Ресурсосбережение - основа финансовой стабильности отрасли

Ю.Н. Панков, начальник отдела комплексных программ и перспективного развития
Департамента реализации научно-технических программ ОАО «РЖД»,
кандидат технических наук

На первом селекторном совещании, в качестве президента ОАО «РЖД» В.И. Якунин в числе основных направлений действий отметил, что в условиях дефицита финансовых средств важнейшей задачей компании является рациональное использование производственных ресурсов. Из этого следует, что ресурсосбережение должно стать приоритетной задачей каждого производственного коллектива. В проведении этой работы могут широко использоваться как административные меры воздействия, так и меры технического и технологического совершенствования производственных процессов, позволяющие обеспечить экономию энергетических, материальных и трудовых ресурсов.

Особое место в этой работе отводится реализации централизованно финансируемой инвестиционной Программы ресурсосбережения, которая является составной частью раздела о железнодорожном транспорте Федеральной целевой программы Правительства Российской Федерации «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Она также решает задачи, поставленные перед железнодорожным транспортом Федеральной целевой Программой «Энергоэффективная экономика России на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года» и принятой «Энергетической стратегии ОАО «РЖД на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года».

Все мероприятия Программы в соответствии с основными инновационными направлениями сгруппированы в пять разделов. Это модернизация подвижного состава (внедрение энергосберегающих технических средств), комплекс по сбережению энергоресурсов в стационарной энергетике, экономия материальных ресурсов, снижение трудозатрат и износов во взаимодействии «колесо-рельс». Динамика развития Программы ресурсосбережения за 2002-2005 гг. и на перспективу до 2008 г. показывает планомерное увеличение вложения инвестиционных средств в энергосберегающие направления.

Участниками данного проекта являются департаменты и управления ОАО «РЖД», его филиалы, железные дороги. Департаменты и управления выступают заказчиками выполняемых работ по направлениям своей деятельности. В качестве поставщиков ресурсосберегающего оборудования привлекаются различные научно-производственные организации, являющиеся разработчиками и производителями наукоемких технических средств и технологий.

Анализ окупаемости реализованных в прошлые годы ресурсосберегающих программ подтверждает прогноз о заявленной эффективности Программы ресурсосбережения в целом и возврате вложенных средств в плановые сроки (3 года).

От начала внедрения и до получения запланированного эффекта требуется длительный (а нередко и сложный) технологический цикл: изготовление, внедрение, обучение персонала, гарантийное обслуживание, технический сервис. И все это нужно обеспечить финансами и техническими средствами.

Таким образом, решение задачи эффективного управления Программой потребовало совершенно нового подхода к сопровождению и оперативной координации всех мероприятий.

Инвестиционный проект ресурсосбережения осуществляется во взаимодействии с департаментами: инвестиционной деятельности, управления финансами, планирования и бюджетирования, бухгалтерского и налогового учета, «Казначейство» в рамках их обязанностей. Управляет проектом Департамент реализации научно-технических программ. Заказчиками выступают департаменты реализации научно-технических программ, локомотивного и вагонного хозяйств, пути и сооружений, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, Управление пригородных пассажирских перевозок и др.

В 2002-2004 гг. генеральный исполнитель Программы ресурсосбережения - Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий (ОЦВ), в текущем году ОЦВ и ВНИИЖТ. Подрядчики - научно-производственные организации, которые являются разработчиками и производителями отдельных ресурсосберегающих технических средств и технологий. Балансодержатели - железные дороги-филиалы ОАО «РЖД».

Определены основные функции генерального исполнителя по оперативному управлению Программой ресурсосбережения:
маркированный список участие в разработке концепции Программы на предстоящий и долгосрочный периоды, формировании предложений по включению в проект новых разработок подрядчиков, оказании помощи дорогам в формировании предложений на поставку ресурсосберегающих технических средств (РТС);
маркированный список рассмотрение в установленном порядке предложений с дорог по номенклатуре РТС и методам их внедрения, участие совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД» в формировании перечня перспективных ресурсосберегающих проектов и организации работы по согласованию и выделению средств на их финансирование. Формирование проекта Программы и представление его Управляющему проектом для рассмотрения. Разработка экономически обоснованных предложений по тематике Программы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
маркированный список участие через своих представителей в работе научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых в ОАО «РЖД» для подготовки проекта и определения способов его реализации;
маркированный список оптимизация процесса внедрения ресурсосберегающих технических средств и технологий на основе квалифицированного производственно-финансового менеджмента. Создание условий для приоритетного внедрения наукоемких систем сложной комплектации, требующих большой подготовительной работы;
маркированный список обеспечение высокого уровеня качества работ в технологической цепочке «разработка - производство - внедрение - эксплуатация». Требование от соисполнителей должного качества работ при выполнении проектов, применяя для этого методы материального воздействия. Осуществление контроля на всех этапах выполнения проекта;
маркированный список совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД» участие в согласовании на Ценовой комиссии цен на выполнение работ и продукцию, изготавливаемую для железных дорог согласно проекту. Подготовка проектов указаний по реализации Программы и контроль их исполнения. Оказание помощи дорогам, отделениям и предприятиям в разработке организационно-технических мероприятий, приказов, указаний и распоряжений, в подборе ответственных за внедрение ресурсосберегающих технических средств и технологий и их эффективную последующую эксплуатацию;
маркированный список взаимодействие с железными дорогами - филиалами ОАО «РЖД» по вопросам учета и постановки на баланс внедренных ресурсосберегающих технических средств. Представление Управляющему проектом и в департаменты - заказчики отчетов по реализации Программы и расходованию выделенных средств.

Перечисленный комплекс обязанностей достаточно объемный и ответственный, требует неуклонного внимания и приложения определенных усилий.

Каждое мероприятие от стадии включения его в Программу до получения заданного эффекта анализируется. Для получения объективной информации используется многоуровневый подход. Информация поступает в ОЦВ из нескольких источников (от исполнителей, через ДЦВ, из служб железных дорог) и сравнивается.

Программа ресурсосбережения представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение нужных конечных результатов и каждое из них является самостоятельным проектом со своей системой реализации. Для достижения конечных целей генеральный исполнитель работает с исполнителями по каждому отдельному проекту, устанавливая между ними взаимосвязь и координируя реализацию каждого проекта в течение года.

Являясь основным генеральным исполнителем работ по программе ресурсосбережения 2002 - 2004 гг., и сотрудничая с 40-50 фирмами-исполнителями, Отраслевой центр внедрения обеспечил за этот период внедрение на сети железных дорог 33 844 ресурсосберегающих технических средства. Причем если в 2002 г. внедрение проводилось на 446 объектах - то в 2004 г. уже на 724 объектах 17 железных дорогах.

При отработке вариантов проектов договоров аудиторами, юристами и менеджерами ОЦВ было выработано и согласовано с причастными департаментами ОАО «РЖД» решение об оформлении всех договоров в едином стандарте как подрядных. Это позволило предварительно согласовывать порядок документооборота с департаментами, сократить сам документооборот и сделать его единообразным в рамках всей Программы. Были разработаны типовые образцы отчетных документов по исполнению договоров, в том числе образцы технических актов, подтверждающие факт произведенных работ, и итоговых актов выполненных работ с целью дальнейшей постановки ресурсосберегающих средств на баланс железных дорог.

Предоставление соисполнителями работ отчетных документов по установленным образцам существенно сократило срок их оформления в департаментах. Это позволило также своевременно и в полном объеме предоставлять заказчику все данные о ходе выполнения Программы. Департамент реализации научно-технических программ и экономические отделы ведущих департаментов ОАО «РЖД», используя данные договорного учета, получили возможность подготовки сводной отчетности для принятия руководством компании решений о приоритетах финансирования работ.

Таким образом, создан замкнутый технологический цикл, что позволило сократить сроки выполнения работ. Взаимодействие в ходе выполнения Программы менеджеров генерального исполнителя и соисполнителей подняло на более высокий уровень систему договорного учета у соисполнителей, особенно в средних и небольших фирмах.

В ОЦВ разработана и успешно внедрена автоматизированная информационная система управленческого учета в рамках программы ресурсосбережения. Она охватывает весь жизненный цикл - от выбора входящих в Программу мероприятий до систематизации данных о получаемом экономическом эффекте. Автоматизированы основные бизнес-процессы управления реализацией Программы: подготовка проекта, договорной учет и финансовое планирование, мониторинг процесса внедрения и эксплуатации, гарантийное обслуживание.

Функциональная структура информационной системы состоит из основных и вспомогательных модулей, справочников и механизмов обеспечения обмена данными между модулями, а также с другими информационными системами. Принципы построения информационной системы и система качественных показателей управления Программой соответствуют требованиям стандарта ИСО 9000:2000.

Система управления Программой позволяет успешно реализовывать многие сложные наукоемкие проекты, способствующие сокращению эксплуатационных расходов, часть из которых рассматривается в этом выпуске. В последующих номерах журнала будет продолжена публикация материалов по наиболее эффективным разработкам по ресурсосбережению.
 

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования
 
Сайт управляется системой uCoz