|
|
Генеральный директор
Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий М.Д.Рабинович
демонстрирует Президенту Российской Федерации В.В.Путину и министру
транспорта РФ И.Е.Левитину унифицированный комплекс кабины машиниста,
представленный на выставке в Щербинке |
Большой группе
ученых и специалистов железнодорожного транспорта за разработку и
внедрение новых технологий вождения пассажирских и грузовых поездов на
основе интеллектуальных систем автоведения и управления безопасностью
движения присуждена премия правительства Российской Федерации 2005 г. в
области науки и техники. Звание «Лауреат премии Правительства Российской
Федерации в области науки и техники» присвоено вице-президенту ОАО «РЖД»
В.А.Гапановичу, начальнику Департамента локомотивного хозяйства ОАО
«РЖД» С.А.Кобзеву, начальнику Московской железной дороги В.И.Старостенко,
ученым ВНИИЖТа Л.А.Мугинштейну, Н.Б.Никифоровой, Ю.В.Бушненко и МИИТа
Л.А.Баранову, генеральному директору Отраслевого центра внедрения новой
техники и технологий М.Д.Рабиновичу, его заместителям А.Л.Донскому и
Е.Л. Емельяненковой. |
По просьбе редакции об инновационных разработках, получивших высокую оценку
Правительства страны, рассказывает ученый секретарь Научно-технического совета
ОЦВ, доктор технических наук В.М.Абрамов.
В современных рыночных условиях все большую актуальность приобретают вопросы
повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и эффективности его
работы, доставка грузов точно в срок и снижение расходов на перевозки,
привлекательность их для грузоотправителей. Решение указанных задач требует
принципиально новых подходов к организации перевозочного процесса и освоения
новых технологий вождения грузовых, пассажирских и пригородных поездов.
Унифицированный комплекс
кабины машиниста |
|
Учеными и специалистами Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий
(ОЦВ), ВНИИЖТа, МИИТа и предприятий ОАО «РЖД» разработан комплекс
интеллектуальных систем автоматизированного управления движением пригородных,
пассажирских и грузовых поездов. Основой таких систем является бортовая
унифицированная микропроцессорная система ведения поезда. Она представляет собой
сложный аппаратно-программный комплекс, построенный по модульному принципу и
обеспечивающий автоматизированное энергооптимальное управление режимами движения
(тяга, переход на выбег, повторное включение тяги или торможение и т.д.) на
основе оптимальных расчетов в реальном времени. Система позволяет с высокой
точностью выполнять график движения, выбирать рациональные с позиций экономии
электроэнергии и выполнения требований безопасности режимы движения и тем самым
облегчает труд машиниста.
Органичной составной частью системы автоведения является регистратор параметров
движения и автоведения (РПДА), специально разработанный для измерения и
регистрации во время поездки данных о 38 параметрах движения и управления
локомотивом. Собранная информация сохраняется на съемном накопителе. Ее
обработка производится на автоматизированном рабочем месте (АРМ РПДА),
поставляемом в локомотивные депо при внедрении системы в эксплуатацию. Анализ
расшифрованных данных позволяет диагностировать техническое состояние
локомотива, оценивать результаты поездки, действия машиниста, принимать решения
по устранению недостатков, совершенствованию расписания движения, проведению
необходимых ремонтов и т.п.
В настоящее время системой автоведения оборудован практически весь парк
электропоездов и более тысячи электровозов, а регистратором параметров движения
– около тысячи электропоездов и столько же локомотивов. Комплексы систем
автоведения и РПДА можно внедрять на всех типах электровозов постоянного и
переменного тока, а также на дизель - поездах.
Научной основой разработки интеллектуальных систем стали проведенные ее авторами
теоретические и экспериментальные исследования процессов оптимального по
энергопотреблению управления движением поезда, в том числе повышенной массы и
длины, при условии выполнения заданного времени хода и требований безопасности,
включая ограничение продольных динамических усилий в составе. Бортовой
локомотивный процессор реализует специальный алгоритм, достаточно сложный с
математических позиций и численной реализации. В реальной эксплуатации он
помогает машинисту обеспечивать безопасность движения, особенно на участках с
крутыми уклонами и кривыми малого радиуса. При этом существенно снижается
психо-физиологическая нагрузка на машиниста.
При внедрении систем автоведения специалистами ОЦВ были реализованы
организационные и финансовые модели производства, решен большой объем
технических и технологических задач, создана устойчивая кооперация предприятий
изготовителей и поставщиков, отработаны технологии внедрения, гарантийного и
послегарантийного обслуживания. Реализованный стратегический и проектный
менеджмент, охватывающий все этапы жизненного цикла изделий, обеспечил старт и
продвижение системы внедрения на пятилетний цикл проекта. В настоящий момент
продолжается напряженная работа по минимизации коммерческих рисков и получения
максимального эффекта от внедрения.
Полученные результаты применения систем автоведения и РПДА стали основой
дальнейшего развития новых технологий и интеллектуальных устройств
автоматизированного управления движением поездов. Так, в 2002 г. был разработан
и передан в эксплуатацию на Московскую железную дорогу речевой информатор для
оповещения пассажиров на платформе непосредственно с прибывающего электропоезда
(РИДОП) о пути прибытия, маршруте следования и остановках. Это устройство
повышает качество обслуживания и уровень безопасности движения; сегодня оно
внедряется и на других железных дорогах.
Применение систем автоведения, а также разработка системного интерфейса,
обеспечивающего сопряжение существующих локомотивных устройств безопасности,
позволили создать единую комплексную систему управления и обеспечения
безопасности движения на тяговом подвижном составе (ЕКС). Эта система объединяет
и органически увязывает функционирование автоведения (УСАВП), системы
автоматического управления торможением поезда (САУТ), комплексного локомотивного
устройства безопасности (КЛУБ) и телемеханической системы контроля бодрствования
машиниста (ТСКБМ).
Участники первой сетевой школы
по обмену опытом автоведения
пассажирских и грузовых поездов |
|
Опыт эксплуатации ЕКС подтвердил эффективность комплексного использования
приборов автоведения и безопасности, интегрированных в единую систему
автоматизированного управления поездом, обеспечивающую безопасность движения и
предупреждение возможных ошибок машиниста. Система не допускает опасных режимов
ведения поезда, исключает использование тягового и тормозного оборудования
локомотивов с запредельными нагрузками. ЕКС предназначена для установки на всех
сериях электровозов и электропоездов. Она допускает возможность наращивания и
других функций, повышающих эффективность эксплуатации локомотивов и уровня их
технического состояния.
В серийный ряд микропроцессорных систем автоведения входит также разработанная
коллективом ученых ВНИИЖТа и специалистов ОЦВ интеллектуальная система
автоматизированного вождения соединенных поездов с распределенной тягой по длине
состава (ИСАВП-РТ). Она позволяет одновременно управлять распределенными в
поезде локомотивами (двумя и более). С 2004 г. Отраслевой центр совместно с
железными дорогами приступил к внедрению в эксплуатацию этих систем. Их
функциональные возможности обеспечивают безопасное вождение поездов с массой до
18 тыс. т и длиной до 780 осей. Особенно эффективны эти системы будут на тех
направлениях, где исчерпаны резервы пропускной способности и грузовые перевозки
целесообразно осуществлять соединенными поездами, а также при наличии «окон» в
период путевых ремонтых работ.
Интеллектуальная система ИСАВП-РТ базируется на системе автоведения грузового
поезда, обеспечивает синхронное, безопасное и ресурсосберегающее вождение
соединенных поездов на участках сложного профиля. Система гарантирует
автоматическое ограничение продольных динамических сил в поезде и непревышение
ими допустимых значений, что исключает выдавливание вагонов и обрывы автосцепок
при всех режимах управления. Команды с ведущего локомотива на ведомые передаются
по специальному радиоканалу.
Интеллектуальные системы автоматизированного управления движением поезда входят
в состав унифицированного комплекса кабины машиниста (УНИКАМ), который также
разработан в ОЦВ. Им в настоящее время оборудовано более 100 электровозов ЧС2К и
ВЛ10М. Комплекс объединяет эргономичный пульт с многофункциональным цветным
монитором, приборы безопасности САУТ и КЛУБ, а также системы ТСКБМ, автоведения
и РПДА. Дополнительно, в зависимости от серии и назначения локомотива, в состав
УНИКАМ могут входить системы управления тяговым приводом (пассажирские
электровозы постоянного тока), компенсаторы реактивной мощности и системы
ИСАВП–РТ (грузовые электровозы переменного тока) и т.д. Унифицированные
технические решения позволяют внедрять комплекс практически на всех сериях
локомотивов сети и на вновь создаваемом тяговом подвижном составе. УНИКАМ может
интегрировать функциональные возможности всех входящих в него систем, что
существенно улучшает условия работы машиниста.
Внедряемый ОЦВ комплекс систем автоматизированного управления движением поезда
представляет собой инновационный продукт. На изделие, не имеющее аналогов в
России и за рубежом, получено более сорока патентов и свидетельств о регистрации
программного обеспечения. Качество технических средств подтверждается
сертификатами соответствия.
Интеллектуальный комплекс позволяет перейти к существенно новым технологиям
управления подвижным составом, свести к минимуму негативное влияние
человеческого фактора, повысить эффективность и экономичность управления,
эксплуатационную надежность тягового подвижного состава, безопасность поездной
работы, а также решать вопросы, связанные с кадровым дефицитом машинистов и их
помощников уже в ближайшее время. С помощью «электронного машиниста» удалось
впервые в отечественной и мировой практике реализовать единство управления
режимами работы тягового подвижного состава и безопасностью его движения. Польза
системы автоведения сегодня признается уже большинством машинистов.
В разработке и внедрении микропроцессорных систем управления движением поезда,
ставших основой новых технологий, принимало участие большое число ученых,
специалистов, локомотивных бригад, ремонтников. Ими проведена большая и
кропотливая работа для их эффективного использования. Большую работу осуществили
руководители ОАО «РЖД», Октябрьской, Южно-Уральской, Куйбышевской, Московской и
других железных дорог по организации постоянной эксплуатации систем автоведения.
Необходимо было приспособить их к местным условиям, наладить эффективное
практическое использование в реальных условиях. Департаментом локомотивного
хозяйства ОАО «РЖД» совместно с ОЦВ на базе Московской дороги (депо им. Ильича)
проведена сетевая школа по обмену опытом автоведения пассажирских и грузовых
поездов, аналогичная школа прошла по электропоездам на Октябрьской дороге. На
них рассмотрены вопросы эффективного применения систем автоведения и РПДА,
программного обеспечения, организации технического обслуживания и ремонта
оборудования.
Пользуясь случаем, хотелось бы отметить и вклад в освоение новой техники
журналов «Железнодорожный транспорт» и «Локомотив», которые своевременно
публиковали материалы по устройству, действию и эксплуатации автомашиниста и
РПДА, а также по их техническому обслуживанию и ремонту.
Новые технологии вождения поездов позволяют наращивать провозную способность
железных дорог и получать экономию энергоресурсов на тяге поездов до 5-15 %,
значительно облегчают труд машинистов, повышают безопасность движения, открывают
пути инновационного развития отрасли. Созданные в ОЦВ структуры обеспечивают
внедрение комплекса интеллектуальных систем автоматического управления движением
поезда в эксплуатацию и перевод на него отечественного парка электровозов,
электро- и дизель-поездов. Значимость новых технологий вождения поездов весьма
высока. Годовой экономический эффект только за счет экономии электроэнергии
составил за 2004-2005 гг. более 140 млн. руб.
|