|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А.А. Мараков, первый заместитель начальника |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коллективы Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, станции Мурманск и ОАО «Мурманский морской торговый порт» постоянно совершенствуют взаимодействие и ведут творческий поиск путей повышения качества эксплуатационной работы. В 2005 г. среднесуточная выгрузка экспортного угля в Мурманском торговом порту по сравнению с предыдущим годом возросла более чем на 24%. При этом во втором полугодии прошлого года по сравнению с первым полугодием среднее время нахождения вагона под выгрузкой было снижено почти на 29% - с 5,2 до 3,7 ч. Добиться таких результатов помогли объединение смежников в единую логистическую цепочку и более полная реализация потенциала, которым обладают информационные сети Мурманского отделения и Мурманского порта. Созданная общая интермодальная сетевая структура послужила основной предпосылкой для поднятия на новый уровень качества планирования и реализации транспортных услуг как дороги, так и порта.
Первым шагом на пути создания единой логистической цепочки стало заключение между отделением и торговым портом соглашения о предоставлении сторонами информационных инфраструктур, в том числе каналов, системы передачи данных и взаимного доступа к хранилищам необходимой информации. С апреля 2005 г. на базе информационно-логистического центра (ИЛЦ) был организован и поддерживается электронный обмен данными между автоматизированными системами управления (АСУ) припортовой станции Мурманск и Мурманского морского торгового порта. Между дорогой в лице ее Мурманского отделения и Мурманским морским торговым портом заключено соглашение об информационном взаимодействии. В соответствии с соглашением по межсистемному обмену передается оперативная информация о текущем состоянии технологических ресурсов железной дороги и порта. Автоматизированная система ИЛЦ, разработанная специалистами информационно-вычислительного центра дороги, имеет в своем составе программный модуль «Мурманский морской торговый порт». В нем оперативная информация о железнодорожной и морской составляющих перевозочного процесса концентрируется в единой базе. Модуль позволяет просматривать данные о прогнозе и подходе вагонов к Мурманскому
транспортному узлу в пределах Октябрьской железной дороги, информацию о судах,
складах, вагонах, объектах порта, о подходе вагонов к станции Мурманск с
выборкой груза, в том числе поездов с каменным углем на подходе к Мурманскому
порту. Выводятся информация о дислокации вагонов и истории поездов, содержание
их натурных листов. Собираемые сведения обрабатываются и отображаются в виде
динамических электронных схем грузовых районов порта, станции Мурманск и
железной дороги.
На электронной схеме порта представляются следующие текущие данные:
На электронной схеме железной дороги представляется информация о поездах и вагонах с грузами в адрес Мурманского морского торгового порта. Можно получить как обобщенную, так и детализированную информацию о каждом вагоне в виде натурного листа и истории каждого вагона. Кроме того, программный комплекс содержит мощный массив информационно-справочной отчетности, используемой диспетчерским персоналом при сменно-суточном планировании совместной работы дороги и порта. Основной документ, который формируют диспетчеры портовой группы (ДГпорт) диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУ) дороги, – суточный план подвода поездов на припортовые станции формируется на основе данных, получаемых из интегрированной базы информационно-логистического центра. Наряду с подходом вагонов с экспортными грузами под выгрузку в плане учитывается и подвод порожних вагонов под погрузку импортных грузов. Также в суточном плане определяются размеры отправления со станций порожних вагонов с указанием кольцевых маршрутов. Суточный план является основным документом в работе диспетчеров ДЦУ. В процессе работы он может корректироваться в зависимости от информации, получаемой из ИЛЦ (изменение ситуации с заполнением складов, задержки подхода судов, сбои движения на соседних дорогах и т.п.).
Кроме суточного плана диспетчеры портовой группы ДЦУ на основании данных информационно-логистического центра формируют необходимый справочный материал о работе припортовых станций, в том числе справки о работе припортовых станций по выгрузке вагонов на 6-00 (план выгрузки за сутки), о фактической выгрузке экспортных грузов на 18-00 и ежесуточной погрузке на припортовые станции Октябрьской железной дороги станциями сети. При планировании завоза экспортных грузов на следующий месяц данные ИЛЦ являются неотъемлемой частью используемых сведений, особенно в прогнозировании ситуации на переходе с одного месяца на другой. Перечень и порядок передачи информационных сообщений приведен в таблице. Таким образом, в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии
было создано единое информационное пространство, в котором между АСУ станции
Мурманск и АСУ порта происходит обмен данными о дислокации вагонов и поездов в
адрес порта на отделениях Октябрьской дороги с детализацией по Мурманскому
отделению сведений о количестве вагонов по наименованиям грузов и фирмам – их
получателям, о наличии грузов на складах порта и обработке в порту судов и
вагонов.
Вторым шагом стала реализация системы сбалансированного планирования отгрузки, подвода и подачи вагонов с углем на пути Мурманского торгового порта на основе данных о наличии груза на складах и графике подхода судов. Эти функции взял на себя организованный на базе Мурманского отделения Центр управления местной работой (ЦУМР). Помимо ежедневного оперативного планирования и управления местной работой ЦУМР также осуществляет формирование согласованных заявок на отгрузку экспортного угля со станций Западно-Сибирской железной дороги на основе ежемесячно проводимых совместно с представителями порта и экспедиторских компаний совещаний, на которых рассматриваются итоги и качество работы всех участников перевозочного процесса за предыдущий месяц. В результате во втором полугодии 2005 г. на Мурманском отделении не было отмечено ни одного случая «бросания» вагонов с экспортным углем, следующих назначением в адрес Мурманского морского торгового порта. В настоящее время специалисты Мурманского отделения проводят работу по созданию аналогичных логистических цепочек по взаимодействию с представителями ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» и ЗАО «Беломорская нефтебаза».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||