На предприятиях железнодорожного транспорта в настоящее время работают более
20тыс. молодых специалистов, профессиональное становление которых является
важнейшим компонентом кадровой работы отрасли.
На профессиональное развитие молодых специалистов в значительной степени влияют
первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем
«испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в
социальной и профессиональной среде.
Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в
новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг
на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива.
Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему
профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации,
усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с
целями и задачами производства.
В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста можно выделить
следующие:
|
овладение системой профессиональных знаний и навыков; |
|
овладение профессиональной ролью; |
|
выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины; |
|
самостоятельность при выполнении должностных функций; |
|
удовлетворенность выполняемой работой; |
|
интерес к работе, возможность реализации своего потенциала; |
|
стремление к совершенствованию в рамках профессии; |
|
информированность по важнейшим вопросам работы; |
|
установление хороших взаимоотношений с коллегами; |
|
ощущение психологического комфорта; |
|
чувство справедливого вознаграждения за труд; |
|
взаимопонимание с руководителем. |
Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и
социально-психологической адаптации. Профессиональная адаптация выражается в
определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями,
формировании профессионально необходимых качеств личности, развитии устойчивого
положительного отношения работника к своей профессии. Социально-психологическая
адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей
организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном
взаимодействии с другими сотрудниками и др.
Степень удовлетворенности различными сторонами профессиональной
деятельности, % |
Показатель
|
Удовлетворен
|
В
среднем удовлетворен
|
Не
удовлетворен
|
Оплата труда |
36 |
22 |
42 |
График работы |
56 |
32 |
12 |
Отношения с коллегами |
90 |
8 |
2 |
Условия труда на рабочем месте |
50 |
30 |
20 |
Отношения с непосредственным руководителем |
77 |
17 |
6 |
Отношения с руководством предприятия |
76 |
20 |
4 |
Перспективы профессионального роста |
40 |
35 |
25 |
Работа в целом |
62 |
33 |
5 |
|
Адаптированность человека к трудовой среде проявляется в его реальном поведении,
а также в таких конкретных показателях трудовой деятельности, как эффективность
труда, усвоение социальной информации и ее практическая реализация, рост всех
видов активности, удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности.
Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации
играют служба управления персоналом компании и психологи, разрабатывающие
комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и
психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.
На базе Отраслевого центра психологических исследований было проведено
исследование, направленное на выявление факторов адаптации молодых специалистов
различных предприятий сети железных дорог. В исследовании принимали участие
молодые специалисты в возрасте до 25 лет (52,6%) и от 25 до 30 лет (47,4%). Стаж
работы по специальности у 33% составлял менее года, у 31% от года до двух лет, у
36% от двух до трех лет. При этом 82,6% составляли мужчины и 17,4% женщины.
Рис. 1
Удовлетворенность выбранной специальностью |
|
Одним из важнейших компонентов профессионального становления для молодых
специалистов является удовлетворенность выбранной специальностью. Как показывают
исследования, удовлетворены своим профессиональным выбором 93% и только 5%
молодых специалистов испытали разочарование в выбранной профессии (рис. 1).
Важным элементом процесса адаптации считается и профессиональная подготовка.
Подготовленными считают себя 66% молодых специалистов, плохо подготовленными 16%
(рис.2). При этом 57% молодых специалистов имели достаточно реальное
представление о своей будущей работе, а для 30% ожидания не соответствовали
выполняемым обязанностям (рис. 3).
Рис. 2 Оценка
своей подготовки к работе
после окончания учебного заведения |
|
Рис. 3
Соответствие реальной ситуации
на работе ожиданиям |
|
Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки осложняет адаптацию,
увеличивает ее сроки и требует бoльших финансовых вложений. Кроме того,
несоответствие реальной работы ожиданиям может говорить о недостаточном
количестве практических занятий в процессе обучения специалистов. Степень
удовлетворенности молодых специалистов различными сторонами трудовой
деятельности характеризуется данными, приведенными в таблице.
Представления о перспективе, знание о возможностях карьерного роста являются
одним из важнейших факторов адаптации (рис. 4). Однако только 35% молодых
специалистов знают о перспективах профессионального роста и о своей возможной
деловой карьере, остальные 65% либо совсем не знакомы с этим, либо знакомы в
общих чертах. В связи с этим необходимо усилить работу по ознакомлению молодых
специалистов с возможностями их продвижения по карьерной лестнице, так как
решение этих вопросов касается не только адаптации, но является стимулирующим
механизмом производственной деятельности. Проведенные в центре исследования
показали, что 25% опрошенных не удовлетворены перспективой профессионального
роста (рис. 5). При этом 71% молодых специалистов, неудовлетворенных
перспективой профессионального роста, не знали о ней, а 70% не довольны оплатой
труда и, возможно, поэтому не видят своей дальнейшей перспективы.
Рис. 4
Осведомленность о возможной карьере,
перспективах роста |
|
Рис. 5
Удовлетворенность перспективой
профессионального роста |
|
Значительную роль в процессе трудовой адаптации играет наличие наставника.
Безусловную важность влияния наставника на процесс адаптации отмечают 91%
молодых специалистов (рис. 6). При этом следует обратить внимание на то, что 50%
молодых специалистов, не имеющих наставника, лишены помощи при адаптации. Кроме
того, наличие наставника влияет и на удовлетворенность профессиональным ростом.
Так, 53% молодых специалистов, имеющих наставников, удовлетворены перспективой
своего профессионального роста, а среди тех, кто работает без наставника, их
только 29%.
Взаимоотношения молодых специалистов с коллегами являются благоприятным фактором
для адаптации, как и удовлетворенность отношениями с руководством (рис. 7). Так,
практически 76% молодых специалистов удовлетворены взаимоотношениями с
руководством предприятия.
Рис. 6 Оценка
содействия наставника в адаптации
по мнению молодых специалистов |
|
Рис. 7
Удовлетворенность отношениями
руководством предприятия |
|
Рис. 8
Удовлетворенность оплатой труда |
|
Рис. 9
Регулярность выполнения работы,
не входящей в круг непосредственных обязанностей
молодых специалистов |
|
Одним из основных факторов скорейшей адаптации молодых специалистов на
производстве является удовлетворенность оплатой труда. Исследования, проведенные
в центре, показали, что значительная часть молодых специалистов (42%) не
удовлетворены размером оплаты труда (рис. 8).
Однако следует отметить, что, несмотря на неудовлетворенность заработной платой,
людей удерживают на работе хорошие отношения в коллективе (84%), положительные
отношения с непосредственным руководителем (76%) и с руководством предприятия
(60%). Помимо этого для многих респондентов важным оказывается продолжение
профессиональной династии (68%) и удовлетворенность работой в целом (46%).
Одной из проблем, мешающих адаптации молодых специалистов на производстве,
является выполнение большого объема работ, не входящих в круг их
непосредственных обязанностей (рис. 9). Например, более 50% респондентов
отмечают, что такую работу им приходится делать довольно часто.
Оценивая факторы, помогающие адаптации, сами молодые специалисты как наиболее
действенные, выделили мотивационные (желание работать и интерес к работе),
поддержку коллег и личностные качества (рис. 10).
К числу наиболее значимых аспектов, мешающих специалистам быстро и успешно
адаптироваться к работе, относятся:
|
недостаток практики во время обучения (33%);
|
|
недостаток общей информации по целям и задачам организации (30%); |
|
слабая подготовка в учебном заведении к реальным условиям работы (23%);
|
|
невнимательное отношение со стороны руководства (22%). |
Неудовлетворенность жилищными условиями также относится к числу факторов,
мешающих адаптации. Исследования показали, что 63% молодых специалистов не
довольны своими жилищными условиями. Это свидетельствует о необходимости и
актуальности разработки реально работающих социальных программ для молодых
специалистов.
Рис. 10 Аспекты трудовой деятельности,
помогающие молодым специалистам
адаптироваться к работе |
|
Рис. 11 Мероприятия, необходимые
для закрепления молодых специалистов
на предприятии |
|
В связи с этим самими молодыми специалистами предложен комплекс мероприятий,
направленных на закрепление кадров (рис. 11). В первую очередь это касается
материальной сферы-заработной платы и обеспечения жильем. Это говорит о том, что
социальная детерминанта не является доминирующей в первые годы работы.
Анализ, выполненный в Отраслевом центре психологических исследований, показал,
что для большинства молодых специалистов характерна удовлетворенность
профессиональным выбором, а это, безусловно, является позитивным фактором их
вхождения в профессиональную среду, принятия своей профессиональной роли,
реально соответствующей рабочей обстановке.
Однако процесс адаптации молодых специалистов осложняет ряд факторов. Во-первых,
это расхождения ожиданий и реальной работы, которую приходится выполнять.
Во-вторых, слабая подготовка в вузе к условиям работы, недостаток практики во
время обучения. Для решения этой проблемы необходимо объединение усилий
производственников и учебных заведений по корректировке программ
производственной практики с целью создания оптимальных условий для получения
конкретных практических знаний, с привлечением студентов к решению реальных
производственных заданий.
В-третьих, это недостаток общей информации о целях и задачах организации.
Несомненно, такая информация поможет молодым специалистам правильно понять
значение своей деятельности и своих профессиональных задач. Для того чтобы этот
процесс не проходил стихийно, необходимо четко определить кто, когда и где такую
информацию дает молодым специалистам.
В-четвертых, слабая осведомленность о возможной карьере и перспективах роста.
Для того чтобы фактор «перспективы карьерного роста» выполнял свою стимулирующую
функцию, разработанные схемы планирования должностной карьеры должны не
оставаться на бумаге, а своевременно доводиться до молодых специалистов.
Положительно на процесс адаптации молодых специалистов влияют отношения в
коллективе, помощь и поддержка коллег, взаимопонимание и хороший контакт с
руководством, а также наличие профессионального наставника. Можно предположить,
что значение этих факторов в некоторой мере компенсирует неудовлетворенность
заработной платой.
Еще раз необходимо подчеркнуть положительное значение в адаптационном процессе
молодых специалистов мотивационного компонента. Интерес к работе, к содержанию
деятельности является той движущей силой, которая помогает преодолеть трудности
периода адаптации.
|