|
|||||||||
АРМ ТЧУ предусматривает ввод и обработку данных маршрутов машинистов на ЭВМ непосредственно в локомотивном депо и является источником всей оперативной и статистической отчетности об эксплуатационной работе дороги. Его отличительными особенностями являются универсальность и информационная независимость от ИВЦ дороги, оперативность и достоверность отчетных данных, высокая степень информативности. АРМ ТЧМИт предоставляет широкие возможности для сравнительного анализа энергопотребления на тягу поездов по локомотивам и локомотивным бригадам, стыковки показаний счетчиков расхода энергии на локомотивах по смежным маршрутам машинистов, составления статистического отчета теплотехника депо. АРМ ТП обеспечивает всесторонний сравнительный анализ расхода топливно-энергетических ресурсов по элементам нормирования, видам движения, сериям локомотивов, локомотивным депо и отделениям дороги за любой период времени, а также автоматическое составление отчетов об энергопотреблении на тягу и отопление пассажирских вагонов, рекуперации, величине «условных» потерь в контактной сети, непроизводительных затратах энергии и др. АРМ для анализа работы локомотивных бригад ориентировано на базы данных АРМ ТЧУ и представляет собой ежедневно обновляемый экран результатов работы машинистов, функционируя в режиме свободного доступа. Для руководства депо и машинистов-инструкторов колонн предусмотрены разнообразные режимы анализа выполнения норм технической и участковой скорости, веса поезда, расхода топлива и электроэнергии, применения рекуперации. Длительный опыт функционирования разработанного комплекса АРМ в условиях реформирования железнодорожного транспорта позволил сформировать и реализовать на практике систему информационного обеспечения эксплуатационной работы локомотивного депо. Эта система всесторонне характеризует выполнение перевозочного процесса на линейном уровне и представляет собой широкий спектр отчетных форм, включающий в себя как обязательные документы, так и разнообразные аналитические справки. Состав и форма представления выходных реквизитов в отчетах определяются функциональным назначением документов и требованиями пользователей. Выбор группировочных признаков отвечает конкретной задаче анализа выполненной работы и выявления причин неудовлетворительных результатов. Характерной особенностью данной системы является многоступенчатая схема составления запроса на получение отчетных данных, позволяющая в результате сформировать отчет в строгом соответствии с информационными потребностями пользователя. В зависимости от конкретной задачи система предоставляет три вида отчетов: итоговый содержит значения показателей в целом за указанный период, краткий - обобщенные значения показателей (итоги) по группировочным признакам, полный - данные по всем поездкам с промежуточными итогами по группировочным признакам. В качестве примера рассмотрим отчетность о поездках локомотивных бригад пассажирами. До внедрения указанной информационной системы в отчетах фигурировала лишь общая продолжительность таких поездок по депо за месяц, а более подробные данные отсутствовали, что делало невозможным проведение детального анализа причин непроизводительных потерь рабочего времени и эффективности по их снижению. Разработанная в ОмГУПСе система предоставляет пользователям разветвленную структуру отчетности о поездках локомотивных бригад пассажирами (рис. 1), благодаря чему имеется возможность выявлять узкие места в работе и устанавливать виновных в непроизводительных затратах. Одним из наиболее характерных проявлений нерациональной организации труда является встречное движение локомотивных бригад пассажирами. Для выявления таких негативных случаев для каждой станции оборота составляется специальный отчет, не имеющий аналогов в других системах обработки маршрутов. В отчете представляются рационально систематизированные пары встречных поездок с указанием способа отправления со станции оборота и других сведений, необходимых для детального разбора каждого конкретного случая. В настоящее время такой отчет находится в числе наиболее востребованных у причастных к организации движения специалистов на Западно-Сибирской дороге. Показателем эффективности его применения может служить тот факт, что за первый месяц его получения количество встречных поездок локомотивных бригад пассажирами снизилось на 40 %. Важнейшее значение для повышения эффективности работы имеет снижение непроизводительных затрат рабочего времени и материальных ресурсов. Например, существенное влияние на показатели работы локомотивов оказывают задержки поездов у запрещающих сигналов светофоров. Они приводят к потерям рабочего времени, уменьшению пропускной способности поездо-участков, увеличению расхода топлива и электроэнергии на тягу. Для учета и анализа простоев локомотивов и бригад сверх технологического времени на станциях и перегонах в маршруте машиниста фиксируются, а затем в системе АРМ ТЧУ обрабатываются следующие показатели: вид сигнала (входной, проходной, выходной, маршрутный, задержка не у сигнала на станции или перегоне); станция (перегон); номер поезда; время остановки; причина и продолжительность простоя; ответственная за простой служба. Наличие в базах данных системы АРМ ТЧУ генеральной совокупности данных о задержках поездов является основой получения широкого спектра отчетов о простоях локомотивов и бригад (рис. 2). При составлении отчетов о задержках поездов организована возможность выбора промежуточных итогов (по видам движения и сигнала, причинам простоев, виновным службам, отделениям дороги, станциям, перегонам и др.), критериев включаемых в отчет записей и принципов их сортировки и систематизации, расчета экономической ответственности причастных лиц за вызванные задержками потери времени и топливно-энергетических ресурсов. Многообразие отчетов способствует проведению всестороннего эффективного анализа причин задержек поездов у запрещающих сигналов, их предупреждению в будущем и, следовательно, снижению непроизводительных потерь в перевозочном процессе. В системе АРМ ТЧУ предусмотрено составление подобных отчетов и по другим направлениям непроизводительных затрат - по одиночному следованию локомотивов, выполнению предупреждений об ограничении скорости, проведению неполновесных и неполносоставных поездов и др. Аналогичный подход реализован и при проведении всестороннего анализа расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в АРМе теплотехника линейного и дорожного уровней. В результате повышается объективность нормирования, оперативность и достоверность учета топлива и электроэнергии на тягу поездов. Анализ достоверности отчетных данных в различных локомотивных депо показал, что в некоторых случаях имеет место сознательное искажение информации с целью достижения ведомственной выгоды или сокрытия недобросовестной работы. Это снижает объективность оценки результатов производственной деятельности, качество экономического анализа и, как следствие, теряется эффективность управления. Широкие возможности получения сравнительных данных в различных разрезах, предоставляемые рассматриваемой автоматизированной системой, позволяют во многих случаях выявить и такие преднамеренные ошибки.
Положительный опыт функционирования разработанного в ОмГУПСе комплекса АРМ на
Западно-Сибирской дороге свидетельствует о том, что наиболее полное
удовлетворение современных информационных потребностей возможно только при
автоматической многокритериальной выборке данных по любому из рассматриваемых
показателей, многоступенчатой сортировки информации с возможностью задания
произвольного составного ключа сортировки, настройки состава и
последовательности выводимых в отчет показателей (полей баз данных) и
промежуточных итогов. При выполнении этих требований система отчетности служит
хорошей основой для эффективного анализа, управления и планирования
перевозочного процесса.
|
|||||||||
|