43-е заседание Совета по железнодорожному транспорту

 

11-13 апреля 2006 г. в г. Таллинне состоялось 43-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. В период проведения заседания Совета состоялась встреча председателя Совета В.И. Якунина и руководителей железнодорожных администраций с Президентом Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем. В заседании Совета принял участие министр экономики и коммуникаций Эстонской Республики Эдгар Сависаар. Выступая перед участниками заседания Совета, он отметил важность проведения такого крупного мероприятия для дальнейшего углубления сотрудничества железнодорожных администраций, выработки и принятия совместных решений, положительно влияющих на развитие железнодорожного транспорта, что, в конечном счете, влияет на эффективность экономических показателей государств-участников.

Во вступительном слове председатель Совета, президент ОАО «Российские железные дороги» В.И.Якунин поблагодарил руководителей Эстонской Республики и железной дороги Эстонии, отметив, что в третий раз Таллинн радушно встречает представителей железнодорожных администраций на гостеприимной эстонской земле.

За 14-летний период существования Совета по железнодорожному транспорту проведена большая работа по обеспечению эффективного функционирования железных дорог. Железнодорожными администрациями осуществляется согласованное развитие межгосударственных транспортно-экономических связей, организовано совместное использование грузовых вагонов и контейнеров, эффективное сотрудничество и взаимодействие в удовлетворении транспортных потребностей государств. В системе совместной эксплуатации парков грузовых вагонов и контейнеров заложен огромный потенциал, который способствует стабильному росту объемов перевозок грузов на евроазиатских железнодорожных маршрутах как в международном, так и в транзитном сообщениях.

Большую работу проводят постоянно действующие комиссии Совета по вагонному хозяйству, информатизации железнодорожного транспорта, взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения. Названные комиссии подготавливают предложения по специализированным направлениям деятельности железнодорожного транспорта.

Мероприятия, проводимые в рамках Совета, позволяют координировать на межгосударственном уровне деятельность железных дорог, создавая условия для их устойчивой и эффективной работы. В последнее время подписано Соглашение между Россией, Грузией и Арменией по вопросу открытия сквозного движения по территории Абхазии. Его реализация позволит увеличить объемы грузовых и пассажирских перевозок в государствах Закавказья.

Исполнительный комитет СНГ постоянно уделяет внимание работе Совета по железнодорожному транспорту, участвует в заседаниях Совета, оказывает содействие в подготовке вопросов, выносимых на рассмотрение Экономического совета СНГ и Совета глав правительств. В частности, по рассматриваемому на заседании Совета вопросу о тарифной политике железных дорог на перевозки грузов информация с предложениями будет направлена в Исполнительный комитет СНГ для последующего совместного представления в Экономический совет СНГ.

На 43-м заседании Совета в первую очередь был рассмотрен вопрос о выполнение решений предыдущего 42-го заседания Совета, проходившего 22-24 ноября 2005 г. в Ашхабаде. Председатель Совета В.И. Якунин проинформировал участников заседания о результатах выполнения принятых решений, а также об основных эксплуатационных показателях работы железных дорог. На большинстве железных дорог возросли объемы пассажирских перевозок. Пассажирооборот на общей сети железных дорог в 2005 г. увеличился на 3,7 %. На ряде направлений и участков ускорено движение пассажирских поездов. Повышен уровень выполнения графика движения пассажирских поездов. Его выполнение в целом по сети составило: по отправлению - 99,7%, проследованию – 98,7 и по прибытию на конечные пункты – 98,6%.

Итоги эксплуатационной работы железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии за 2005 г. и первый квартал 2006 г. свидетельствуют о сохранении тенденции роста объемов перевозок грузов. В 2005 г. всего перевезено 2 млрд. 41 млн. т грузов, что на 62 млн. т или на 3,4% больше, чем в 2004 г. Основная доля прироста приходится на массовые грузы. Это, прежде всего, строительные, цемент и лесные грузы.

Перевозки грузов в контейнерах возросли на 10%. Увеличились перевозки таких важнейших грузов, как нефть и нефтепродукты, химических и минеральных удобрений, цемента, строительных и лесных грузов, грузов в контейнерах. Из 43 наименований, входящих в номенклатуру важнейших грузов, увеличены перевозки грузов 27 наименований. Значительно улучшилось взаимодействие железнодорожных администраций и Дирекции Совета по оказанию помощи вагонами для погрузки предъявляемых грузов.

Наибольшие темпы роста перевозок грузов достигнуты на железных дорогах Азербайджана (34,2 %), Эстонии (24,9), Туркменистана (22,7) Литвы (15), Грузии (10,5), Белоруссии(4,9) и России (4,6 %). Увеличение погрузки грузов у большинства железнодорожных администраций способствовало росту грузооборота, который повысился в целом по сети на 2,8%.

Основной показатель эффективности эксплуатационной работы - оборот вагона - в целом по сети ускорен более чем на 2 ч. Это позволило при росте перевозок уменьшить рабочий парк вагонов. Оборот контейнера сократился почти на 1 сут, в том числе крупнотоннажного - на 1,7 сут.

На 9% сокращено количество конвенционных запрещений на погрузку грузов, а их суммарная продолжительность снизилась на 324 сут. Более 35% всех конвенций объявлялось для приостановления погрузки назначением на припортовые станции Украины и Латвии в связи с неподходом судов и недостатком складских емкостей. На заседании была отмечена необходимость усиления требований к организации работы смежников и выполнению ими принятых обязательств по регулированию перевозок путем установления финансовой ответственности морских перевозчиков и портов за отсутствие судов и достаточного количества складских помещений. Установление конвенционных запрещений должно быть исключительной мерой, обусловленной только форс-мажорными обстоятельствами.

Выполнены все заявки железнодорожных администраций по подсылке исправных порожних вагонов «чужой» принадлежности для обеспечения погрузки по всем родам предъявляемых грузов.

В 2005 г. значительно увеличились закупки новых вагонов. Приобретено 15376 вагонов, в том числе Россией - 10860, Казахстаном - 3065, Белоруссией - 1014, Украиной - 165, Литвой - 150, Узбекистаном - 68, Эстонией - 50, Таджикистаном – 4 вагона.

Однако положение с обеспечением перевозок исправными вагонами практически не улучшается. Так, допущено сокращение объемов ремонта грузовых вагонов, причем почти на всех железных дорогах. Отдельные железнодорожные администрации не выполнили принятых обязательств по ремонту вагонов в полном объеме контрольных цифр, согласованных на 2005 г. В целом по сети железных дорог только 68,2% вагонов отвечают требованиям эксплуатации. Возрастающие объемы перевозок требуют коренного улучшения технического содержания вагонов инвентарного парка.

В соответствии с решением 42-го заседания Совета в адрес глав государств председателем Совета В.И. Якуниным направлено Обращение Совета по железнодорожному транспорту, в котором высказана просьба о необходимости государственной поддержки железнодорожного транспорта в обеспечении пополнения, модернизации и ремонта грузовых вагонов. Руководителям железнодорожных администраций следует подготовить материалы и конкретные предложения по рассмотрению и решению этой проблемы в своих государствах. Дирекции Совета и Комиссии полномочных специалистов вагонного хозяйства необходимо следить за ходом этой работы и оказывать содействие в подготовке соответствующих предложений.

Вопросом, требующим особого внимания железнодорожных администраций, является техническое содержание и обновление локомотивных парков. Наряду с закупкой новых локомотивов следует осуществлять модернизацию и прогрессивный ремонт существующего парка. Должна совершенствоваться и система его эксплуатации.

Имеются недостатки в организации перевозочного процесса на международном уровне, выполнении положений нормативных документов, регламентирующих совместное использование грузовых вагонов и контейнеров, отдельных качественных показателей эксплуатационной работы и обязательств перед пользователями услуг железных дорог.

При ускорении общего оборота вагона допущено замедление оборота полувагона на 5,04 ч. В результате погрузка полувагонов не обеспечена к нормативу на 1533 единицы в сутки и снижена на 1428 единиц по сравнению с 2004 г.

Допускается значительное количество отцепок вагонов от поездов (в среднем 280 в сутки) на межгосударственных стыковых пунктах из-за технических неисправностей и нарушений Правил оформления перевозочных документов. Количество отцепленных грузовых вагонов от поездов составило 1,6% общего количества принятых груженых вагонов. Также имеются нарушения плана формирования грузовых поездов в международном сообщении, в том числе по формированию отправительских маршрутов.

Совет рекомендовал железнодорожным администрациям выявить и устранить причины возникновения недостатков в организации эксплуатационной работы на межгосударственном уровне, принять меры по сокращению передачи однородного порожнего подвижного состава во встречном направлении, принять неотложные меры по увеличению объемов ремонта и повышению качества технического состояния вагонного парка.

На заседании Совета также было отмечено, что техническое состояние вагонного парка не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к грузовым вагонам, используемым в международном сообщении. По результатам общесетевой переписи грузовых вагонов выявлено значительное количество вагонов, не соответствующих техническим параметрам. Допускается нанесение на вагоны трафаретов с отступлением от их специализации, и прежде всего на зерновозах, минераловозах, цементовозах.

Для подготовки предложений по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте, координации действий в вопросах безопасного пропуска поездов, выработке рекомендаций по применению новых систем и приборов безопасности на подвижном составе и инфраструктуре, распространению передового опыта и совершенствованию нормативной базы по вопросам обеспечения безопасности движения в межгосударственном сообщении принято решение Совета создать из представителей железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и Дирекции Совета, а также специалистов ВНИИЖТа, ВНИИАСа, ДИИТа, БелГУТа рабочую группу по вопросам безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Решением Совета продлен по 31 декабря 2007 г. срок действия решения 19-го заседания Совета по железнодорожному транспорту с учетом дополнений, принятых на 24-м и 39-м заседаниях о выдаче работникам железнодорожного транспорта транспортных требований по служебным и личным надобностям для проезда в международном сообщении.

Наиболее важные вопросы, рассмотренные на 43-м заседании Совете, - график движения поездов и предстоящие переписи вагонов и контейнеров. Совет отметил, что в новом графике движения поездов на 2006/2007 г. предусмотрено обращение 280 пар пассажирских поездов международного сообщения (из них 184 пары постоянного обращения) и 585 прицепных и беспересадочных вагонов в 367 сообщениях. На девять пар увеличено количество пассажирских поездов назначением Крым и Кавказ. За счет улучшения прокладки в графике и увеличения маршрутной скорости 154 пары поездов составляют категорию «скорых, скоростных и ускоренных». Назначено обращение 52 пар пригородных поездов международного сообщения.

Принято решение ввести в действие в 0 ч 00 мин московского времени 28 мая 2006 г. новый график движения поездов, планы формирования грузовых поездов, вагонов с контейнерами и порядок направления вагонопотоков в межгосударственном сообщении. Утверждены количество формируемых назначений грузовых поездов в межгосударственном сообщении на 2006/2007 г., размеры грузового движения и весовые нормы грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам.

Железнодорожным администрациям рекомендовано обеспечить постоянный контроль за выполнением графика движения пассажирских поездов, обратив особое внимание на соблюдение норм продолжительности стоянок на межгосударственных стыковых пунктах для таможенного и пограничного контроля; систематически анализировать причины, вызывающие отклонения следования поездов от графика; принимать и осуществлять меры по обеспечению пропуска поездов строго по расписаниям; повысить контроль за соблюдением планов формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в межгосударственном сообщении.

Дирекции Совета поручено провести совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций по рассмотрению и согласованию Сводов пассажирских поездов, прицепных и беспересадочных вагонов международного сообщения для графика движения поездов на 2007/2008 г.

На заседании были рассмотрены и утверждены результаты переписи контейнерного парка, проведенной 14 сентября 2005 г., а также определены мероприятия по подготовке к переписи грузовых вагонов в мае 2006 г. Советом даны соответствующие поручения по подготовке к проведению переписи контейнерного парка в сентябре 2006 г. и проводимой 17 мая 2006 г. переписи грузовых вагонов.

Советом по железнодорожному транспорту были рассмотрены результаты работы по созданию информационной базы межгосударственного уровня (ИБМУ) и рекомендовано продолжить процесс по ее созданию, включая разработку нормативно-технических документов для обеспечения функционирования этой базы. Рекомендовано также продолжить работу по созданию полигона центрального узла информационной базы межгосударственного уровня, в том числе по разработке средств для организации информационного взаимодействия полигона центрального узла ИБМУ с национальными узлами.

Заслушана информация об итогах эксплуатации ограниченного полигона системы автоматической идентификации подвижного состава (САИПС) в международном сообщении и реализации комплексной программы ее внедрения на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Принято решение о создании рабочей группы из специалистов ВНИИАСа, ВНИИЖТа, железнодорожных администраций Белоруссии, Казахстана, России, Украины и Дирекции Совета для осуществления анализа и подготовки предложений о продолжении работы по внедрению и функционированию САИПС на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии, а также предложений по автоматической идентификации контейнеров с учетом международного опыта и международных стандартов в этой области. Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта поручено оказывать рабочей группе необходимую практическую помощь.

Дирекция Совета проинформировала Совет о взаиморасчетах между железнодорожными администрациями по состоянию на 1 января 2006 г. Отмечено, что задолженность железнодорожных администраций перед российскими железными дорогами, определенная по решению 10-го заседания Совета, сокращена на 9 млн. шв. франков, или на 24,8 %. Общая задолженность по текущим платежам, составлявшая на начало 2005 г. 78,9 млн. шв. франков, сокращена на 34 млн. шв. франков, или на 43,1 %. Начисление платежей за пользование универсальными контейнерами составило 1431,6 тыс. шв. франков и по сравнению с 2004 г. возросло на 28%. Железнодорожным администрациям Азербайджана, Армении, Болгарии, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана предложено принять меры по безусловному выполнению двусторонних договоренностей по погашению задолженности, осуществляя текущие платежи в сроки, установленные нормативными документами.

Совет по железнодорожному транспорту утвердил изменения и дополнения к «Положению по планированию, организации и финансированию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области железнодорожного транспорта, выполняемых для железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и регулированию вопросов права на результаты выполненных работ» и к «Порядку заключения договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по плану НИОКР, утверждаемому Советом по железнодорожному транспорту», подготовленные в соответствии с решением 41-го заседания Совета, с вводом их в действие с момента подписания протокола.

На заседании Совета были рассмотрены меры по предупреждению завоза и распространения железнодорожным транспортом гриппа птиц. Рекомендавано разработать планы соответствующих профилактических мероприятий. Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения поручено подготовить проект Регламента взаимодействия железнодорожных администраций по предупреждению завоза и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для населения, и проект Регламента взаимодействия, предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта, а также продолжить работу по корректировке и формированию стандартов нормативно-правовой базы медицинского обеспечения безопасности движения поездов.

Решением Совета награждены Почетной грамотой Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств 35 работников железнодорожного транспорта государств-участников Содружества.

На заседании Совета был также рассмотрен и ряд других вопросов обеспечения деятельности железнодорожного транспорта в межгосударственном сообщении и принята предварительная повестка дня 44-го заседания Совета, которое планируется провести в сентябре 2006 г. в Ереване.

43-е заседание Совета по железнодорожному транспорту еще раз наглядно показало эффективную и слаженную работу всех железнодорожных администраций. Выработаны важнейшие направления работы железнодорожных администраций в условиях развивающихся рыночных отношений. Это прежде всего – переход на наиболее экономичные и прогрессивные технологии, существенное повышение эффективности производства и приведение технического потенциала отрасли в соответствие с потребностями экономики всех государств-участников в перевозках, стремление укрепить социальную стабильность в трудовых коллективах путем повышения благосостояния железнодорожников.

Когда верстался номер

В соответствии с принятым на 42-м заседании Совета решением 18-20 мая 2006 г. в г. Сочи состоялся Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520». На форуме были обсуждены многие вопросы, прежде всего связанные с повышением конкурентоспособности железнодорожного транспорта, созданием новых моделей подвижного состава, возможностью унификации системы технического регулирования железнодорожных перевозок, а также созданием логистических центров.

Как отмечалось на форуме, стальные магистрали с шириной колеи 1520 мм имеют уникальное географическое положение, что дает им естественное преимущество в транзитных грузовых перевозках между Европой и Азией. Однако пока их транзитный потенциал используется недостаточно. Успеха можно достичь только совместными усилиями всех железных дорог, развивая стратегическое партнерство. В нем  заложены общие

долгосрочные интересы.

Большое внимание на форуме было уделено вопросам развития инфраструктуры, обновления и совершенствования локомотивного и вагонного парков. Общеизвестно, что именно ширина колеи 1520 мм определяет конструкционные особенности техники, создавая предпосылки для формирования единого рынка производства, обслуживания и эксплуатации подвижного состава. Величина этого рынка дает уверенность в том, что машиностроительный бизнес будет стремительно развиваться, а значит, железнодорожные администрации смогут обеспечить дальнейший рост международных перевозок грузов и пассажиров.
 

Подробный отчет о работе Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» будет опубликован в следующем номере журнала.
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz