Профессиональный праздник - день железнодорожника

Толстов Ю.Г.

В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны как всегда отметят свой профессиональный праздник – День железнодорожника. Корни этого праздника уходят ко времени массового развития железнодорожной сети в России в конце ХIХ века. Вспомним то время.

В истории нашей страны император Николай I обоснованно упоминается как «основатель железнодорожного дела в России». Ведь именно при нем все и началось: и первая прогулочная железная дорога в Царское село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы. Кстати, Комитет министров той поры значительным большинством голосов высказывался против строительства железных дорог в стране, и только настойчивость и решительность Николая I способствовали принятию решения – приступить к сооружению магистрали между российскими столицами.

Убеждение в правоте своих суждений и понимание общественного значения железных дорог ясно проявляются в словах, сказанных императором: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности. И надеюсь, что потомство оправдает мое решение». Эти слова лучше всего характеризуют его отношение к новому тогда железнодорожному делу. Благодаря активному железнодорожному строительству к концу ХIХ в. протяженность железных дорог России превысила 33 тыс. км.

Потомки в полной мере оценили заслуги царя-первопроходца в прокладке стальных путей на неоглядных просторах Отчизны. В 1895 г. к 100-летию со дня рождения Николая I были приурочены торжественные мероприятия: состоялся праздник департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог, т.е. тех, которые были созданы в период его царствования. Служащим этих дорог были пожалованы «вензельные изображения имени Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями украсили локомотивы и пассажирские вагоны перечисленных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вокзалах установили прекрасные мраморные бюсты императора Николая Павловича (убраны после 1917 г.).

Через год приказом №68 от 9 июля 1896 г. министра путей сообщения князя М. И. Хилкова «по высочайшему повелению» в честь дня рождения императора, «державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России», устанавливалось ежегодное празднование всеми центральными и местными учреждениями, заведывавшими железными дорогами в России. Вот она дата отсчета всероссийского праздника железнодорожников – 25 июня 1896 г. И в этом году ему, следовательно, 110 лет. Это был первый профессиональный праздник транспортников не только в нашей стране, но и в Европе.

Напомним детали того далекого празднования, которое проходило по всей железнодорожной сети России. В этот день «занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях» не было. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебствия. Особенно торжественно прошло оно на набережной Фонтанки у дома 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения. На торжество сюда пожаловали не только высшие чины МПС, но и представители железнодорожных департаментов Министерства финансов и Государственного контроля, которые работали в тесном контакте с МПС.

Перед началом богослужения настоятель церкви Института инженеров путей сообщения протоирей Городцов обратился к присутствующим с пастырским словом, в котором подчеркнул важность «установления всероссийского празднества по всему ведомству железных дорог». При этом он выделил роль и значение собравшихся «представителей великого всероссийского железнодорожного дела», ответственных за тот рост и за то преуспевание, которого достигли железные дороги в истекшее столетие...». И завершил протоиерей свое слово мудрыми мыслями, смысл которых не устарел и сегодня: «Всякому служению должно предшествовать знание, соединенное с любовию к своему делу. Чем больше любви и понимания дела, тем оно лучше и успешнее совершается». Ну кто, положа руку на сердце, не поддержит такое утверждение, с которым можно достойно пройти жизнь. По сути, это высокоморальный девиз и нынешнего труженика.

Столичное торжество завершилось праздничным обедом в Павловске на Царскосельской дороге. Министр князь М.И.Хилков по поручению Николая II в этот момент находился на линии Транссиба, всеми делами временно ведал директор канцелярии министра, тайный советник И.С.Ермолов. Именно ему пришлось держать речь на банкете. Начал он с тех самых слов, что так часто потом мы слышали: «Наш праздник – это торжество труда!». Как видим, и в ХIХ веке признавали важное значение работы железнодорожников, их непрерывный днем и ночью в любую погоду упорный труд.

После Октябрьской революции о профессиональном празднике железнодорожников не вспоминали почти 20 лет. И это понятно – из-за совпадения его c днем рождения императора он был просто упразднен, как и все царские праздники.

Замечательную традицию в СССР возродили лишь в 1936 г. Знаменательно, что и на этот раз праздник тружеников стальных магистралей стал первым профессиональным праздником в Стране Советов. Правда, его официальное название на момент учреждения звучало несколько иначе.

Тогда, в период индустриализации железнодорожный транспорт приобрел решающее значение. Экономика еще не была отлажена, народное хозяйство нередко работало с перебоями, транспортный конвейер давал сбои, не выполнялся план перевозок угля и хлеба, срывалась доставка грузов для металлургии. Центральные партийные органы в те годы задействовали весьма эффективный рычаг идеологического и хозяйственного воздействия: проведение всесоюзных совещаний рабочих и стахановцев. Ряд таких совещаний транспортников состоялся в Кремле, на них приглашались со многих дорог лучшие паровозники, путейцы, движенцы, работники заводов транспорта, вагонники, связисты. Совещания эти проходили по-деловому, вопросы решались действенно. Именно здесь - наряду с конкретными предложениями - и прозвучали мысли о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины. После ряда встреч с руководителями партии и правительства появилось долгожданное постановление за подписью М.И.Калинина: «... Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л.М.Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства 30 июля – «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза». Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 г. было решено «перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 г. на ближайший выходной день (воскресенье) – 4 августа. В будущем установить празднование Дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца». С этой поры первое воскресенье августа и стало красным днем календаря для железнодорожников страны.

Так как этот день был объявлен всенародным праздником, то и подготовка к нему шла по всему Союзу. Но центральными площадками были два столичных парка – имени Горького и Сокольники. Основное торжество проходило на открытом воздухе, среди цветов, в Зеленом театре парка имени Горького, вмещавшего 20 тыс. зрителей. При входе в парк гостей встречали поднятые «крылья» бутафорских семафоров: путь открыт, празднику зеленая улица! На центральной площади парка было смонтировано панно «Транспорт – родной брат Красной Армии», здесь же портретная галерея стахановцев-кривоносовцев. Обычно к этому же дню Центральный Дом техники НКПС готовил красочную выставку «СССР – великая железнодорожная держава». Она подробно знакомила публику с работой железных дорог, рассказывала о достижениях советского транспорта.

В 18 ч. в заполненном до отказа Зеленом театре начинался праздничный митинг, который транслировался на всю страну – тогда это было новинкой. На нем присутствовали нарком путей сообщения, начальники дорог, лучшие люди транспорта. Митинг проходил на высоком подъеме, звучали речи, здравницы. Так широко в стране до той поры не отмечали ни один профессиональный праздник. По сообщениям прессы, около 300 тыс. человек побывали в парке имени Горького. Практически весь громадный и так любимый тогда парк принадлежал железнодорожникам: после торжественной части веселились допоздна. Парк просто звенел песнями, у всех на слуху были прекрасные лирические мелодии наших композиторов-песенников о родной стране, ее столице, светлом будущем, что виделось где-то совсем близко. Весь вечер в аллеях и на набережной Москвы-реки играла музыка, под задорную медь духовых оркестров ноги сами просились в круг танцующих. Словом, праздник с его многочисленными зрелищами, турнирами, цирком, состязаниями спортсменов «Локомотива», встречами с любимыми артистами, писателями и поэтами удался на славу.

Но мирная созидательная жизнь нашей страны была нарушена вероломным нападением фашистских захватчиков. В День железнодорожника 3 августа 1941 г. по инициативе ряда дорог был проведен массовый воскресник. В нем приняли участие свыше 1,5 млн. железнодорожников, в том числе 200 тыс. тружеников Московского узла. Заработанные в тот день средства были перечислены в фонд обороны. На все годы войны и последующего восстановления народного хозяйства День железнодорожника для страны стал днем особо ударного труда, направленного на восстановление и подъем разрушенного войной транспорта.

Что же касалось празднования Дня железнодорожника в последующие, мирные годы, то многое стало жестко регламентироваться, какая-то живинка и непосредственность пропали. Хотя в Москве по-прежнему торжественные заседания МПС СССР и ЦК профсоюза железнодорожников обычно проходили в лучших залах столицы: во Дворце спорта Центрального стадиона им. В.И.Ленина, в Кремлевском Дворце съездов, в Государственном концертном зале «Россия» или в родном ЦДКЖ. На сети в железнодорожных клубах и Домах культуры проходили свои дорожные и отделенческие празднования Дня железнодорожника. Запоминались они интересной программой, хорошей выдумкой и талантом организаторов и участников. А вот гуляния в ЦПКиО имени Горького или на аллеях ВДНХ после войны не привились, хотя тематические железнодорожные выставки традиционно там устраивались.

В преддверии круглой даты нашего отраслевого праздника можно твердо утверждать, что российские железнодорожники по праву гордятся им, своей славной историей.
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz