|
|||||||||||||||||||||||||
История Журнала |
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
В июле 1826 года в Санкт-Петербурге впервые вышло в свет новое периодическое издание - "Журнал путей сообщения", предтеча сегодняшнего "Железнодорожного транспорта". В те далекие времена железных дорог в России еще не было. Первая небольшая по протяженности железнодорожная линия Санкт-Петербург - Царское Село была торжественно открыта лишь 30 октября 1837 года. В этот день по 23-километровой железной дороге проследовал состав из паровоза и восьми пассажирских вагонов, преодолевший весь путь за 28 минут.
В первые годы своего существования "Журнал путей сообщения", выходивший тогда на русском и французском языках, наряду с вопросами строительства дорог для гужевых перевозок, организации судоходства публиковал и материалы по проблемам создания отечественного механического транспорта. В этот период на его страницах развернулась дискуссия о целесообразности постройки железных дорог в условиях России, закладывались теоретические основы железнодорожного дела. В журнале выступали крупнейшие русские ученые и инженеры, наметившие конкретные направления создания важнейших технических объектов - рельсовой колеи, искусственных сооружений, подвижного состава. В числе авторов издания того времени такие выдающиеся специалисты транспорта, как П.П.Мельников - один из руководителей постройки первой в России магистральной линии Санкт-Петербург - Москва, 150-летие которой недавно широко отмечала научно-техническая общественность, Д.И.Журавский - крупнейший мостостроитель, поставивший мостостроение на научную основу, и многие другие.
С завершением строительства и пуском в эксплуатацию первых отечественных железных дорог значительно расширялась тематика журнала за счет разработки эксплуатационных, экономических, юридических и других вопросов. Нарастающие темпы развития железнодорожной сети, усиление роли железных дорог в хозяйственной жизни страны потребовали перестроить и работу журнала. Все больше в нем публикаций, посвященных коммерческим аспектам перевозочного процесса, распространению положительного, зарекомендовавшего себя отечественного и зарубежного опыта. Между тем железнодорожное строительство в России с течением времени достигло рекордных масштабов. Достаточно сказать, что только за период 1894-1903 гг. в стране было построено более 25 тыс. км железных дорог, а к 1913 г. по протяженности сети Россия вышла на второе место в мире.
Одновременно с количественным развитием наблюдался и качественный рост железнодорожного транспорта. Для усиления его оснащенности, совершенствования технических средств российские ученые выдвинули, а инженеры реализовали ряд плодотворных идей. Многие из них, найдя отражение на страницах журнала, послужили основой дальнейшего развития отрасли, обогатили мировую транспортную науку. В течение 1870-1917 гг. и в последующий период активными авторами журнала были такие крупнейшие специалисты, как Н.А.Белелюбский, Н.П.Петров, Л.Д.Проскуряков, Г.П.Передерий, Б.Н.Веденисов, Г.О.Графтио.
В период после потрясений и разрухи, первой мировой и гражданской войн, журнал активно, силой печатного слова участвует в восстановлении и подъеме работы железнодорожного транспорта как важнейшего звена всей экономики страны. Регулярно публикуются материалы, связанные с электрификацией, внедрением на железных дорогах прогрессивных технических средств, распространением новаторских методов эксплуатационной работы. С глубокими статьями о техническом перевооружении транспорта выступают видные отечественные ученые Я.М.Гаккель, С.П.Сыромятников, В.Н.Образцов и многие другие, опытом высокопроизводительного труда делятся хозяйственные руководители отрасли, работники линейных предприятий. Их совместными усилиями железнодорожный транспорт к началу Великой Отечественной войны превратился в единую надежно действующую транспортную систему, способную успешно решать стратегические и оперативные задачи мирного и военного времени.
В суровые годы Великой Отечественной войны с переводом транспорта на военные рельсы соответственно изменилась и тематика журнальных публикаций. В номерах той поры можно найти статьи и короткие информации о повышении маневренности железных дорог, организации ускоренной выгрузки вагонов, скоростных методах восстановления пути, экономии горюче-смазочных материалов, усилении пропускной и провозной способности однопутных линий, использовании трофейного подвижного состава, железнодорожном строительстве в прифронтовых районах. Эти и другие подобные материалы оказывали железнодорожникам конкретную квалифицированную помощь в их многотрудном героическом деле. Одновременно журнал находил место и для перспективных разработок. Например, освещались такие, ставшие вскоре актуальными проблемы, как выбор новых типов локомотивов, вагонов и конструкций пути, перевод парка подвижного состава на автосцепку, повышение скоростей движения поездов, создание более совершенных устройств автоблокировки и др. В послевоенный период главное внимание в публикациях журнала было сосредоточено на решении задач восстановления и реконструкции транспортного хозяйства. Особую роль в техническом переоснащении и модернизации железных дорог сыграл принятый в 1956 г. Генеральный план их электрификации. Он предусматривал перевод в кратчайшие сроки на электрическую тягу наиболее грузонапряженных и сложных по профилю пути участков. На остальных линиях было намечено внедрить дизельные локомотивы взамен паровозов. Реализация этой беспрецедентной по масштабам программы потребовала радикальных преобразований практически во всех основных службах железных дорог, с тем чтобы привести их работу в соответствие с возможностями и требованиями прогрессивных видов тяги. В связи с этим на страницах журнала развернулась оживленная, порою острая, дискуссия по проблемам выбора наиболее рационального полигона использования электровозов и тепловозов, определения очередности электрификации линии. Одновременно были тщательно рассмотрены и обсуждены вопросы создания прогрессивных тяговых и других технических средств, реконструкции ремонтной базы, организации движения в новых условиях, развития станций и узлов, повышения веса и скорости поездов, переподготовки кадров. Все это позволило принять научно обоснованные, оптимальные решения, предопределившие успешную работу железнодорожного транспорта на много лет вперед. С течением времени дороги, отделения, линейные предприятия накапливали опыт работы с новыми видами тяги, другой прогрессивной техникой, добивались повышения ее эффективности, сокращения затрат на ремонт и обслуживание. Этот ценнейший, нередко уникальный опыт занял достойное место в тематике выступлений журнала, существенно расширил читательскую аудиторию. Таким образом, журнал всегда вносил и продолжает вносить достойный вклад в развитие отечественного железнодорожного транспорта, активно поддерживал и популяризировал творчество российских ученых, инженеров, новаторов производства, прогрессивные научно-технические идеи, распространял опыт лучших транспортных предприятий. Многоплановая деятельность редакции журнала, в том числе участие в подготовке и проведении международных выставок, отмечена почетными грамотами и дипломами Президиума Торгово-промышленной палаты, правления Московской городской организации Союза журналистов, Главного комитета ВДНХ, Экспоцентра и других организаций и обществ. А в марте 1982 г. журнал за активную пропаганду передового опыта и другие заслуги удостоен высокой государственной награды - ордена Трудового Красного Знамени. Ныне "Железнодорожный транспорт" - орган Министерства путей сообщения Российской Федерации, ведущий научно-теоретический и технико-экономический журнал отрасли. Идущие в стране перемены, переход к рыночным отношениям заставили журнал коренным образом пересмотреть тематику и основную направленность помещаемых материалов. Значение экономических вопросов, всегда бывших в поле зрения редакции, сегодня резко возросло. Первостепенное внимание уделяется материалам, освещающим ход экономической реформы в отрасли, ресурсосбережению, сокращению расходов и росту доходов железных дорог, повышению их конкурентоспособности. Из номера в номер в журнале публикуются материалы о развитии системы фирменного транспортного обслуживания, внедрении широкой информатизации во всех звеньях перевозочного процесса, проведении гибкой тарифной политики, улучшении взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта с регионами, совершенствовании структуры управления. Введены новые специальные разделы: "Приоритеты развития отрасли", "Информатизация", "Ресурсосбережение" и др. В современных условиях свою работу редакция строит с учетом решений Всероссийского съезда железнодорожников, постановлений Коллегии МПС России, Научно-технического совета министерства. Оперативные материалы, помещаемые в журнале, отражают содержание решений отраслевых совещаний и конференций, других форм обсуждения актуальных проблем. Одной из центральных тем выступлений журнала продолжает оставаться обеспечение безопасности движения и охраны труда железнодорожников. Широк и круг постоянно освещаемых социальных вопросов. По сложившейся издавна традиции регулярно публикуются материалы об истории железных дорог, о знаменательных датах и событиях в жизни отрасли, об укреплении международных связей, новинках иностранной техники. Сложность и необычность проблем, выдвигаемых сегодня самой жизнью перед железнодорожным транспортом, потребовали привлечения в качестве авторов наиболее важных статей специалистов самой высокой квалификации. Поэтому в журнале регулярно выступают руководители штаба отрасли, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, начальники и главные инженеры железных дорог. Постоянные авторы журнала - ученые ВНИИЖТа, ВНИИУПа, высших учебных заведений отрасли, ведущие специалисты локомотиво- и вагоностроительных заводов, предприятий путевого машиностроения. Юбилей журнал редакционный коллетив встретил с оптимизмом, с пониманием своей причастности к ответственнейшему делу реформирования отрасли, выходу ее на новые, современные позиции. Редакция намерена и в будущем идти в ногу с жизнью, всемерно содействовать успешному решению нелегких проблем, стоящих перед железнодорожным транспортом России. |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||