Декабрьский номер журнала, как всегда, представляет наиболее крупные, интересные
и эффективные инвестиционные проекты, реализованные в течение года на железных
дорогах страны. Традиционную подборку материалов, представленных всеми 17
железными дорогами – филиалами ОАО «РЖД», открывает вступительная статья
вице-президента компании Г.В.Крафт.
Проведение эффективной инвестиционной политики – одно из важнейших направлений
работы всех органов управления, обеспечивающее устойчивую работу предприятий ОАО
«РЖД».
Основной целевой задачей инвестиционной программы в целом, и каждого ее проекта
в частности, является повышение эффективности освоения динамично меняющихся в
последние годы объемов перевозок пассажиров и грузов, обеспечение безопасности
движения поездов, снижение объемов незавершенного строительства.
На сети железных дорог выполняются значительные объемы работ по реконструкции
искусственных сооружений, удлинению станционных путей, переоснащению базовых
предприятий локомотивного, вагонного, пассажирского и путевого хозяйств,
модернизации и усилению устройств энергоснабжения, ЖАТ и связи, развитию и
внедрению новых информационных и ресурсосберегающих технологий, которые позволят
применять в железнодорожных перевозках новые современные технологии в целях
повышения эффективности использования активов акционерного общества, оптимизации
эксплуатационных расходов.
С момента образования ОАО «РЖД» в соответствии с инвестиционной программой
введен в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель на Восточно-Сибирской железной
дороге протяженностью 15 км и Тарманчуканский на Дальневосточной протяженностью
2,3 км. Созданы дорожные центры управления перевозками на Октябрьской,
Свердловской, Северо-Кавказской, Дальневосточной дорогах. Выполнены работы по
удлинению станционных путей и развитию станций общей протяженностью свыше 320
км. Продолжались работы по электрификации направлений на Октябрьской, Северной,
Юго-Восточной, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской и Дальневосточной
дорогах. Завершена электрификация Транссибирской магистрали и направлений
Саратов – Волгоград - Тихорецкая, Старый Оскол – Валуйки, Маленга – Сумской
Посад. В текущем году планируется завершение электрификации участка Идель -
Свирь.
Продолжается сооружение вторых путей на Свердловской, Северной,
Западно-Сибирской, Приволжской, Куйбышевской и Северо-Кавказской дорогах,
ведется реконструкция крупных мостов и тоннелей на сети железных дорог,
выполняются берегоукрепительные мероприятия, обеспечивающие безопасность
движения на участке Туапсе - Адлер, реконструкция Сахалинской железной
дороги.Построены и реконструированы ряд крупных сортировочных и припортовых
станций: Бекасово, Лоста, Находка-Восточная, Туапсе, Новороссийск и др.
Значительные капитальные средства инвестированы в переоснащение и модернизацию
объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, в программы безопасности,
информатизации и ресурсосбережения.Введены в эксплуатацию новые вокзальные
комплексы: Ладожский в Санкт-Петербурге, в Красноярске, Хабаровске,
Ростове-на-Дону и др.Обновлено свыше 700 км линий автоблокировки и 1,5 тыс. км
контактной сети, свыше 2,5 тыс. комплектов электрической централизации стрелок.
Решая социальные вопросы работников железнодорожного транспорта, построено свыше
700 тыс. м2 жилья, обновлено значительное количество объектов здравоохранения и
образования, построен ряд спортивных сооружений и др.
К числу важнейших задач на сегодняшний день следует отнести всемерную
активизацию работы по привлечению в отрасль внешних инвестиций частных компаний.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, в течение последних
двух лет ОАО «РЖД» удалось привлечь для инвестирования значительные средства
солидных лизинговых компаний. Благодаря этим сделкам в отрасль дополнительно к
капитальным вложениям привлечено активов на сумму около 40 млрд. руб.
В конце 2003 г. проведен первый открытый конкурс по выбору лизинговых компаний.
В результате в лизинг на железные дороги были поставлены подвижной состав и
путевая техника на сумму около 5 млрд. руб. Срок лизинга составил от 5 до 8 лет.
Учитывая положительный опыт, в 2004 г. объем программы лизинга составил уже 18
млрд. руб. Было приобретено 6 тыс. грузовых полувагонов, более 230 пассажирских
вагонов, более 600 фитинговых платформ, более 230 вагонов пригородного
подвижного состава, а также оборудование для предприятий промышленности ОАО
«РЖД». В текущем году планируется приобрести в лизинг около 7 тыс. единиц
подвижного состава, в том числе более 6180 грузовых полувагонов и свыше 150
пассажирских вагонов, 51 локомотив и около 436 вагонов пригородного подвижного
состава.
Использование лизинга позволяет ОАО «РЖД» ускоренными темпами обновлять
подвижной состав и технику. Кроме того, лизинг имеет огромный мультипликативный
эффект для развития отечественного машиностроения. ОАО «РЖД» как крупнейший
потребитель данной продукции, увеличивая программу приобретения техники с
использованием лизинга, таким образом инвестирует значительные средства на
поддержку и развитие производственных мощностей отечественных производителей.
В целом итоги выполнения инвестиционной программы за 9 месяцев 2005 г.
свидетельствуют о более высоких темпах ее реализации по сравнению с 2004 г.
Одной из мотиваций реформирования железнодорожного транспорта стала жесткая
необходимость активизации инвестиционной деятельности в целях развития до
современных требований активов отрасли. В 2005 г. ОАО «РЖД» продолжен процесс
совершенствования подходов к организации инвестиционной деятельности, начатый
еще в 2004 г, когда Правительством Российской Федерации была одобрена
инвестиционная программа компании на 2005 г., в состав которой впервые были
включены отдельные инвестиционные проекты:
* организация перевозок нефти в Китайскую Народную Республику;
* внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии;
* организация пригородного движения на направлении Москва – Люберцы – Раменское.
Ход реализации этих проектов показал правильность перехода на проектный принцип
формирования и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД». Преимуществом
подхода является точная взаимосвязь достигаемых показателей и объемов
финансирования. Кроме того, проектное финансирование должно обеспечить
прозрачный контроль на каждом этапе реализации проекта.
Переход на новые принципы инвестиционного планирования позволит компании
выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с партнерами, четко
отслеживать влияние различных факторов на конечные результаты проектов и
деятельность компании, значительно снизить инвестиционные риски. Уже начиная с
2006 г., планируется перейти к постановкам целевых инвестиционных задач с
бюджетными ограничениями, к персонализации ответственности за достижение
планируемых результатов.
Подготовленная компанией среднесрочная инвестиционная программа сформирована на
принципах сквозного планирования инвестиционных проектов и представляет собой
портфель проектов, суммарный объем которого составляет более 700 млрд. руб. и
охватывает период с 2006 по 2013 г. Для реализации портфеля проектов ОАО «РЖД» в
2006-2008 гг. включительно направит 539,1 млрд. руб. Кроме того, за этот же
период объем инвестиционных программ дочерних обществ составит 8,5 млрд. руб., а
объем обновления подвижного состава с использованием механизма лизинга - 70,1
млрд. руб.
Инвестиционные вложения компании в среднесрочной перспективе нацелены на
развитие железнодорожной инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией
Российской Федерации на период до 2020 г., обеспечивая при этом преемственность
долгосрочного и среднесрочного планирования инвестиционной деятельности.
В 2006 г. должны быть созданы дочерние предприятия ОАО «РЖД» по
специализированным грузовым перевозкам, ремонту грузовых и пассажирских вагонов,
строительно-монтажным и проектно-изыскательским работам. В связи с этим
инвестиционной программой предусмотрено выделение части непрофильных или
малорентабельных видов деятельности и создание нескольких самостоятельных
специализированных предприятий.
Учитывая целевые задачи по повышению эффективности деятельности компании и
решению общегосударственных задач, инвестиционная программа сформирована исходя
из приоритетов государственной значимости, технологической потребности и
экономической эффективности. Это означает, что в инвестиционную программу
приоритетно включены наиболее эффективные для ОАО «РЖД» проекты, реализация
которых имеет также мультипликативный эффект для транспортной системы и
экономики страны в целом. Кроме того, инвестиционная программа учитывает
потребность ОАО «РЖД» в обновлении выбывающих активов, обеспечивающих
технологическую устойчивость работы компании и безопасность транспортного
процесса.
Подготовленный с использованием этих приоритетов проект среднесрочной
инвестиционной программы ОАО «РЖД» обеспечивает баланс интересов как по
устойчивости работы железнодорожного транспорта, так и по удовлетворению
потребности народного хозяйства в совершенствовании транспортной инфраструктуры.
На развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры планируется направить
80% средств инвестиционной программы ОАО «РЖД». В целях повышения
транзитно-экспортного потенциала страны будут увеличены пропускные способности
отдельных участков коридоров «Север - Юг» и «Запад - Восток», железнодорожных
выходов из Кузбасса и промышленных центров Уральского федерального округа,
подходов к российским портам. В инвестиционной программе выделены три
комплексных инвестиционных проекта по развитию инфраструктуры направлений
Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс –
Азово-Черноморский узел.
Также в рамках развития инфраструктуры будут реализовываться проекты,
направленные на обеспечение социальных потребностей населения страны. Это
организация тактового пассажирского движения на участках Санкт-Петербург -
Колпино и Москва-Савеловская – аэропорт Шереметьево, а также усиление
инфраструктуры между двумя мегаполисами в целях сокращения времени хода
скоростных пассажирских поездов до 3 ч 55 мин.
Выбор участка Санкт-Петербург – Колпино для организации пригородного движения
основывается на динамично развивающихся территориях города как по приросту
населения, так и по повышению инвестиционной привлекательности.Организация
тактового пригородного движения до международного аэропорта Шереметьево позволит
сократить время поездки в аэропорт до 30 мин, при альтернативном автомобильном
движении с учетом загруженности Ленинградского шоссе - 2 ч.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2006 г.
планируется направить 1 млрд. руб. на реализацию проекта по строительству
железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.
Другой целевой задачей компании является обновление парка подвижного состава. На
эти цели в среднесрочной перспективе планируется направить 18% общего объема
инвестиционной программы. Кроме того, планируется обновить более 40 тыс. единиц
подвижного состава с использованием механизма лизинга.
Необходимо отметить, что существует ряд проектов по развитию железнодорожной
инфраструктуры, реализация которых необходима, но возможна только при наличии
государственной поддержки. Они имеют не только значительную капиталоемкость, но
и высокую социальную эффективность. Такие проекты являются инвестициями в
будущее и заслуживают государственной поддержки за счет профицита
государственного бюджета. Их реализация полностью соответствует поставленным
президентом страны задачам по ускорению экономического роста. В долгосрочной
перспективе эти проекты внесут огромный вклад в укрепление экономического и
территориального единства России, освоение природных богатств, развитие
экспортного потенциала страны и ее интеграцию в мировое экономическое
пространство.
К таким проектам относится, например, проект организации скоростного
пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская, направленный на
укрепление российско-финских отношений.
В среднесрочную инвестиционную программу включен и проект переустройства
Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи 1520 мм. Этот проект
позволит ускорить социально-экономическое развитие Сахалинской области за счет
снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции и обеспечения
надежных транспортных связей с материковой частью страны, а также сделать еще
один шаг к укреплению территориальной целостности Российской Федерации.
В целом реализация среднесрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» будет
способствовать созданию инфраструктурных условий для обеспечения прогнозируемого
роста грузо- и пассажирооборота, обеспечению темпов роста себестоимости
перевозок ниже уровня инфляции, оптимизации издержек деятельности компании за
счет восполнения выбывающих активов современными и эффективными техническими
средствами.
|