Инвестиционные проекты года

Инвестиционные приоритеты

Декабрьский номер журнала, как всегда, представляет наиболее крупные, интересные и эффективные инвестиционные проекты, реализованные в течение года на железных дорогах страны. Традиционную подборку материалов, представленных всеми 17 железными дорогами – филиалами ОАО «РЖД», открывает вступительная статья вице-президента компании Г.В.Крафт.

Проведение эффективной инвестиционной политики – одно из важнейших направлений работы всех органов управления, обеспечивающее устойчивую работу предприятий ОАО «РЖД».

Основной целевой задачей инвестиционной программы в целом, и каждого ее проекта в частности, является повышение эффективности освоения динамично меняющихся в последние годы объемов перевозок пассажиров и грузов, обеспечение безопасности движения поездов, снижение объемов незавершенного строительства.

На сети железных дорог выполняются значительные объемы работ по реконструкции искусственных сооружений, удлинению станционных путей, переоснащению базовых предприятий локомотивного, вагонного, пассажирского и путевого хозяйств, модернизации и усилению устройств энергоснабжения, ЖАТ и связи, развитию и внедрению новых информационных и ресурсосберегающих технологий, которые позволят применять в железнодорожных перевозках новые современные технологии в целях повышения эффективности использования активов акционерного общества, оптимизации эксплуатационных расходов.

С момента образования ОАО «РЖД» в соответствии с инвестиционной программой введен в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель на Восточно-Сибирской железной дороге протяженностью 15 км и Тарманчуканский на Дальневосточной протяженностью 2,3 км. Созданы дорожные центры управления перевозками на Октябрьской, Свердловской, Северо-Кавказской, Дальневосточной дорогах. Выполнены работы по удлинению станционных путей и развитию станций общей протяженностью свыше 320 км. Продолжались работы по электрификации направлений на Октябрьской, Северной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской и Дальневосточной дорогах. Завершена электрификация Транссибирской магистрали и направлений Саратов – Волгоград - Тихорецкая, Старый Оскол – Валуйки, Маленга – Сумской Посад. В текущем году планируется завершение электрификации участка Идель - Свирь.

Продолжается сооружение вторых путей на Свердловской, Северной, Западно-Сибирской, Приволжской, Куйбышевской и Северо-Кавказской дорогах, ведется реконструкция крупных мостов и тоннелей на сети железных дорог, выполняются берегоукрепительные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения на участке Туапсе - Адлер, реконструкция Сахалинской железной дороги.Построены и реконструированы ряд крупных сортировочных и припортовых станций: Бекасово, Лоста, Находка-Восточная, Туапсе, Новороссийск и др.

Значительные капитальные средства инвестированы в переоснащение и модернизацию объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, в программы безопасности, информатизации и ресурсосбережения.Введены в эксплуатацию новые вокзальные комплексы: Ладожский в Санкт-Петербурге, в Красноярске, Хабаровске, Ростове-на-Дону и др.Обновлено свыше 700 км линий автоблокировки и 1,5 тыс. км контактной сети, свыше 2,5 тыс. комплектов электрической централизации стрелок.

Решая социальные вопросы работников железнодорожного транспорта, построено свыше 700 тыс. м2 жилья, обновлено значительное количество объектов здравоохранения и образования, построен ряд спортивных сооружений и др.

К числу важнейших задач на сегодняшний день следует отнести всемерную активизацию работы по привлечению в отрасль внешних инвестиций частных компаний. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, в течение последних двух лет ОАО «РЖД» удалось привлечь для инвестирования значительные средства солидных лизинговых компаний. Благодаря этим сделкам в отрасль дополнительно к капитальным вложениям привлечено активов на сумму около 40 млрд. руб.

В конце 2003 г. проведен первый открытый конкурс по выбору лизинговых компаний. В результате в лизинг на железные дороги были поставлены подвижной состав и путевая техника на сумму около 5 млрд. руб. Срок лизинга составил от 5 до 8 лет.

Учитывая положительный опыт, в 2004 г. объем программы лизинга составил уже 18 млрд. руб. Было приобретено 6 тыс. грузовых полувагонов, более 230 пассажирских вагонов, более 600 фитинговых платформ, более 230 вагонов пригородного подвижного состава, а также оборудование для предприятий промышленности ОАО «РЖД». В текущем году планируется приобрести в лизинг около 7 тыс. единиц подвижного состава, в том числе более 6180 грузовых полувагонов и свыше 150 пассажирских вагонов, 51 локомотив и около 436 вагонов пригородного подвижного состава.

Использование лизинга позволяет ОАО «РЖД» ускоренными темпами обновлять подвижной состав и технику. Кроме того, лизинг имеет огромный мультипликативный эффект для развития отечественного машиностроения. ОАО «РЖД» как крупнейший потребитель данной продукции, увеличивая программу приобретения техники с использованием лизинга, таким образом инвестирует значительные средства на поддержку и развитие производственных мощностей отечественных производителей.

В целом итоги выполнения инвестиционной программы за 9 месяцев 2005 г. свидетельствуют о более высоких темпах ее реализации по сравнению с 2004 г.

Одной из мотиваций реформирования железнодорожного транспорта стала жесткая необходимость активизации инвестиционной деятельности в целях развития до современных требований активов отрасли. В 2005 г. ОАО «РЖД» продолжен процесс совершенствования подходов к организации инвестиционной деятельности, начатый еще в 2004 г, когда Правительством Российской Федерации была одобрена инвестиционная программа компании на 2005 г., в состав которой впервые были включены отдельные инвестиционные проекты:

* организация перевозок нефти в Китайскую Народную Республику;

* внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии;

* организация пригородного движения на направлении Москва – Люберцы – Раменское.

Ход реализации этих проектов показал правильность перехода на проектный принцип формирования и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД». Преимуществом подхода является точная взаимосвязь достигаемых показателей и объемов финансирования. Кроме того, проектное финансирование должно обеспечить прозрачный контроль на каждом этапе реализации проекта.

Переход на новые принципы инвестиционного планирования позволит компании выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения с партнерами, четко отслеживать влияние различных факторов на конечные результаты проектов и деятельность компании, значительно снизить инвестиционные риски. Уже начиная с 2006 г., планируется перейти к постановкам целевых инвестиционных задач с бюджетными ограничениями, к персонализации ответственности за достижение планируемых результатов.

Подготовленная компанией среднесрочная инвестиционная программа сформирована на принципах сквозного планирования инвестиционных проектов и представляет собой портфель проектов, суммарный объем которого составляет более 700 млрд. руб. и охватывает период с 2006 по 2013 г. Для реализации портфеля проектов ОАО «РЖД» в 2006-2008 гг. включительно направит 539,1 млрд. руб. Кроме того, за этот же период объем инвестиционных программ дочерних обществ составит 8,5 млрд. руб., а объем обновления подвижного состава с использованием механизма лизинга - 70,1 млрд. руб.

Инвестиционные вложения компании в среднесрочной перспективе нацелены на развитие железнодорожной инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г., обеспечивая при этом преемственность долгосрочного и среднесрочного планирования инвестиционной деятельности.

В 2006 г. должны быть созданы дочерние предприятия ОАО «РЖД» по специализированным грузовым перевозкам, ремонту грузовых и пассажирских вагонов, строительно-монтажным и проектно-изыскательским работам. В связи с этим инвестиционной программой предусмотрено выделение части непрофильных или малорентабельных видов деятельности и создание нескольких самостоятельных специализированных предприятий.

Учитывая целевые задачи по повышению эффективности деятельности компании и решению общегосударственных задач, инвестиционная программа сформирована исходя из приоритетов государственной значимости, технологической потребности и экономической эффективности. Это означает, что в инвестиционную программу приоритетно включены наиболее эффективные для ОАО «РЖД» проекты, реализация которых имеет также мультипликативный эффект для транспортной системы и экономики страны в целом. Кроме того, инвестиционная программа учитывает потребность ОАО «РЖД» в обновлении выбывающих активов, обеспечивающих технологическую устойчивость работы компании и безопасность транспортного процесса.

Подготовленный с использованием этих приоритетов проект среднесрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» обеспечивает баланс интересов как по устойчивости работы железнодорожного транспорта, так и по удовлетворению потребности народного хозяйства в совершенствовании транспортной инфраструктуры.

На развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры планируется направить 80% средств инвестиционной программы ОАО «РЖД». В целях повышения транзитно-экспортного потенциала страны будут увеличены пропускные способности отдельных участков коридоров «Север - Юг» и «Запад - Восток», железнодорожных выходов из Кузбасса и промышленных центров Уральского федерального округа, подходов к российским портам. В инвестиционной программе выделены три комплексных инвестиционных проекта по развитию инфраструктуры направлений Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс – Азово-Черноморский узел.

Также в рамках развития инфраструктуры будут реализовываться проекты, направленные на обеспечение социальных потребностей населения страны. Это организация тактового пассажирского движения на участках Санкт-Петербург - Колпино и Москва-Савеловская – аэропорт Шереметьево, а также усиление инфраструктуры между двумя мегаполисами в целях сокращения времени хода скоростных пассажирских поездов до 3 ч 55 мин.

Выбор участка Санкт-Петербург – Колпино для организации пригородного движения основывается на динамично развивающихся территориях города как по приросту населения, так и по повышению инвестиционной привлекательности.Организация тактового пригородного движения до международного аэропорта Шереметьево позволит сократить время поездки в аэропорт до 30 мин, при альтернативном автомобильном движении с учетом загруженности Ленинградского шоссе - 2 ч.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2006 г. планируется направить 1 млрд. руб. на реализацию проекта по строительству железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.

Другой целевой задачей компании является обновление парка подвижного состава. На эти цели в среднесрочной перспективе планируется направить 18% общего объема инвестиционной программы. Кроме того, планируется обновить более 40 тыс. единиц подвижного состава с использованием механизма лизинга.

Необходимо отметить, что существует ряд проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры, реализация которых необходима, но возможна только при наличии государственной поддержки. Они имеют не только значительную капиталоемкость, но и высокую социальную эффективность. Такие проекты являются инвестициями в будущее и заслуживают государственной поддержки за счет профицита государственного бюджета. Их реализация полностью соответствует поставленным президентом страны задачам по ускорению экономического роста. В долгосрочной перспективе эти проекты внесут огромный вклад в укрепление экономического и территориального единства России, освоение природных богатств, развитие экспортного потенциала страны и ее интеграцию в мировое экономическое пространство.

К таким проектам относится, например, проект организации скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская, направленный на укрепление российско-финских отношений.

В среднесрочную инвестиционную программу включен и проект переустройства Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи 1520 мм. Этот проект позволит ускорить социально-экономическое развитие Сахалинской области за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции и обеспечения надежных транспортных связей с материковой частью страны, а также сделать еще один шаг к укреплению территориальной целостности Российской Федерации.

В целом реализация среднесрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» будет способствовать созданию инфраструктурных условий для обеспечения прогнозируемого роста грузо- и пассажирооборота, обеспечению темпов роста себестоимости перевозок ниже уровня инфляции, оптимизации издержек деятельности компании за счет восполнения выбывающих активов современными и эффективными техническими средствами.
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz