|
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) - одно из старейших
высших учебных заведений Сибири. Его появление напрямую связано со
строительством Транссибирской магистрали, создавшей потребность в
квалифицированных специалистах железнодорожного транспорта. История университета
берет свое начало с учреждения 12 июня 1900 г. Томского технологического
института, в котором в сентябре этого же года на механическом факультете
(отделении) началась подготовка студентов железнодорожной специальности. Спустя
три десятилетия это учебное заведение претерпело ряд преобразований.
В соответствии с приказом по Высшему Совету Народного Хозяйства СССР от 18 мая
1930 г. № 1381 и постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета
Народных Комиссаров Союза ССР от 23 июля 1930 г. № 237 в результате
реорганизации ТТИ на базе его железнодорожной специальности образуется Сибирский
институт инженеров железнодорожного транспорта (СИИТ) - правопреемник ТТИ. В
1932 г. СИИТ реорганизуется в самостоятельные специализированные втузы, среди
которых - Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного
транспорта (ТЭМИИТ). В 1961 г. ТЭМИИТ переводится в г. Омск с изменением
названия на «Омский институт инженеров железнодорожного транспорта» (ОмИИТ). В
1994 г. институт переименован в Омскую государственную академию путей сообщения
(ОмГАПС), а в 1997 г. в соответствии с решением Министерства образования
Российской Федерации аккредитационный статус ОмГАПС изменен на «университет».
Эти исторические события между собой неразрывно связаны и характеризуют
непрерывный процесс подготовки инженеров-железнодорожников в Сибири.
Правопреемником ТТИ является Омский государственный университет путей сообщения,
что установлено юридически и определено указанием Министерства путей сообщения
от 03.11.2000 № П-2685у. Таким образом, в октябре 2005 г. университету
исполнится 105 лет.
В настоящее время полномочия учредителя университета осуществляет Федеральное
агентство железнодорожного транспорта.
Главное стратегическое направление деятельности университета заключается в
подготовке высококвалифицированных инженерных и научных кадров, получения ими
фундаментальных и прикладных научных знаний для обеспечения непрерывной и
эффективной работы высокотехнологичных железнодорожных предприятий
Урало-Сибирского региона. Сегодня университет имеет лицензионное право
осуществлять образовательную деятельность по 11 программам начального
профессионального образования, 23 программам среднего и 39 - высшего
профессионального образования, 22 программ послевузовского профессионального
образования, а также 150 программам дополнительного профессионального
образования. В составе университета три института и шесть факультетов.
Университет осуществляет целевой прием с Западно-Сибирской, Красноярской,
Восточно-Сибирской, Южно-Уральской и Свердловской железных дорог. География
трудоустройства выпускников вуза охватывает девять железных дорог из 17 в
отрасли, свыше 90 % выпускников получают трудоустройство на железнодорожных
предприятиях.
Благодаря материальной и организационной поддержке департамента кадров и учебных
заведений МПС России и Западно-Сибирской железной дороги в 2000 – 2004 гг.,
Федерального агентства железнодорожного транспорта в университете была
развернута программа строительства, реконструкции и ремонта всего комплекса
объектов (зданий, инженерных сетей, спортивно-оздоровительных сооружений,
загородных баз), модернизации и оснащения новейшим оборудованием учебных и
научно-производственных лабораторий.
В 2000–2004 гг. построены учебный корпус № 4, студенческий досуговый центр,
учебный полигон действующей железнодорожной техники, представляющий собой
фрагмент реальной железнодорожной станции, оснащенный локомотивами (тепловозами
и электровозами), вагонами (грузовыми и пассажирским), системами
электроснабжения электрифицированного участка (контактной сетью и тяговой
подстанцией), автоматики, телемеханики и переездной сигнализацией.
Реконструированы учебные корпуса № 1, 2, 3, спорткомплекс с четырьмя залами,
вставка между общежитиями № 1 и 3 с тремя спортивными залами, общежития № 1, 3 и
5, музей. Реконструированы в общежития гостиничного типа общежития № 2 и 4.
Созданы новые и модернизированы существовавшие ранее лаборатории, выставки и
центры (всего 135). Проведена полная замена устаревшей автоматической телефонной
станции на современную NEC NEAX 7400, осуществлено благоустройство студенческого
городка.
Рабочее
совещание в университете.
Выступает начальник Западно-Сибирской дороги
А.В. Целько |
 |
Лабораторные
занятия |
 |
Особо следует сказать об университетском библиотечном комплексе, оказывающем
большую помощь обучающимся. Сегодня он представляет собой современный
информационный центр, действующий на базе компьютерных технологий как при
обработке информации, так и при обслуживании читателей. Существенный рывок в
этом направлении был сделан в 2000-2004 гг., когда при финансовой поддержке МПС
России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Западно-Сибирской
дороги и за счет собственных средств значительно укрепилась
материально-техническая база библиотеки. В настоящее время здесь установлены
более 70 компьютеров, 4 сервера, цветные и черно-белые принтеры, скоростной
сканер, принтеры и сканеры штрих-кодов, ксероксы, аудио-, видео- и
мультимедийная техника, ламинатор, защитная система. С 2000 г. библиотечный фонд
вырос почти на 100 тыс. экземпляров.
Мощное техническое оснащение библиотеки предопределило и новые формы
обслуживания пользователей. В информационном центре помимо доступа в Интернет
студенты имеют возможность пользоваться обучающими программами, пакетами
прикладных программ при написании курсовых и дипломных работ, реферативными
журналами ВИНИТИ, учебно-методическими пособиями преподавателей университета в
электронном виде. Библиотека располагает сетевыми версиями
информационно-правовых баз «Кодекс» и «КонсультантПлюс». Внедрена
автоматизированная информационно-библиотечная система ИРБИС, созданная ГПНТБ
России. В системе реализованы все основные библиотечные технологии, включая
технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска,
книговыдачи и администрирования, на основе взаимосвязанного функционирования
пяти типов автоматизированных рабочих мест (АРМ): «Комплектатор»,
«Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор». Создан электронный
каталог, внедрено штриховое кодирование книг и читательских билетов.
Научно-техническая деятельность университета обеспечивается
научно-исследовательской частью и научно-инженерным центром. Выполняемые научные
исследования соответствуют установленным федеральным, отраслевым и региональным
приоритетам.
Годовой объем хоздоговорных НИОКР в 2004 г. превысил 115 млн. руб., причем на
одного штатного педагогического работника приходится более 300 тыс. руб. в год.
Сегодня университет является одним из ведущих разработчиков на железнодорожном
транспорте в области диагностики технических средств, технологии восстановления
и ремонта деталей и узлов подвижного состава, электрической тяги,
электроснабжения и токосъема, ресурсо- и энергосберегающих технологий и
оборудования и др. Одной из новых эффективных форм научно-технического
сотрудничества вуза и железных дорог стало создание совместных
научно-производственных лабораторий «Технология ремонта подвижного состава»,
«Стационарная теплоэнергетика на железнодорожном транспорте», «Центр
неразрушающего контроля», «Энергосберегающие технологии и электромагнитная
совместимость», «Центр психологического управления персоналом» и «Энергоаудит и
энергетическая паспортизация предприятий». Значительную экономию средств
получают предприятия-заказчики от использования научно-технической продукции
университета.
Лаборатория
станционных систем
автоматики и телемеханики |
 |
Лаборатория
информационных систем
на железнодорожном транспорте |
 |
Лаборатория
автоматизации |
 |
Благодаря новой форме сотрудничества университет в последние годы значительно
повысил результативность работы на железных дорогах в сфере энергосбережения.
Выполнены крупные методические разработки по энергетическому обследованию
предприятий, подготовке кадров (более 600 человек), разработано и выдано около
40 энергопаспортов. Эффективность разработанных энергосберегающих мероприятий
превышает 300 млн. руб. ОмГУПС ежегодно инициирует проведение научно-технических
конференций по энергосбережению. В 2004 г. на базе Западно-Сибирской дороги
проведена сетевая научно-практическая конференция «Энергетическое обследование
структурных подразделений - филиалов ОАО «РЖД». Университет и дорога нацелены на
создание зон высокой энергетической эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов.
В университете разработана комплексная программа повышения научно-педагогической
квалификации профессорско-преподавательского состава, благодаря чему наблюдается
устойчивый рост числа докторов и кандидатов наук.
За последние пять лет у нас сложились тесные связи с железнодорожными и
техническими вузами Европы, США, Юго-Восточной Азии. ОмГУПС - член Ассоциации
международных отделов технических университетов стран Центральной и Восточной
Европы (АМО), в которую входят ведущие технические вузы Белоруссии, Болгарии,
Германии, Польши, Словакии, России, Украины, Чехии. Заключены договоры о
сотрудничестве с факультетом транспорта Дрезденского технического университета,
Высшей технической школой Эрфурта (Германия), Братиславским техническим
университетом (Словакия), Пхеньянским университетом путей сообщения (КНДР).
Определяющую роль в широкомасштабной информатизации вуза сыграли системный
проект «Создание единого информационного пространства вузов МПС России»,
программа информатизации университета. Общие затраты на реализацию программы
информатизации составили 48,5 млн. руб. В результате создана университетская
сеть, объединяющая волоконно-оптическими линиями связи все учебные корпуса и
общежития университета.
Общая длина ВОЛС внутри корпусов – 1,3 км; длина оптического кабеля от Омского
отделения Западно-Сибирской железной дороги до университета для подключения к
сети передачи данных ОАО «РЖД» – 6 км и кабеля, соединяющего учебные корпуса и
общежития университета, – 1,1 км. Длина медного кабеля, проложенного внутри
здания ОмГУПСа, – 36 км. Максимально возможное число подключений ПЭВМ – 1570,
подключены и работают только в сети около 600 компьютеров, созданы 27 классов
вычислительной техники, семь классов САПР по железнодорожным и информационным
специальностям с мультимедийным оснащением, класс тонких клиентов.
Обеспечивается бесплатный выход в Интернет (15 ГБ в месяц), доступ к электронным
ресурсам библиотеки (электронный каталог, информационно-правовая база «Кодекс»,
ГОСТы и т.д.). Сформирован фонд электронных методических материалов из 200
наименований, принята ученым Советом и получила реализацию программа
дистанционного обучения. В университете внедряются с периодическим обновлением
подсистемы «АСУ-ВУЗ» (около 20). Реализовано дистанционное с помощью
видеоконференцсвязи обучениие студентов в филиале в г. Тайга.
Студенческий
досуговый центр |
 |
Общежитие
универсистета |
 |
В центре постоянного внимания профессорско-преподавательского состава вопросы
социальной поддержки студентов и воспитательной работы. В университете
установлены академические стипендии, а также социальные стипендии для
малообеспеченных студентов. Учреждены 10 стипендий (в 2,25 раза превышающих
размер базовой стипендии) в честь выдающихся ученых, работавших в вузе, 20
единовременных грантов Ученого совета для студентов, проходящих практику за
рубежом, 8 стипендий ЗАО «ЗапСибТрансТелеком» для студентов специальностей
«Информационные системы и технологии», «Управление и информатика в технических
системах», «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», 3
стипендии губернатора Омской области, 5 стипендий им. П.П. Мельникова,
учрежденные ОАО «РЖД», две стипендии Президента и две - Правительства Российской
Федерации, 25 грантов на выполнение дипломных проектов студентами-целевиками
Западно-Сибирской дороги, 31 стипендия Западно-Сибирской железной дороги, а
также творческие гранты (ежемесячная материальная поддержка)
студентам-участникам научных кружков при кафедрах, художественной
самодеятельности, спортсменам и студенческому активу. Нуждающимся студентам
также оказывается материальная помощь.
В университете традиционно уделяется большое внимание воспитательной работе, за
которую отвечает проректор по воспитательной работе. На всех факультетах и во
всех институтах назначены заместители деканов факультетов и заместители
директоров институтов по воспитательной работе, а на выпускающих кафедрах -
кураторы учебных групп, преимущественно из числа наиболее опытных
преподавателей. На всех факультетах и в институтах сформированы и работают
учебно-воспитательные комиссии, которые наделены еще и функциями стипендиальных
комиссий. В общежитиях работают студенческие советы. Деятельность органов
студенческого самоуправления курируют руководители всех звеньев воспитательной
работы ОмГУПСа.
Гуманитарные кафедры организуют и проводят различные студенческие конференции,
чтения, диспуты, «круглые столы», посещения музеев, встречи с учеными
университета, которые способствуют нравственному и этическому воспитанию
студентов. Сдан в эксплуатацию студенческий досуговый центр, где установлены
современная звуковая и световая аппаратура, сценическое оборудование. Занятия
спортом проводятся в семи современных залах по 15 видам в спортивных секциях, в
которых тренируется более 300 человек. В стенах вуза выращено 18 мастеров и
более 50 кандидатов в мастера спорта, 130 перворазрядников.
Важное значение в обеспечении жизнедеятельности вуза имеют собственные
внебюджетные средства: за пять лет они увеличились в 6 раз. За счет этого
сотрудникам университета обеспечивается выплата дополнительных окладов и
надбавок, финансируются программы развития материально-технической базы.
Встреча с делегацией Пхеньянского
университета путей сообщения |
 |
Отмечающий 105-летие Омский государственный университет путей сообщения уверенно
смотрит в будущее, опираясь на свои исторический традиции, стремится наращивать
свой вклад в дело подготовки высококвалифицированных кадров для железных дорог
России.
|