|
||||||||||||||||||||||||||
Решая проблемы снижения эксплуатационных расходов, обеспечения надежности и продления ресурса подвижного состава, ученые университета создали целый ряд нестандартного технологического оборудования, использование которого позволяет оптимизировать технологические процессы технического обслуживания и ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Примером таких разработок могут служить технологические участки разборки и сборки тележек и колесно-моторных блоков и технологический стенд для ремонта тяговых электродвигателей. Здесь на трудоемких операциях используется высокомеханизированное оборудование: кантователи, манипуляторы, гидросъемники, гайковерты, индукционные нагреватели и т.д. Разработанное технологическое оборудование внедрено в локомотивных депо Московка, Тайга, Карасук Западно-Сибирской; Нижнеудинск, Зима, Северобайкальск, Улан-Удэ Восточно-Сибирской; Боготол, Иланская, Красноярск Красноярской; Чита, Белогорск Забайкальской; Хабаровск, Сибирцево, Смоляниново Дальневосточной и Волховстрой Октябрьской железных дорог. Для новой серии электровозов ЭП1 разработан и поставлен в локомотивное депо Иланская технологический участок ремонта колесно-редукторного блока. В комплект поставки входят технологические позиции и стенды для выполнения разборочных операций, очистки и мойки деталей и послеремонтной обкатки колесно-редукторного блока.
Для механизации и автоматизации ремонта грузовых вагонов разработан комплекс оборудования для вагонных депо. Так, на сети широко внедряются передвижные и стационарные установки для демонтажа-монтажа пятников, раздвижки рам тележек и кантования ее элементов, клепки фрикционных планок и нагрева заклепок, для смены поглощающих аппаратов и сухой очистки колесных пар. Большая часть этих средств механизации адаптирована к технологии ремонта вагонов на сетевых ПТО. Одно из важнейших направлений работы ученых - повышение безопасности движения поездов. В университете разработана технология формирования структуры поезда и оптимизации режимов его ведения по перегону с учетом физических критериев безопасности движения. Эти две проблемы - оптимизация режимов и обеспечение безопасности движения - тесно взаимосвязаны. Предложенная технология позволяет решать их в рамках одной оптимизационной задачи. Разработан программный комплекс, адаптируемый к конкретным перегонам и видам подвижного состава и предназначенный для установки в локомотивных депо. Комплекс генерирует режимные карты для локомотивных бригад, позволяет моделировать различные поездные ситуации, возникающие на конкретных направлениях, оценивать влияние отдельных факторов на движение поезда и т.д. Учеными университета выполнен ряд разработок, обеспечивающих контроль технического состояния и продление ресурса устройств СЦБ и связи, от надежной работы которых во многом зависит безопасность движения. Блок контроля напряжения предназначен для измерения и контроля параметров питающего напряжения станционных и перегонных устройств СЦБ. Он позволяет повысить оперативность их технического обслуживания, вести базу данных о перебоях и нарушениях электроснабжения устройств СЦБ в реальном масштабе времени. БКН включает в себя микропроцессорный контроллер, аналого-цифровой преобразователь, входной блок, блок выходных ключей, связевой модем. Автоматизированное рабочее место диагностирования радиостанции РВ-1М предназначено для измерения параметров блоков приемопередатчиков, обработки результатов, формирования базы данных. АРМ включает в себя измерительный комплекс, состоящий из стандартных измерительных приборов, ЭВМ, интерфейсной платы для подключения приборов к ЭВМ, а также платы для управления блоком без радиостанции (блоком приемопередатчика управляет ЭВМ), а также технологическое устройство для подключения приборов к телефонной трубке радиостанции и программное обеспечение.
Распределенная система сбора и передачи информации о параметрах устройств СЦБ предназначена для удаленного мониторинга состояния станционных рельсовых цепей с целью предупреждения постепенных их отказов, а также для определения характера неисправности рельсовой линии, архивирования полученной информации и передачи ее дежурному инженеру дистанции. Система включает в себя микропроцессорные модули ввода информации, объединенные в сеть по протоколу RS-485 в количестве до 250 шт., и промышленный компьютер.
Одним из приоритетных направлений повышения надежности и продления ресурса технических средств железнодорожного транспорта является совершенствование технологий их диагностирования. Эти работы активно ведутся в университете. Примером может служить диагностическая система контроля работы коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей. С ее помощью оценивается текущее и прогнозируется будущее состояние элементов коллекторно-щеточного узла путем контроля коммутации и профиля коллектора в процессе испытания двигателей. Это позволяет повысить коммутационную устойчивость, снизить количество отказов в эксплуатации, уменьшить число неплановых ремонтов и увеличить срок службы двигателей. Годовой экономический эффект от внедрения диагностической системы для предприятия с объемом ремонта 500 двигателей составляет 280 тыс. руб. Данная разработка защищена 10 патентами на изобретения. Широко внедряется в локомотивных депо сети (базовое предприятие депо Московка Западно-Сибирской железной дороги) автоматизированная испытательная станция тяговых электродвигателей на статических преобразователях. Она обеспечивает повышенную точность и качество испытаний, достоверность результатов. Алгоритм испытаний в автоматизированном режиме задается управляющим устройством, в качестве которого используется вычислительная машина типа IBM и специально разработанное программное обеспечение. Алгоритм разработан в соответствии со стандартом и правилами ремонта электрических машин и предусматривает выполнение всех режимов приемо-сдаточных испытаний вне зависимости от оператора испытательной станции. Прогнозируемое уменьшение вдвое количества отказов двигателей сократит на 5-10 % число неплановых ремонтов тягового подвижного состава. Одной из новых форм научно-технического сотрудничества вузов и железных дорог стало создание совместных научно-производственных лабораторий. Так, совместно с Западно-Сибирской железной дорогой создана НПЛ «Энергоаудит и энергетическая паспортизация предприятий». Сотрудниками лаборатории при участии работников дорог только в 2002 г. проведено энергетическое обследование более 200 линейных железнодорожных предприятий. Учеными ОмГУПСа проводятся исследования по повышению надежности и эффективности тепловозной тяги. Результатами их стали технические решения по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта, повышению эффективности эксплуатации тепловозов, надежности и экономичности работы тепловозных дизелей.
Внедрение ресурсосберегающих технологий - важное направление в деятельности железных дорог. В ОмГУПСе разработаны и широко внедрены на ряде магистралей Сибири и Дальнего Востока ресурсосберегающие технологии ремонта подвижного состава, в том числе ряд установок по восстановлению наплавкой деталей и узлов локомотивов и вагонов, технология восстановления твердосплавных пластин для обработки колесных пар и др. Автоматизированная система учета и анализа показателей эксплуатационной работы получила сетевое признание и внедряется на железных дорогах под авторским надзором и с участием ученых университета. Она предназначена для всестороннего анализа и прогнозирования энергопотребления на тягу на уровне дороги. Обеспечивает эффективное ведение баз данных плановых и фактических значений показателей эксплуатационной работы, непроизводительных затрат, рекупераций, электроотопления вагонов, потерь в контактной сети. Выполняет сравнительный анализ и получение отчетов о расходе топлива и электроэнергии на тягу за любой период времени по дороге в целом, по отделениям и локомотивным депо, сериям локомотивов, видам движения, накладным плечам обслуживания бригадами смежных депо, элементам нормирования и др. Экономический эффект обусловлен экономией топливно-энергетических ресурсов за счет повышения объективности их нормирования, оперативности и достоверности учета. Одно из приоритетных направлений исследований - организация контроля и управления потребленем энергоресурсов в границах железной дороги. Большое внимание уделяется вопросам совершенствования условий сопряжения систем внешнего и тягового электроснабжения, снижению перетоков мощностей энергосистем по контактной сети, качеству электрической энергии. Разработано и внедрено на Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорогах устройство режимного управления схемами питания тяговой сети. По заданию Департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» ведется работа по мониторингу потребления электроэнергии на эксплуатационные нужды в сетях районов электроснабжения. Результат - снижение коммерческой составляющей потерь в сетях. Разработаны и успешно внедряются на Западно-Сибирской, Красноярской, Южно-Уральской и других железных дорогах технические средства, улучшающие энергетические показатели системы тягового электроснабжения. Это двенадцатипульсовый выпрямитель с преобразовательным трансформатором мощностью 6,3 МВ•А, фильтрокомпенсирующие устройства компенсации реактивной мощности с регулируемыми параметрами и др. Улучшение качества продукции, и, прежде всего, качества ремонта железнодорожных технических средств, - острая необходимость сегодняшнего дня, важный фактор повышения конкурентоспособности и престижа предприятий отрасли. По заданию ОАО «РЖД» в ОмГУПСе разработана методология создания систем качества на предприятиях по ремонту локомотивов в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000:2000. Реализация программы призвана повысить технико-экономическую эффективность ремонтного производства, производительность труда, надежность и безопасную эксплуатацию локомотивов, управляемость предприятия, обеспечить безусловное выполнение требований государственных стандартов и отраслевых нормативных документов, улучшить условия труда персонала.
Ученые университета являются соавторами модели управления локомотивным
хозяйством при реформировании отрасли. С участием университета на Омском
отделении Западно-Сибирской железной дороги впервые на сети были созданы
ремонтное локомотивное депо Московка и эксплуатационное локомотивное депо Омск.
|
||||||||||||||||||||||||||
|