Созданные более пяти лет назад в соответствии с Указанием министра путей
сообщения Отраслевой (ОЦВ) и дорожные (ДЦВ) центры внедрения сегодня успешно
обеспечивают масштабную и эффективную реализацию на железнодорожном транспорте
результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эти
разработки находятся на уровне изобретений, на программную продукцию Роспатентом
выданы соответствующие свидетельства. Внедренческие центры активно участвуют в
выполнении отраслевых и дорожных программ, а также инвестиционных проектов,
имеющих сетевое, а значит, и общегосударственное значение. Отраслевой центр внедрения, взаимодействуя с разработчиками и изготовителями
отдельных комплектующих для систем, производит окончательную сборку
программно-аппаратных комплексов, проводит приемо-сдаточные испытания и
поставляет изделия на дороги. Разработки внедряются при авторском сопровождении
научных и проектных организаций. Процесс внедрения требует творческой и целенаправленной работы по обеспечению
должного качества производимой продукции, созданию необходимых условий для
поддержания технических средств и технологий в работоспособном состоянии,
контроля за их использованием и содержанием. На выполнение этих задач направлена
деятельность единого внедренческого комплекса ОЦВ-ДЦВ. Следует отметить, что
созданию такого комплекса предшествовала большая аналитическая работа
департаментов МПС России и ВНИИЖТа. Ее результаты одобрил Совет главных
инженеров дорог. Внедренческие центры благодаря их активной деятельности на дорогах во
взаимодействии с научными и проектными организациями имеют возможность
представлять технические решения на рассмотрение руководству дорог. Практическое
решение поставленных перед ОЦВ и ДЦВ задач ведется в направлении реализации
отраслевых программ ресурсосбережения, безопасности, повышения массы и длины
поездов, создания нового и продления срока службы эксплуатируемого подвижного
состава и др. По заданию руководства отрасли ОЦВ в кооперации с ВНИИЖТом разработан и
внедряется в рамках Программы ресурсосбережения серийный ряд изделий
интеллектуальных систем автоматизированного управления движением поезда. Основой
таких систем стала бортовая унифицированная микропроцессорная система
автоведения поезда («Автомашинист»). Она представляет собой
программно-аппаратный комплекс, построенный по модульному принципу,
обеспечивающий автоматизированное управление движением локомотива на основе
расчета оптимальных режимов движения при наборе скорости и торможении.
Автомашинист позволяет с высокой точностью выполнить график движения, соблюдение
которого может дать большой экономический эффект, обеспечить оптимальный расход
электроэнергии и значительно согласно исследованиям ученых Всероссийского
научно-исследовательского института железнодорожной гигиены облегчить труд
машиниста. «Автомашинист» органично дополняется регистратором параметров движения и
автоведения (РПДА), который обеспечивает измерение и регистрацию в реальном
масштабе времени в течение всей поездки до 39 основных параметров работы
локомотива. Эта система с помощью АРМа расшифровки данных РПДА позволяет
анализировать результаты каждой поездки, состояние тягового электропривода для
дальнейшего использования руководством депо, эксплуатационным и ремонтным
персоналом. Можно детально проанализировать режимы ведения каждого электропоезда
и электровоза, выполнение расписания движения с контролем времени хода и
стоянок, сигналов АЛСН, ограничений скорости и других факторов, вызывающих
задержку поезда. Кроме того, РПДА фиксирует соблюдение установленных скоростей,
в том числе по постоянным и временным ограничениям. Системы «Автомашинист» и РПДА можно применять на всех локомотивах и
электропоездах. Аналогичные системы разрабатываются для тепловозов и
дизель-поездов. В настоящее время системами автоведения полностью оборудован парк электропоездов
России и депо Минск. Регистраторы параметров движения и автоведения установлены
практически на всех электропоездах постоянного тока. В прошлом году на
Горьковской дороге начато внедрение РПДА на электропоездах переменного тока.
Системами автоведения и регистраторами параметров движения оборудованы все
пассажирские электровозы ЧС7, более 374 электровозов серий ЧС2 на пяти дорогах и
224 электровоза ВЛ10 на шести дорогах. Электровозы дополнительно оснащаются
устройствами коррекции координат, позволяющими своевременно корректировать
координату местонахождения поезда после боксования или юза колесных пар
локомотива. Разработаны системы автоведения и регистраторы параметров движения
электровозов переменного тока пассажирского движения ЧС4Т и грузового ВЛ80С, а
также для скоростного движения ЧС6 и ЧС200. Внедрение этих систем начнется уже в
этом году. При применении таких систем реализованы перспективные финансовые и
организационные модели производства, решен большой объем технических и
технологических задач, создана устойчивая кооперация изготовителей и
поставщиков, отработаны технологии внедрения и технического сервиса.
Реализованная при этом система стратегического и проектного менеджмента,
охватывающая все этапы жизненного цикла изделий, обеспечивает минимизацию
коммерческих и производственных рисков, получение максимального эффекта
внедрения. Внедрение систем автомашинист и РПДА, а также разработка системного интерфейса,
обеспечивающего сопряжение бортовых систем безопасности и автоматики (САУТ - ЦМ,
КЛУБ - У и ТСКБМ), позволили приступить к созданию единой комплексной системы
управления и обеспечения безопасности движения на тяговом подвижном составе (ЕКС).
Ее предполагается установить на всех локомотивах и электропоездах, обращающихся
на направлениях с высоким уровнем заполнения пропускной способности. Выполненная Гипротранстэи оценка технико-экономической эффективности внедрения
ЕКС показала, что, например, оборудование ею 4100 электровозов постоянного тока
на линиях протяженностью 4666 км обеспечит повышение пропускной способности на
13% (скорость движения при этом возрастает на 5%) и снижение расхода
электроэнергии на 6%. Только благодаря этому годовой экономический эффект
составит 3,6 млрд. руб. с полной окупаемостью затрат на разработку и внедрение
ЕКС менее чем за 6 лет. В настоящее время ЕКС внедрена на четырех электровозах ЧС7 Московской дороги и
15 электровозах ЧС2 Свердловской. Работа в области ЕКС продолжается в
направлении взаимного интегрирования УСАВП, САУТ и КЛУБ в систему с единой
структурой, в которой устранено ненужное дублирование. Использование ЕКС обеспечивает единство автоматизированного управления поездом и
обеспечение безопасности его движения, компенсацию возможных ошибок машинистов.
Она исключает неправильные режимы движения поезда и использование тягового и
тормозного оборудования локомотивов в критических режимах. Предусмотрена
возможность расширения функций, обеспечивающих повышение эффективности
эксплуатации локомотивов и обеспечения высокого уровня технического состояния. С 2004 г. внедряется разработанная учеными ВНИИЖТа и специалистами ОЦВ
интеллектуальная система автоматизированного вождения соединенных поездов с
распределенной тягой по длине состава (ИСАВП-РТ). Она обеспечивает безопасное
вождение грузовых поездов с массой до 18 тыс. т и длиной до 780 осей. Ведение
соединенного поезда обеспечивают распределенные по его длине локомотивы,
управляемые системами автоведения, получающими сигналы по радиоканалу от
ведущего электровоза. Благодаря многолетней совместной творческой работе ученых ВНИИЖТа и специалистов
ОЦВ впервые в России успешно проведены тяжеловесные длинносоставные поезда весом
12 тыс.т на протяженном полигоне от станции Инская до станции
Свердловск-Сортировочный. При этом поезда управлялись при помощи системы
ИСАВП-РТ, не имеющей аналогов в мире. Применение ее для вождения соединенных
поездов позволит повысить пропускную способность участков дорог на 4-6%,
увеличить производительность труда локомотивных бригад за счет использования на
ведомых локомотивах одного помощника машиниста с правами управления, сократить
за счет повышения маршрутной скорости оборот подвижного состава до 20%. Признано, что вождение поездов весом до 18 тыс. т на наиболее грузонапряженных
участках возможно не только на участках постоянного тока, но и переменного тока,
а также при автономной тяге. Это внесет значимый вклад в реализацию
Стратегической программы развития ОАО «РЖД» и повышение потенциала экономики
России. В настоящее время системами ИСАВП-РТ оборудовано 12 грузовых локомотивов ВЛ10 на
Западно-Сибирской и Северной дорогах, а до конца года их число возрастет до 146.
Аппаратура ИСАВП-РТ базируется на системе автомашиниста грузового поезда,
которая обеспечивает безопасное и ресурсо-сберегающее вождение соединенных
поездов на любых участках независимо от профиля. Система гарантирует
автоматическое ограничение продольных динамических сил сверх допустимых в
составе соединенного поезда, что исключает возможность выдавливания вагонов и
обрывов автосцепок при всех режимах управления. Отраслевым центром также разработан и предложен к внедрению унифицированный
комплекс управления кабины машиниста (УНИКАМ), которым на текущий момент
оборудовано 25 электровозов ЧС2К. Он включает эргономичный пульт с
многофункциональным цветным монитором, приборы безопасности САУТ и КЛУБ-У, а
также системы ТСКБМ-М, автомашинист и РПДА. Дополнительно, в зависимости от
серии и назначения локомотива, в состав УНИКАМ могут входить системы управления
тяговым приводом (пассажирские электровозы постоянного тока), компенсаторы
реактивной мощности и системы ИСАВП-РТ (пассажирские и грузовые электровозы
переменного тока) и т.д. Технические решения УНИКАМ позволяют внедрять его на
всех эксплуатируемых, а также на вновь создаваемых локомотивах. Практическое
использование данного пульта позволяет интегрировать функциональные возможности
входящих в него систем и улучшить условия работы машиниста. Все системы по автоведению и РПДА, по которым проведены сетевые школы по обмену
опытом работы в Москве и Санкт-Петербурге, являются инновационными. На них
Отраслевым центром внедрения получено более двадцати патентов и свидетельств о
регистрации программного обеспечения. Высокое качество технических средств
подтверждается сертификатами соответствия. В прошлом году для повышения эффективности работы внедренческого комплекса по
реализации Программы ресурсосбережения было продолжено дальнейшее развитие
Единой системы сервиса (ЕСС) наукоемкой техники ОЦВ на базе созданных сервисных
центров ОЦВ и ДЦВ. Основные меры направлены на расширение взаимодействия
комплекса ОЦВ-ДЦВ и дорог, в том числе на основе прямых договоров по
техническому обслуживанию в послегарантийный период. Свидетельством
эффективности ЕСС стало использование ОАО «РЖД» опыта, накопленного в ОЦВ по
разработке методической и нормативно-правовой документации, для реализации
проектов технического сервиса систем автоматики на подвижном составе. Еще одно важное направление работы ОЦВ - внедрение единого комплекса
вибродиагностики всех типов подвижного состава на базе одноканальной
многофункциональной системы диагностики нового поколения (ОМСД). В отличие от
аналогов такая система обеспечивает пооперационный контроль сборочных операций
от подшипника до колесно-моторного блока локомотива, объединяет по линиям
Интранст результаты диагностики в единую базу данных в Дорожном диагностическом
центре. Это особенно важно для грузовых вагонов и локомотивов при работе на
длинных плечах. ОМСД имеет достоверность диагностики не менее 95% (вместо 30-60%
у аналогов), дает однозначный диагноз «годен-брак» (вместо «рекомендовано»), чем
устраняет влияние человеческого фактора. По инвестиционным программам ОАО «РЖД» 2005г. (безопасности, ресурсосбережения,
дооснащения вагонных депо, информатизации) предстоит изготовить и внедрить 69
систем ОМСД разной комплектации, оснастить пять Дорожных диагностических центров
на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Московской и Октябрьской
дорогах. ОМСД будет внедрена в дополнение к ранее поставленным 16 единицам и в
диагностическом центре на Дальневосточной дороге, еще в 31 локомотивном и 54
вагонных депо. В текущем году планируется на базе ОМСД завершить создание стендов для
комплексной вибродиагностики пассажирских вагонов, начать выпуск переносных
«сборщиков» результатов диагностики, что позволит внедрить эту систему и для
электропоездов. Ведутся работы по замене кабельных линий на передачу информации
по защищенному цифровому радиоканалу. Таким образом, уже в этом году на базе ОМСД будет создана единая унифицированная
для всех типов подвижного состава система вибродиагностики с накоплением и
обработкой информации в дорожных диагностических центрах, объединенных ГВЦ ОАО
«РЖД» в единую сеть. Отраслевой центр внедрения для реализации этого проекта по Программе
ресурсосбережения привлекает в качестве соисполнителей ведущие научные центры
страны: Физический институт им. Курчатова, Федеральный ядерный центр,
Государственный ракетный центр, Физический институт им. Иоффе и др. Бесконтактные методы диагностики, дефектоскопии и измерений являются базой для
создания и другого комплексного проекта - автоматизированных систем контроля
технологической дисциплины (АСКТД) и АСУ технологическими процессами (АСУ ТП).
Задача этих систем - объективный пооперационный контроль качества ремонта любого
типа подвижного состава с использованием электронных меток и ведением
электронного паспорта. Пилотный проект таких систем частично реализован в
вагонном депо Рыбное Московской дороги. В период реализации технической политики ОАО «РЖД» по энергосбережению во всех
сферах железнодорожного транспорта в ОЦВ развивается направление систем учета в
стационарной энергетике, продолжается работа по снижению удельных расходов
электроэнергии на тягу, а также развитие комплексного подхода, объединяющего и
увязывающего задачи стационарной энергетики и тяги. В связи с этим в рамках
инвестиционного проекта создается автоматизированная система коммерческого учета
электроэнергии (АСКУЭ). Система АСКУЭ направлена на обеспечение контроля за фактическим потреблением
электроэнергии. Она регистрирует расход активной и реактивной электроэнергии за
30-минтутные интервалы по всем точкам учета, осуществляет периодический
автоматический сбор измеренных данных и хранение их в специализированной базе
данных, защищенной от потери информации и от несанкционированного доступа;
формирование аналитических отчетов по электропотреблению и т.д. Система АСКУЭ позволяет достоверно проводить взаиморасчеты между хозяйственными
субъектами, участвующими в перевозочном процессе и обслуживании пассажиров,
учитывать поставки электроэнергии субабонентам, а также обеспечивать
коммерческие расчеты с поставщиками и потребителями энергоресурсов. Применение
АСКУЭ обеспечивает снижение расходов дорог на электроэнергию, а значит,
способствует повышению экономической эффективности перевозок и сдерживанию роста
тарифов на перевозки грузов и пассажиров. Методическое сопровождение работ по
АСКУЭ выполняется ОЦВ совместно с ОмГУПСом. На дорожные центры внедрения
возложено предпроектное обследование объектов. Отраслевой центр продолжит свое участие в разработке единой корпоративной
системы интегрированной обработки маршрутов машинистов (ЕКС ИОММ), которая
позволит в режиме, максимально приближенном к реальному времени, осуществлять
мониторинг и анализ показателей использования топливно-энергетических ресурсов. Увеличивающиеся масштабы внедрения Программы ресурсосбережения (в 2004 г. число
внедренных единиц достигло 20842, а объем Программы увеличился на 43%) и
определение ОЦВ в качестве генерального исполнителя в 2002-2004гг. и в числе
генерального исполнителя на 2005 г. совместно с ВНИИЖТом потребовали выработки
новых подходов и создания отдельного организационного звена ОЦВ для реализации
задач сетевого взаимодействия. В ОЦВ создано Управление программой ресурсосбережения и инновационными
проектами, которое включает в себя четыре направления, соответствующие стадиям
реализации. В направление по формированию и реализации Программы входят отделы
по формированию программ, инвестиций и маркетинга, контроля качества. Вся работа
проводится под руководством Департамента реализации научно-технических программ
ОАО «РЖД» в тесном содружестве со службами дорог, исполнителями мероприятий и
дорожными центрами внедрения. Направление по ведению договорного учета включает в себя договорной и
методологический отделы, в сферу деятельности которых входят формирование,
согласование и контроль за прохождением в ОАО «РЖД» финансовых документов, а
также подготовка и сопровождение договоров по Программе. Особое значение при ее реализации имеет подготовка планов по поставке и
внедрению оборудования и на их основе финансовых планов, включающих расчеты по
налогу на добавленную стоимость. Для этой цели в Управлении создано направление
по реализации Программы, в которое входят отделы финансово-аналитический,
сопровождения, внедрения и информационный. Здесь решаются задачи обеспечения многоуровневого учета прохождения работ по
Программе (что изготовлено, отгружено, внедрено, сдано по актам), выявления
слабых мест, требующих срочного финансирования, подготовки сводной отчетности по
факту сдачи работ и проведенного финансирования Программы по дорогам,
департаментам, подрядчикам, получаемому эффекту, по отдельным мероприятиям. Отслеживается исполнение планов и бюджетов и проводится их своевременная
корректировка, обобщается информация по всем аспектам Программы, готовятся
предложения по решению проблем, возникающих в ходе ее осуществления, а также
анализируется каждое мероприятие от включения его в Программу до получения
заданного эффекта. Сопровождение Программы включает в себя получение через отделы мониторинга ДЦВ
информации непосредственно с объектов о подготовке соответствующих мест и
проведении работ по установке оборудования. Это позволяет своевременно выявить
проблемы, связанные с получением и внедрением оборудования на местах, и принять
меры по их устранению. Информационный отдел занимается разработкой и развитием информационной системы
Программы. Благодаря этому управленческий учет ведется в режиме on-line, а также
накапливаются статистические данные для аналитической обработки. Информационная система направлена на поддержку всего жизненного цикла Программы
- от выбора мероприятий, входящих в Программу, до систематизации данных о
получаемом экономическом эффекте. Автоматизированы основные бизнес-процессы
управления реализацией Программы: подготовка проекта Программы - договорной учет
и финансовое планирование - мониторинг процесса внедрения и эксплуатации -
гарантийное обслуживание. Принципы построения информационной системы,
качественные показатели управления Программой соответствуют требованиям
международного стандарта ИСО 9000:2000. Четвертое направление включает в себя оперативный отдел и Сервисный центр,
задачей которого является развитие системы обслуживания технических средств и
технологий в рамках единой системы сервиса ОЦВ-ДЦВ. Технические параметры Программы - сотни внедряемых наименований, тысячи единиц
оборудования, десятки мест внедрения практически на каждой дороге, свыше сорока
исполнителей работ, более двухсот договоров в год, внедренческая инфраструктура
шестнадцати дорожных центров - вызывают огромный поток информации, который
поставлен под строгий контроль с целью эффективного управления реализацией
Программы. Это обусловило необходимость использования информационных технологий как основы
для организации процесса управления, что обеспечивает решение задач создания и
управление базой данных по используемым в Программе ресурсосберегающим
техническим средствам, автоматизации договорного и финансового учета,
мониторинга процесса внедрения и эксплуатации на местах, поддержки принятия
решений, электронного документооборота. Развитие проекта внедрения ресурсосберегающей техники на дорогах в 2006-2008 гг.
определяется приоритетными направлениями, заданными принятой ОАО «РЖД»
Энергетической стратегией на период до 2010 г. и на перспективу до 2020 г.
Потребность в ресурсосберегающих технических средствах определяется отдельно по
каждому мероприятию департаментами - заказчиками работ по направлениям своей
деятельности. Участвуя во внедрении Программы ресурсосбережения с 1998 г., ОЦВ совместно с ДЦВ
накопили опыт работы, позволяющий подготовить специальную инфраструктуру
внедрения, разработать информационно-управленческую технологию, позволяющую
получать в режиме on-line информацию с мест внедрения о реальном состоянии дел,
а также синхронизировать информацию по выполнению программы на уровне
руководства дорог и ОАО «РЖД». Определяющее значение в этом играет
инфраструктура дорожных центров, проходивших становление на базе внедрения
отдельных видов технических средств и технологий. Так, в дорожных центрах внедрения Октябрьской и Южно-Уральской, Куйбышевской и
Горьковской дорог были созданы специализированные отделы, сопровождающие
внедрение интеллектуальной системы «Автомашинист» и РПДА. На базе Октябрьского и
Южно-Уральского дорожных центров отрабатывалась модель по обслуживанию сложного
программного обеспечения, являющегося основным элементом наукоемкой продукции, а
в Куйбышевском и Горьковском дорожных центрах - модель гарантийного
обслуживания. В настоящее время Отраслевой и дорожные центры внедрения способны выполнять
системное, комплексное внедрение информационно-управляющих систем, включающее в
себя взаимодействие с конечными пользователями, технически выявлять узкие места,
обучать персонал, отрабатывать новые версии программного обеспечения. ОЦВ,
выступая в роли головного исполнителя и системного интегратора, во
взаимодействии с ведущими научно-исследовательскими институтами, организациями и
компаниями, выполняющими разработки, вычислительными центрами дорог и
предприятиями реально готов к масштабному внедрению наукоемкой продукции. Для
оперативной координации деятельности ДЦВ в ОЦВ создано специальное управление по
взаимодействию с дорожными центрами внедрения. Для полноценного и эффективного использования потенциала дорожных центров
необходимо более активное участие их в выявлении и решении проблем дорог,
связанных с внедрением новой техники и современных технологий. Грамотная и
последовательная организация работ, административное и техническое сопровождение
проектов ОЦВ - основа эффективной работы ДЦВ. Одной из главных задач дорожных
центров внедрения является поиск и адаптация новых инновационных решений в
соответствии с приоритетными направлениями работ ОЦВ в информационной сфере -
управление инфраструктурой локомотивного и вагонного хозяйств, оптимизация
эксплуатационной деятельности и технического содержания подвижного состава.
|