Энергосберегающие технологии

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9 2005 г.

Энергосберегающие технические средства и технологии По пути инноваций

Ресурсосбережение - основа финансовой стабильности отрасли
Ю.Н. Панков

На первом селекторном совещании, в качестве президента ОАО «РЖД» В.И. Якунин в числе основных направлений действий отметил, что в условиях дефицита финансовых средств важнейшей задачей компании является рациональное использование производственных ресурсов. Из этого следует, что ресурсосбережение должно стать приоритетной задачей каждого производственного коллектива. В проведении этой работы могут широко использоваться как административные меры воздействия, так и меры технического и технологического совершенствования производственных процессов, позволяющие обеспечить экономию энергетических, материальных и трудовых ресурсов.
Особое место в этой работе отводится реализации централизованно финансируемой инвестиционной Программы ресурсосбережения, которая является составной частью раздела о железнодорожном транспорте Федеральной целевой программы Правительства Российской Федерации «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Она также решает задачи, поставленные перед железнодорожным транспортом Федеральной целевой Программой «Энергоэффективная экономика России на 2002 – 2005 годы и на перспективу до 2010 года» и принятой «Энергетической стратегии ОАО «РЖД на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года». Подробнее…
 

Программа ресурсосбережения

Внедренческий комплекс ОЦВ-ДЦВ в действии
М.Д. Рабинович, Б.Д. Никифоров, Е.Л. Емельяненкова

Созданные более пяти лет назад в соответствии с Указанием министра путей сообщения Отраслевой (ОЦВ) и дорожные (ДЦВ) центры внедрения сегодня успешно обеспечивают масштабную и эффективную реализацию на железнодорожном транспорте результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эти разработки находятся на уровне изобретений, на программную продукцию Роспатентом выданы соответствующие свидетельства. Внедренческие центры активно участвуют в выполнении отраслевых и дорожных программ, а также инвестиционных проектов, имеющих сетевое, а значит, и общегосударственное значение.
Отраслевой центр внедрения, взаимодействуя с разработчиками и изготовителями отдельных комплектующих для систем, производит окончательную сборку программно-аппаратных комплексов, проводит приемо-сдаточные испытания и поставляет изделия на дороги. Разработки внедряются при авторском сопровождении научных и проектных организаций. Подробнее…
 

Энергосберегающие технические средства

Системы автоведения и регистрации для электровозов пассажирского движения
А.Л. Донской, Е.Е. Завьялов

Универсальная система автоведения (автомашинист электротяги) является программно-аппаратным комплексом реального времени, построенным по модульному принципу. Эта система обеспечивает автоматизированное управление пассажирским электровозом на основе расчета оптимальной траектории движения при минимизации расхода электроэнергии на тягу и точном выполнении расписания движения поезда.
Регистратор параметров движения и автоведения пассажирских электровозов (РПДА-П) обеспечивает регистрацию 39 параметров движения и управления с записью на сменный носитель (картридж) информации, необходимой для реализации электронного маршрута машиниста. Он также позволяет записывать на картридж задание на поездку с автоматическим считыванием его в систему автоведения, что избавляет машиниста от ввода какой-либо информации перед поездкой. Система автоведения и регистратор облегчают труд машинистов и ремонтников и способствуют повышению производительности их труда, особенно в условиях постоянно увеличивающихся плеч обслуживания, позволяет экономно расходовать электроэнергию и вести ее регистрацию отдельно на тягу и отопление поезда. Повышается безопасность движения за счет автоматического исполнения скоростного режима движения по сигналам светофоров с учетом постоянных и временных ограничений скорости, а также за счет уменьшения утомляемости машиниста. Таким образом обеспечивается высокое качество вождения поездов независимо от квалификации машинистов. Подробнее…
 


Автоматизированное ведение соединенного грузового поезда по Радиоканалу
Л.А.Мугинштейн, М.С.Пясик, А.В.Аршавский, С.В.Ефремов, Я.Г.Проничев, В.С.Ткачев

В настоящее время актуальным является автоматизированное вождение соединенных поездов с локомотивами (группами локомотивов), распределенными по длине состава, что позволяет повысить пропускную способность грузонапряженных участков. Ручное же ведение соединенных поездов сопряжено со значительным риском возникновения опасных продольных усилий в составе, связанное с проблемами учета профиля и плана пути, рассинхронизацией управления процессами тяги и торможения на различных локомотивах.
Основная задача системы – автоматизированное ведение соединенного поезда при обеспечении допустимого уровня продольных сил, в том числе при движении по переломному профилю. Известны следующие системы, выполняющие сходные задачи: Locotrol (GE), СМЕТ-Р, «Консул-Т». Подробнее…
 


Регистратор параметров работы тепловоза
А.Л.Донской, М.В.Холяпин, И.В.Назаров, А.И.Молчанов, И.Л.Поварков, К.М.Попов

Автоматизированная система учета, контроля и анализа расхода дизельного топлива тепловозами, получившая название регистратор параметров работы тепловоза (РПРТ) является совместной разработкой ЗАО «ОЦВ» и ВНИИЖТа, выполненной по заданию Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД». Регистратор предназначен для установки на маневровые тепловозы ЧМЭ3. Однако он может применяться на всех тепловозах с доработкой документации по установке на конкретной серии и программного обеспечения по расшифровке регистрируемых параметров.
В 2004 г. ЗАО «ОЦВ» начата работа по оборудованию тепловозов ЧМЭ3 регистраторами РПРТ на Московской, Северной и Горьковской дорогах. Проявлена заинтересованность и ведется аналогичная работа на Белорусской дороге. Подробнее…
 


Гарантийное и послегарантийное обслуживание систем автоведения поездов
Е.Л. Емельяненкова, С.Ч. Колесник

Внедрение на сети железных дорог России сложных наукоемких технических средств, соответствующих мировому уровню, выявило необходимость разработки новых подходов к организации их обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Это вызвано тем, что технические средства, базирующиеся на микропроцессорных технологиях и содержащие сложное программное обеспечение, обусловили новые задачи сервисного обслуживания (например, корректировок программного обеспечения и баз данных, тестирование процессоров и микроконтроллеров и т.д.), которые должны были органично дополнять сложившиеся на железных дорогах технологии обслуживания и ремонта технических средств.
Потребовались новые комплексные подходы, которые учитывали бы особенности всего жизненного цикла внедренных изделий (ГОСТ Р 15.201-2000), а также специфику их применения на железнодорожном транспорте. Подробнее…
 


Автоматизированное регулирование скорости мотор-вентеляторов
В.Н.Михайловский, В.Е.Чернохлебов, Б.Я.Кожевников, В.Ф.Исаев, Л.М.Лорман

В рамках Программы ресурсосбережения ОАО «РЖД» грузовые электровозы переменного тока серий ВЛ оснащают системой автоматизированного управления вентиляторами (САУВ), проект которой был разработан совместно специалистами ОЦВ, Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЛХ) ОАО «РЖД» и ООО «Фирма Локомотив-Модерн».
Система САУВ предназначена для автоматизированного выбора частоты вращения вентиляторов (номинальной или низкой) в зависимости от теплового состояния тяговых двигателей, выпрямительных установок и сглаживающих реакторов. Система контролирует и стабилизирует температурный режим охлаждаемого оборудования, благодаря чему повышается его надежность и соответственно продлевается срок службы. За счет оптимального управления вентиляторами обеспечивается экономия электроэнергии (в среднем около 7% по сети железных дорог). Подробнее…
 


Регулируемый компенсатор реактивной мощности
А.М.Кривной, В.В.Литовченко

Железные дороги являются одним из самых крупных транспортных потребителей энергоресурсов. Ежегодное потребление достигает 5-6% вырабатываемой в стране электроэнергии. Из потребляемых в год около 38 млрд. кВтџч электроэнергии боле 80% расходуется на тягу поездов.
В условиях роста цен на энергоносители, возрастающей конкуренции со стороны других видов транспорта снижение эксплуатационных расходов за счет уменьшения энергоемкости перевозочного процесса является одной из приоритетных задач энергетической стратегии железнодорожного транспорта. Актуальность снижения расхода электроэнергии на тягу поездов обусловлена и чрезвычайно высоким абсолютным ее значением - свыше 33 млрд. кВтџч в 2004 г. Подробнее…
 


Программный комплекс для учета, анализа и нормирования расходов энергоресурсов
Л.А.Мугинштейн, Е.Н.Школьников, А.В.Андреев, Т.В.Виноградова, С.А.Виноградов

Во ВНИИЖТе разработан программный комплекс для анализа расхода энергоресурсов на тягу и выработки управляющих решений на уровне депо - автоматизированное рабочее место теплоэнергетика АРМТ. Такой комплекс функционирует в сети передачи данных СПД ОАО «РЖД» и предназначен для решения задач учета, анализа, нормирования, контроля и управления расходом топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на тягу поездов.
АРМ теплоэнергетика депо является сетевой системой и состоит из сервера баз данных и рабочих станций. Данные о маршрутах и об ограничениях скорости через соответствующие рабочие станции оперативно поступают на сервер баз данных и там накапливаются. На сервере также хранится постоянная информация об участках, обслуживаемых депо, характеристиках подвижного состава, сведения о машинистах и локомотивах. Подробнее…
 


Обучение машинистов энергосберегающим и безопасным методам управления поездами
Л.А.Мугинштейн, И.А.Ябко, В.И.Рахманинов, А.В.Андреев, С.А.Виноградов, С.И.Лисеев, М.С.Пясик

Для интеллектуального обучения машинистов энергооптимальным и безопасным (с точки зрения продольной динамики приемам управления локомотивами, в том числе и при распределенной тяге в соединенных грузовых поездах) разработан программный комплекс (ПК). Особое внимание в нем уделено технике реализации энергооптимальных режимных карт и отработке приемов управления локомотивами на участках со сложным профилем.
Действующие в настоящее время на дорогах режимные карты представляют собой обобщенный опыт работы наиболее квалифицированных машинистов. Особенностью всех режимных карт является то, что они ориентированы на обобщенные условия работы. Указанные на отдельных картах опасные места по обрыву автосцепок или набеганию хвостовой части состава являются результатом опыта эксплуатации на этих участках и не подтверждены специальными исследованиями или расчетами. Подробнее…
 

Стационарная энергетика

Ресурсосбережение в стационарной теплоэнергетике
Т.А. Хробастова, В.Н. Михайловский, С.М. Погребинский

Снижение расходов энергоресурсов в натуральных показателях на железнодорожном транспорте в последние годы происходит медленнее, чем рост цен на топливо. Денежные затраты на энергоресурсы растут значительно и остаются одной из основных статей эксплуатационных расходов, влияющих на себестоимость перевозок.
Железнодорожный транспорт потребляет в год котельно-печного топлива 7 млн. т в условном исчислении. Из них примерно 70 % сжигается в котельных с целью получения тепловой энергии для нужд систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения административных и производственных зданий и сооружений, а также для технологических нужд железнодорожных предприятий. При этом затраты денежных средств на топливо для стационарных установок железнодорожного транспорта составляют около 30 % от общих топливных затрат по отрасли, а расходы на производство тепловой энергии увеличивают эту величину в 2-3 раза. Поэтому совершенствование систем теплоснабжения предприятий становится приоритетным при решении энергоснабжения в нетяговой энергетике. При этом одним из вариантов экономии топливно-энергетических ресурсов является внедрение на предприятиях отрасли высокоэффективного оборудования взамен морально и физически устаревшего, работающего с низким КПД. Подробнее…
 


Системы счета осей на станции и перегоне
И.Г. Тильк, В.В. Ляной, Ю.Ф. Редров

Большинство систем обеспечения безопасности движения поездов разрабатывались, проектировались и строились в 1960- 1980-х годах на базе релейно-контактной и дискретной полупроводниковой техники. Вопросы экономии энергоресурсов, снижения трудозатрат при обслуживании оборудования в то время не стояли так остро, как в современных условиях.
В настоящее время релейным и блочным системам железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) присущи такие недостатки, как высокие материалоемкость и уровень эксплуатационных расходов, большие затраты на строительство при изменении маршрутизации, путевого развития и невозможность оперативной реконфигурации при изменении интенсивности движения, отсутствие встроенных средств диагностики, протоколирования и архивирования, интерфейсов с современными каналами связи, делающие дальнейшее внедрение таких систем малоэффективным. Подробнее…
 


Электрическое отопление помещений панелями
А.Б. Кириллов, Т.В. Терехова

В 2003 г. в рамках Программы ресурсосбережения на сети дорог Отраслевым центром внедрения совместно с ООО «А-1» внедряется система электрического отопления «ОВЭЛ», которая выпускается в нескольких вариантах, отличающихся комплектацией, номинальной мощностью и производительностью. Она состоит из модульных единиц - греющих панелей, собранных последовательно, при помощи штепсельных разъемов, соединительных проводов и терморегулятора.
Системы отопления для железнодорожных объектов обычно комплектуются 10 панелями мощностью 180 Вт или 20 панелями мощностью 90 Вт. При большой площади отапливаемого помещения устанавливается несколько систем, соответствующих потребности в энергии на отопление помещения заданной высоты и площади. Подробнее…
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz