На первом селекторном совещании, в качестве президента ОАО «РЖД» В.И. Якунин в
числе основных направлений действий отметил, что в условиях дефицита финансовых
средств важнейшей задачей компании является рациональное использование
производственных ресурсов. Из этого следует, что ресурсосбережение должно стать
приоритетной задачей каждого производственного коллектива. В проведении этой
работы могут широко использоваться как административные меры воздействия, так и
меры технического и технологического совершенствования производственных
процессов, позволяющие обеспечить экономию энергетических, материальных и
трудовых ресурсов. Особое место в этой работе отводится реализации централизованно финансируемой
инвестиционной Программы ресурсосбережения, которая является составной частью
раздела о железнодорожном транспорте Федеральной целевой программы Правительства
Российской Федерации «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)».
Она также решает задачи, поставленные перед железнодорожным транспортом
Федеральной целевой Программой «Энергоэффективная экономика России на
2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года» и принятой «Энергетической
стратегии ОАО «РЖД на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года». Все мероприятия Программы в соответствии с основными инновационными
направлениями сгруппированы в пять разделов. Это модернизация подвижного состава
(внедрение энергосберегающих технических средств), комплекс по сбережению
энергоресурсов в стационарной энергетике, экономия материальных ресурсов,
снижение трудозатрат и износов во взаимодействии «колесо-рельс». Динамика
развития Программы ресурсосбережения за 2002-2005 гг. и на перспективу до 2008
г. показывает планомерное увеличение вложения инвестиционных средств в
энергосберегающие направления. Участниками данного проекта являются департаменты и управления ОАО «РЖД», его
филиалы, железные дороги. Департаменты и управления выступают заказчиками
выполняемых работ по направлениям своей деятельности. В качестве поставщиков
ресурсосберегающего оборудования привлекаются различные научно-производственные
организации, являющиеся разработчиками и производителями наукоемких технических
средств и технологий. Анализ окупаемости реализованных в прошлые годы ресурсосберегающих программ
подтверждает прогноз о заявленной эффективности Программы ресурсосбережения в
целом и возврате вложенных средств в плановые сроки (3 года). От начала внедрения и до получения запланированного эффекта требуется длительный
(а нередко и сложный) технологический цикл: изготовление, внедрение, обучение
персонала, гарантийное обслуживание, технический сервис. И все это нужно
обеспечить финансами и техническими средствами. Таким образом, решение задачи эффективного управления Программой потребовало
совершенно нового подхода к сопровождению и оперативной координации всех
мероприятий. Инвестиционный проект ресурсосбережения осуществляется во взаимодействии с
департаментами: инвестиционной деятельности, управления финансами, планирования
и бюджетирования, бухгалтерского и налогового учета, «Казначейство» в рамках их
обязанностей. Управляет проектом Департамент реализации научно-технических
программ. Заказчиками выступают департаменты реализации научно-технических
программ, локомотивного и вагонного хозяйств, пути и сооружений, автоматики и
телемеханики, электрификации и электроснабжения, Управление пригородных
пассажирских перевозок и др. В 2002-2004 гг. генеральный исполнитель Программы ресурсосбережения - Отраслевой
центр внедрения новой техники и технологий (ОЦВ), в текущем году ОЦВ и ВНИИЖТ.
Подрядчики - научно-производственные организации, которые являются
разработчиками и производителями отдельных ресурсосберегающих технических
средств и технологий. Балансодержатели - железные дороги-филиалы ОАО «РЖД». Определены основные функции генерального исполнителя по оперативному управлению
Программой ресурсосбережения:
|
участие в разработке концепции Программы на предстоящий и долгосрочный
периоды, формировании предложений по включению в проект новых разработок
подрядчиков, оказании помощи дорогам в формировании предложений на поставку
ресурсосберегающих технических средств (РТС); |
|
рассмотрение в установленном порядке предложений с дорог по номенклатуре РТС и
методам их внедрения, участие совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД»
в формировании перечня перспективных ресурсосберегающих проектов и организации
работы по согласованию и выделению средств на их финансирование. Формирование
проекта Программы и представление его Управляющему проектом для рассмотрения.
Разработка экономически обоснованных предложений по тематике Программы на
краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды; |
|
участие через своих представителей в работе научно-технических комиссий,
экспертных и рабочих групп, создаваемых в ОАО «РЖД» для подготовки проекта и
определения способов его реализации; |
|
оптимизация процесса внедрения ресурсосберегающих технических средств и
технологий на основе квалифицированного производственно-финансового менеджмента.
Создание условий для приоритетного внедрения наукоемких систем сложной
комплектации, требующих большой подготовительной работы; |
|
обеспечение высокого уровеня качества работ в технологической цепочке
«разработка - производство - внедрение - эксплуатация». Требование от
соисполнителей должного качества работ при выполнении проектов, применяя для
этого методы материального воздействия. Осуществление контроля на всех этапах
выполнения проекта; |
|
совместно с департаментами и управлениями ОАО «РЖД» участие в согласовании на
Ценовой комиссии цен на выполнение работ и продукцию, изготавливаемую для
железных дорог согласно проекту. Подготовка проектов указаний по реализации
Программы и контроль их исполнения. Оказание помощи дорогам, отделениям и
предприятиям в разработке организационно-технических мероприятий, приказов,
указаний и распоряжений, в подборе ответственных за внедрение ресурсосберегающих
технических средств и технологий и их эффективную последующую эксплуатацию; |
|
взаимодействие с железными дорогами - филиалами ОАО «РЖД» по вопросам учета и
постановки на баланс внедренных ресурсосберегающих технических средств.
Представление Управляющему проектом и в департаменты - заказчики отчетов по
реализации Программы и расходованию выделенных средств. |
Перечисленный комплекс обязанностей достаточно объемный и ответственный, требует
неуклонного внимания и приложения определенных усилий. Каждое мероприятие от стадии включения его в Программу до получения заданного
эффекта анализируется. Для получения объективной информации используется
многоуровневый подход. Информация поступает в ОЦВ из нескольких источников (от
исполнителей, через ДЦВ, из служб железных дорог) и сравнивается. Программа ресурсосбережения представляет собой совокупность мероприятий,
направленных на достижение нужных конечных результатов и каждое из них является
самостоятельным проектом со своей системой реализации. Для достижения конечных
целей генеральный исполнитель работает с исполнителями по каждому отдельному
проекту, устанавливая между ними взаимосвязь и координируя реализацию каждого
проекта в течение года. Являясь основным генеральным исполнителем работ по программе ресурсосбережения
2002 - 2004 гг., и сотрудничая с 40-50 фирмами-исполнителями, Отраслевой центр
внедрения обеспечил за этот период внедрение на сети железных дорог 33 844
ресурсосберегающих технических средства. Причем если в 2002 г. внедрение
проводилось на 446 объектах - то в 2004 г. уже на 724 объектах 17 железных
дорогах. При отработке вариантов проектов договоров аудиторами, юристами и менеджерами
ОЦВ было выработано и согласовано с причастными департаментами ОАО «РЖД» решение
об оформлении всех договоров в едином стандарте как подрядных. Это позволило
предварительно согласовывать порядок документооборота с департаментами,
сократить сам документооборот и сделать его единообразным в рамках всей
Программы. Были разработаны типовые образцы отчетных документов по исполнению
договоров, в том числе образцы технических актов, подтверждающие факт
произведенных работ, и итоговых актов выполненных работ с целью дальнейшей
постановки ресурсосберегающих средств на баланс железных дорог. Предоставление соисполнителями работ отчетных документов по установленным
образцам существенно сократило срок их оформления в департаментах. Это позволило
также своевременно и в полном объеме предоставлять заказчику все данные о ходе
выполнения Программы. Департамент реализации научно-технических программ и
экономические отделы ведущих департаментов ОАО «РЖД», используя данные
договорного учета, получили возможность подготовки сводной отчетности для
принятия руководством компании решений о приоритетах финансирования работ. Таким образом, создан замкнутый технологический цикл, что позволило сократить
сроки выполнения работ. Взаимодействие в ходе выполнения Программы менеджеров
генерального исполнителя и соисполнителей подняло на более высокий уровень
систему договорного учета у соисполнителей, особенно в средних и небольших
фирмах. В ОЦВ разработана и успешно внедрена автоматизированная информационная система
управленческого учета в рамках программы ресурсосбережения. Она охватывает весь
жизненный цикл - от выбора входящих в Программу мероприятий до систематизации
данных о получаемом экономическом эффекте. Автоматизированы основные
бизнес-процессы управления реализацией Программы: подготовка проекта, договорной
учет и финансовое планирование, мониторинг процесса внедрения и эксплуатации,
гарантийное обслуживание. Функциональная структура информационной системы состоит из основных и
вспомогательных модулей, справочников и механизмов обеспечения обмена данными
между модулями, а также с другими информационными системами. Принципы построения
информационной системы и система качественных показателей управления Программой
соответствуют требованиям стандарта ИСО 9000:2000. Система управления Программой позволяет успешно реализовывать многие сложные
наукоемкие проекты, способствующие сокращению эксплуатационных расходов, часть
из которых рассматривается в этом выпуске. В последующих номерах журнала будет
продолжена публикация материалов по наиболее эффективным разработкам по
ресурсосбережению.
|