело в том, что временные затраты на документационное обеспечение в настоящее время соизмеримы с затратами непосредственно на перевозку. Понятно, что это нонсенс. Выход из этой ситуации наша компания видит в широком внедрении современных информационных технологий для организации эффективного взаимодействия участников перевозочного процесса.

Информатизация каких операций, на Ваш взгляд, может дать максимальный эффект?

Мы структурировали основные потребности участников рынка через призму информационных технологий и пришли к выводу, что наибольший эффект может быть получен от внедрения таких операций, как электронная заявка и согласование перевозки, электронная оплата груза, электронное страхование, электронное таможенное декларирование, мониторинг местоположения груза в реальном режиме времени.

Что касается конкретных инструментов реализации этих услуг, то условно их можно разделить на два типа: внутрикорпоративные и внешние. К первому типу можно отнести системы, используемые предприятиями для решения задач, непосредственно связанных с основной деятельностью. Как вы понимаете, полноценное функционирование таких информационных систем для территориально распределенных компаний, к числу которых относятся транспортные, невозможно без серьезной телекоммуникационной поддержки. И мы гордимся тем, что «Компания ТрансТелеКом» сегодня является лидером в России по построению корпоративных сетей связи с использованием Интернет-технологий (VPN).

В то же время, участвуя в этом процессе, мы отчетливо видим, что информационные системы, создаваемые отдельными компаниями, практически не стыкуются между собой. В результате участники транспортного рынка говорят на разных языках, а в качестве «переводчиков» требуется использовать те или иные внешние информационные системы.

Наиболее известным примером реализации межкорпоративного информационного обмена на железнодорожном транспорте является система ЭТРАН («Электронная транспортная накладная»), которая предназначена для облегчения взаимодействия клиентов с железнодорожниками. К сожалению, несмотря на свою электронную сущность, она пока еще изобилует элементами традиционного бумажного документооборота.

Известно, что сейчас «Компания ТрансТелеКом» широко анонсирует услугу электронной цифровой подписи. По-видимому, именно она может способствовать более полной электронизации документооборота?

Да, мы видим решение проблемы именно во внедрении такого эффективного инструмента, как электронная цифровая подпись. Завершение идущего сейчас процесса внедрения ЭЦП в систему ЭТРАН и позволит практически отказаться от бумажного документооборота. Это революционно изменит принцип информационного взаимодействия ОАО «РЖД» со своими клиентами. Можно без преувеличения сказать, что внедрение ЭЦП в систему ЭТРАН является первой масштабной попыткой использования инструментария электронной цифровой подписи не для узкоспециализированных целей (например, в банковской сфере или для таможенной службы), а для решения задач широкого круга участников транспортного рынка. С учетом накопленного опыта «Компания ТрансТелеКом» считает возможным предложить механизм создания универсальной внекорпоративной информационной системы для участников транспортного рынка, базирующийся на юридически значимом электронном документообороте.

По нашему мнению, тот факт, что информационные потоки подкреплены юридической значимостью, позволяет использовать внекорпоративные системы столь же эффективно, как и внутрикорпоративные. При этом в настоящее время наблюдается тенденция расширения зон ответственности корпоративных информационных систем. К примеру, металлургические холдинги, закупая портовые мощности, подвижной состав, флот, создают систему управления всей этой транспортной инфраструктурой из одного центра в рамках единой корпоративной системы. Однако даже сверхмощные вертикально интегрированные структуры не могут эффективно функционировать без информационного взаимодействия с партнерами.

Однако разнотипность информационных систем затрудняет их эффективное взаимодействие, тем более что при этом еще надо обеспечить соответствие требованиям информационной безопасности. Какие решения предлагает «Компания ТрансТелеКом»?

Наиболее эффективно эта задача может быть решена с помощью специального информационного портала. Алгоритм работы такого портала можно показать на примере информационной системы DAKOSY в порту Гамбург, объединяющей свыше 150 экспедиторов и 500 транспортных компаний с многочисленными клиентами, разбросанными по всему миру. Как известно, порт Гамбург обработал в прошлом году более 7 млн. контейнеров, что в 50 раз превышает объем транзита по Транссибу. И при этом не возникало проблем с «брошенными поездами». Не будет преувеличением сказать, что все это достигнуто благодаря широкому использованию информационных технологий. В настоящее время благодаря своей прогрессивной технологии зона деятельности DAKOSY вышла далеко за рамки Гамбурга. С помощью этой системы организуются информационные потоки между корпоративными системами участников транспортного рынка, включая целый ряд портов от Роттердама до Антверпена. Это позволяет экспедиторам реально управлять грузопотоками на обширной территории. В частности, при невозможности принять груз в одном порту, они своевременно перенаправляют его в другой. Таким образом, мы можем наблюдать реальные плоды совместной работы корпоративных и внекорпоративных систем. «Компания ТрансТелеКом» предлагает всем членам Координационного совета поучаствовать в создании аналогичной системы межкорпоративного обмена на Транссибирском маршруте.

Как Вам видится реализация этого проекта?

Первым этапом может быть интеграция информационных ресурсов транспортных компаний таким образом, чтобы обеспечить легкий доступ к ним со стороны клиентов. Попытки создания сайтов, содержащих такую справочную информацию, как расписания, тарифы, предложения грузов и транспортных услуг, уже имеются. Однако принципиальным отличием предлагаемого нами решения будет наличие персональной ответственности каждого пользователя информационного портала на базе инструментария электронной цифровой подписи. Одним словом, все пользователи будут персонифицированы и, соответственно, получат возможность в режиме реального времени выстраивать договорные отношения и организовывать перевозки, так сказать, не «выходя из кабинета».

Следующим этапом станет более глубокая интеграция портала с информационными системами заинтересованных транспортных компаний с целью дальнейшего повышения эффективности основного бизнеса.

Хотелось бы отметить, что зарубежный опыт создания наиболее удачных из подобных систем показывает: транспортные компании, которые по большому счету являются конкурентами, с готовностью консолидируются вокруг компаний, выполняющих функции поддержки бизнеса, но при этом не занимающихся перевозками. В качестве примера можно привести ту же DAKOSY.

«Компания ТрансТелеКом» располагает разветвленной сетью связи, тесно связанной с объектами транспортной инфраструктуры и имеет опыт создания интегрированных информационных систем. К тому же мы не планируем заниматься перевозкой грузов. Это дает нам право претендовать на роль интегратора информационных систем грузоперевозчиков на основе интерактивного информационного портала. Что касается безопасного доступа к информационным системам, то сертификат Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации, выданный нашей компании, удостоверяет: телекоммуникационная сеть соответствует всем требованиям защиты от несанкционированного доступа к информации.

Спасибо за интересное, содержательное интервью.
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz