|
|||||||||||||||
Поэтому для того чтобы внедрять новое, приходится проверять, как работает оборудование, уже введенное в эксплуатацию. В целях проверки эффективности использования ранее внедренных разработок в конце 2005 г. на Приволжскую, Северную и Октябрьскую железные дороги были командированы представители департаментов ОАО «РЖД». Проверки показали, что, несмотря на общую позитивную ситуацию с использованием технических средств, наблюдаются и отрицательные моменты. Так, в локомотивном депо Ярославль Северной железной дороги несколько месяцев не эксплуатировалось оборудование и оснастка для восстановления деталей подвижного состава и путевой техники электроконтактной наваркой проволокой. А поскольку с депо сняли план по ремонту ТР3, до сентября этот вопрос никого не интересовал. В этом же депо при проверке эффективности использования систем автоведения, регистраторов параметров движения, ИСАВП-РТ и других устройств, включенных в план модернизации локомотивов, не было представлено никаких форм по учету работы данных технических средств.
В вагонном депо Саратов-2 на момент проверки не использовался комплекс оборудования нового поколения для газоплазменной обработки и резки при ремонте вагонов, практически не функционировала технологическая установка ЛК-200Т по восстановлению торцовых отверстий осей, внедренная по программе ресурсосбережения 2003 г., более того, со слов работников депо в технологическом процессе она практически и не требуется. Поэтому не случайно показатель эффективности ее использования за 2005 г. здесь составил всего 6,1 %. Некоторое оборудование по справке, представленной в депо, загружено всего на 30-40 %. Проверки показали, что во многих депо есть оборудование, загрузка которого не превышает 30%. В вагонном депо Тосно Октябрьской железной дороги не было загружено оборудование для восстановления и упрочнения элементов автосцепного устройства и тормозной рычажной передачи автоматизированной наплавкой и напылением и установка для восстановления отверстий М20. В вагонном депо Волховстрой не был загружен участок автоматической наплавки подвески тормозного башмака.
Своевременно не принятые со стороны руководства Департамента локомотивного хозяйства меры по установлению порядка направления электровозов, оборудованных УСАВП и РПДА, в ремонт и бесконтрольность со стороны руководителей локомотивных депо привели к размонтированию систем РПДА и бортовых систем диагностики у сотен электровозов на ремонтных заводах и отправке их в депо в ящиках. По состоянию на 1 февраля 2006г. только на пяти железных дорогах (Московской, Куйбышевской, Южно-Уральской, Свердловской и Западно-Сибирской) в неисправном состоянии находилось 218 РПДА из 916, т.е. 25 % (у каждого четвертого локомотива). Больше всего не работало систем на Московской железной дороге – 98 (или 36 %). Поэтому не случайно причастные к этому заместители начальников дорог получили административные взыскания, после чего был составлен план восстановления систем, который к настоящему времени практически выполнен.
Анализ отчетов НТО-4 показывает, что по программе 2003 г. до настоящего времени не обеспечен экономический эффект в планируемом объеме по восьми мероприятиям из 80 (10 %), а по программе 2004 г. неэффективно использовались 20 мероприятий из 103 (почти 20 %). Железные дороги должны делать выводы и принимать необходимые меры на основе данных ежеквартальных анализов эффективности использования технических средств, для этого они и направляются на дороги. Сейчас необходимо закончить все работы по прошлому году, в том числе постановку объектов на баланс, оформление отчетов ОС-1 и возврат НДС.
Теперь о программе ресурсосбережения на 2006 г. В настоящее время начаты конкурсные процедуры, все материалы для этого подготовлены. Проведены конкурсы на пять работ по Департаменту вагонного хозяйства на единого поставщика на сумму 53 млн. руб., выданы ордера-заказы на 121,4 млн. руб. и наряд-заказы на 134,4 млн. руб. Все эти работы начнутся уже в марте. Назначено подведение результатов открытых конкурсов на сумму 51,2 млн. руб. В ближайшее время будут решены все вопросы по закупке продукции методом «у единственного источника» по 48 мероприятиям с тем, чтобы уже в апреле оформить договора и начать работы. Все это составит 2024 млн. руб. (57 % от программы). Остальные работы будут начинаться по мере прохождения открытых конкурсов и комиссий. Структура эксплуатационных затрат показывает, что эффективно воздействовать через ресурсосбережение мы можем на потребление ТЭР, материальные ресурсы и ФОТ.
Рассматривая основные подходы к формированию планов на будущее, следует отметить, что проведенный анализ реализуемых программ ресурсосбережения показал тенденцию ориентации их в сторону снижения расхода топливно-энергетических ресурсов, в то время как в структуре эксплуатационных расходов эти затраты составляют всего 14% Основные затраты приходятся на заработную плату и социальные начисления – 36,2 %. При формировании ежегодных программ на каждом этапе ставится и решается конкретная задача. Первоначально ставилась задача снижения удельных расходов ТЭР на тягу поездов до уровня 1988 г. Вторым этапом было обеспечение технически исправного состояния экипажной части грузовых вагонов. Но так как средств по программе было недостаточно, то и финансирование мероприятий, направленных на снижение расходов по элементам затрат, шло неравномерно. Сейчас настало время сосредоточить все ресурсы на снижении трудозатрат. Поэтому именно на этот сектор эксплуатационных расходов должна быть переориентирована программа начиная с 2007 г. Для этого необходимо провести глубокий анализ трудозатрат в хозяйствах и предложить меры, позволяющие обеспечить высвобождение контингента (помощников машинистов, рабочих по обслуживанию контактных проводов, ремонтников и т.д.). Эту работу должны провести главные инженеры департаментов и железных дорог.
В настоящее время по поручению президента компании ОАО «РЖД» В.И. Якунина
разрабатывается функциональная стратегия ресурсосбережения и оптимизации
производственных издержек, которая определит основные направления действий. Но
главное, что должно быть в этой стратегии, - это четко прописанный механизм
мотивации ресурсосбережения. Это должно стать главной движущей силой в
обеспечении эффективного использования ресурсосберегающих технических средств и
технологий.
|
|||||||||||||||
|