Состав
Президиума Совета главных инженеров ОАО «РЖД» |
|
Гапанович Валентин Александрович
вице-президент ОАО «РЖД»
председатель
Президиума Совета |
|
Шабалин Николай Григорьевич
начальник Департамента технической политики
заместитель председателя Президиума Совета |
|
Болотский Александр Николаевич
начальник
Департамента планирования и бюджетирования |
|
Зиннер Владимир Иванович
главный инженер
Октябрьской железной дороги |
|
Казиев Гурам Дмитриевич
заместитель начальника
Департамента автоматики и телемеханики |
|
Лиясов Александр Николаевич
главный инженер Московской железной дороги |
|
Никифоров Борис Данилович
заместитель директора
ЗАО «Отраслевой центр
внедрения
новой техники и технологий» |
|
Петрунин Александр Вячеславович
заместитель начальника
Департамента
локомотивного хозяйства |
|
Яриков Иван Михайлович
главный инженер
Департамента управления перевозками |
|
В Подмосковье под председательством вице-президента – главного инженера ОАО
«РЖД» В.А. Гапановича прошло очередное заседание Совета главных инженеров
компании. Роль этого представительного органа в решении многообразных
научно-технических задач железнодорожного транспорта, наращивании эффективности
работы российских железных дорог, обеспечении безопасности движения на основе
инновационных технологий и технических средств нового поколения, в повышении
творческой отдачи инженерного корпуса ОАО «РЖД», предприятий-поставщиков
железнодорожной техники заметно возрастает. В этом номере редакция по просьбам
читателей знакомит с составом Совета главных инженеров ОАО «РЖД», его
Президиума, с задачами, которые Совет призван решать, с регламентом его работы.
Публикуется также информация по вопросам, которые рассматривались на прошедшем
заседании Совета, и ряд прозвучавших на нем выступлений.
Из Положения о Совете главных инженеров ОАО «РЖД»
Совет главных инженеров открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» организован в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» № 1492 от 19
сентября 2005 г. в качестве постоянно действующего совещательного органа в целях
создания механизма для выработки согласованных предложений в области развития
железнодорожного транспорта, повышения эффективности его работы, в том числе за
счет разработки и внедрения новых технических средств, систем управления и
технологий, координации работ по реализации научно-технических программ.
Организационно-техническое обеспечение работы Совета осуществляет Департамент
технической политики ОАО «РЖД».
Основными задачами Совета являются:
|
разработка предложений по формированию научно-технической политики, исходя из
основных задач, определенных Стратегической программой развития ОАО «РЖД»; |
|
выработка рекомендаций по практической реализации задач в области
научно-технического развития ОАО «РЖД»; |
|
рассмотрение и согласование проектов научно-технических программ по наиболее
актуальным проблемам, выработка решений по их реализации; |
|
рассмотрение проектов инвестиционных программ на краткосрочную и долгосрочную
перспективу, схем развития железнодорожного транспорта и отдельных железных
дорог, типовых решений по реконструкции и техническому переоснащению отдельных
хозяйств, вопросов комплексного развития пропускных способностей и
инфраструктуры, размещения ремонтных и обслуживающих производств на сети
железных дорог, создания нового подвижного состава; |
|
рассмотрение проектов плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (далее - НИОКР), плана работ по стандартизации и метрологическому
обеспечению; |
|
рассмотрение ежегодных проектов программ по охране труда; |
|
рассмотрение и согласование проектов планов внедрения и тиражирования новых
технических средств и технологий работы; |
|
рассмотрение материалов по созданию и внедрению интегрированной системы
управления качеством в ОАО «РЖД», в том числе результатов работ по данному
вопросу; |
|
рассмотрение проектов нормативно-технической документации по вопросам
эффективной и безопасной работы железнодорожного транспорта; |
|
рассмотрение и выработка рекомендаций по основным направлениям фундаментальных
исследований и поисковых научно-исследовательских работ; |
|
рассмотрение результатов выполнения наиболее важных НИОКР; |
|
выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
научно-исследовательских организаций и проектно-конструкторских подразделений
ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ компании в области
научно-исследовательской деятельности. |
Состав Совета главных
инженеров ОАО «РЖД» |
|
Гапанович В.А.,
вице-президент - главный инженер ОАО «РЖД»,
председатель
Совета |
|
Шабалин Н.Г.,
начальник
Департамента технической политики
заместитель
председателя Совета |
|
Болотский А.Н.,
начальник
Департамента планирования и бюджетирования |
|
Иловайский А.Н.,
главный инженер
Департамента коммерческой работы
в сфере
грузовых перевозок |
|
Казиев Г.Д.,
главный инженер
Департамента автоматики и телемеханики |
|
Мишин С.П.,
главный инженер
Департамента безопасности движения и экологии |
|
Мухин Д.Т.,
первый заместитель начальника
Департамента инвестиционной
деятельности |
|
Назаров А.С.,
первый заместитель начальника
Управления пригородных пассажирских
перевозок |
|
Петрунин А.В.,
главный инженер
Департамента локомотивного хозяйства |
|
Фетисов В.С.,
заместитель начальника
Департамента дальних пассажирских перевозок |
|
Слюняев А.Н.,
главный инженер
Департамента связи и вычислительной техники |
|
Хаков М.А.,
главный инженер
Департамента пути и сооружений |
|
Хананов В.В.,
главный инженер
Департамента электрификации и электроснабжения |
|
Комиссаров А.Ф.,
главный инженер
Департамента вагонного хозяйства |
|
Шульга А.В.,
первый заместитель начальника
Управления охраны труда и
промышленной безопасности |
|
Яриков И.М.,
главный инженер
Департамента управления перевозками |
|
Андреев А.И.,
главный инженер
Западно-Сибирской железной дороги |
|
Зиннер В.И.,
главный инженер
Октябрьской железной дороги |
|
Илюхин И.В.,
главный инженер
Северо-Кавказской железной дороги |
|
Крапивный В.А.,
главный инженер
Дальневосточной железной дороги |
|
Лиясов А.Н.,
главный инженер
Московской железной дороги |
|
Логинов М.В.,
главный инженер
Горьковской железной дороги |
|
Мохонько В.П.,
главный инженер
Куйбышевской железной дороги |
|
Набойченко И.О.,
главный инженер
Свердловской железной дороги |
|
Скачков А.А.,
главный инженер
Восточно-Сибирской железной дороги |
|
Поликарпов И.В.,
главный инженер
Мурманского отделения
Октябрьской железной
дороги |
|
Регер И.И.,
главный инженер
Кузбасского отделения
Западно-Сибирской железной
дороги |
|
Чепец В.Ю.,
начальник службы капитального строительства
Северной железной дороги |
|
Барбарич С.С.,
заместитель директора
Всероссийского научно-исследовательского
института
железнодорожного транспорта
(по согласованию) |
|
Коссов В.С.,
директор Всероссийского научно-исследовательского
и
конструкторско-технологического института
подвижного состава
(по согласованию) |
|
Круглов В.М.,
проректор Московского государственного университета
инженеров
путей сообщения
(по согласованию) |
|
Никифоров Б.Д.,
заместитель генерального директора
ЗАО «Отраслевой центр
внедрения
новой техники и технологий» |
|
Розенберг Е.Н.,
первый заместитель директора
Российского
научно-исследовательского
и проектно-конструкторского института
информации,
автоматизации и связи
(по согласованию) |
|
Головаш А.Н.,
директор Научно-исследовательского института технологий,
контроля
и диагностики железнодорожного транспорта
(по согласованию) |
|
Катцын Д.В.,
главный специалист
Департамента технической политики
(ответственный
секретарь Совета) |
|
Кириллов Ю.К.,
первый заместитель главного конструктора
«КБ им. академика
В.П.Макеева»
(по согласованию) |
|
Семенов В.Т.,
генеральный директор ОАО «Апатэк-Транс»,
заместитель министра
путей сообщения РФ в 1996-2002 гг.
(по согласованию) |
|
Фролов К.В.,
директор Института машиноведения
Российской академии наук
(по
согласованию) |
|
Шубадеров В.Н.,
главный инженер
Белорусской железной дороги
(по согласованию)
|
|
В соответствии с Положением о Совете его возглавляет председатель Совета –
вице-президент ОАО «РЖД», который в соответствии с распределением обязанностей
выполняет функции главного инженера ОАО «РЖД». Членами Совета являются:
начальник Департамента технической политики – заместитель председателя Совета,
заместители начальников департаментов и управлений ОАО «РЖД», ведающие вопросами
научно-технической политики, главные инженеры железных дорог. Членами Совета
могут быть представители других структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД»,
научно-исследовательских организаций и учреждений высшего профессионального
образования железнодорожного транспорта. Состав Совета и изменения в нем
утверждаются президентом ОАО «РЖД» или лицом, его замещающим, по представлению
председателя Совета.
Для решения задач, поставленных перед Советом, при нем могут создаваться
комиссии и рабочие группы по различным направлениям деятельности (по вопросам
рассмотрения плана и оценке выполненных НИОКР, взаимодействия с вузами и
вузовской наукой, взаимодействия с научно-производственным комплексом страны и
др.). Составы комиссий и рабочих групп утверждаются председателем Совета.
В целях повышения эффективности реализации научно-технической политики ОАО «РЖД»
в регионах могут создаваться региональные советы главных инженеров железных
дорог. Состав региональных советов и положения об их работе утверждается
председателем Совета.
Заседания проводятся по мере необходимости, как правило, не реже двух раз в год.
Повестка дня, время и место проведения очередного заседания, его регламент
определяются председателем Совета. Подготовку материалов к заседаниям Совета
осуществляет Департамент технической политики с привлечением специалистов
отраслевых департаментов и управлений.
На заседание Совета могут приглашаться вице-президенты, начальники департаментов
и управлений ОАО «РЖД», руководители научных организаций и производственных
предприятий, в том числе не входящих в систему ОАО «РЖД», ученые и конструкторы,
другие специалисты.
Решения Совета принимаются простым большинством голосов от общего числа его
членов, присутствовавших на заседании. Контроль за исполнением решений
осуществляет председатель Совета и Департамент технической политики.
Очередное заседание Совета
На прошедшем 28 февраля - 1 марта в Подмосковье заседании Совета главных
инженеров было, как всегда, рассмотрено несколько вопросов. Прежде всего, в
рамках расширенного заседания секции НТС ОАО «РЖД» была проанализирована работа
рельсовых цепей – одного из основных элементов системы безопасности движения.
Подробный доклад, который публикуется в этом номере журнала, сделал главный
инженер Департамента автоматики и телемеханики Г.Д. Казиев. В обсуждении
злободневной проблемы приняли участие главные инженеры практически всех железных
дорог. Как отмечалось, абсолютное значение числа отказов рельсовых цепей
остается недопустимо большим и необходимы неотложные меры по повышению
надежности их функционирования. Не случайно семи дорогам даны конкретные задания
по снижению отказов. К примеру, на Красноярской и Забайкальской их необходимо
сократить соответственно на 40 и 50%.
Перед главными инженерами поставлена задача усилить входной контроль качества
поставляемого оборудования рельсовых цепей, усилить рекламационную работу в этом
направлении. До середины следующего года должны быть разработаны и внедрены
типовой электронный технико-технологический паспорт рельсовой цепи, система
учета и контроля устранения выявленных отступлений от норм содержания
электрических и механических параметров рельсовых цепей и автоматизированная
система учета и анализа нарушений в работе устройств СЦБ, АЛС,САУТ с учетом
показаний бортовых локомотивных регистраторов параметров движения. В план НТР
ОАО «РЖД» рекомендовано включить комплексное решение проблем размагничивания
рельсов, обеспечения устойчивого электроснабжения рельсовых цепей током
требуемых параметров, предотвращения утечек в цепях, создания современных
измерительных средств контроля параметров рельсовых цепей, диагностики их
состояния и др.
Запланировано также внедрение новых типов стыковых соединителей, новых
технологий изготовления изолирующих стыков, современных устройств помехозащиты,
применение счетчиков осей как альтернативы рельсовым цепям для определения
свободности /занятости блок-участков, их комбинированного применения. Будет
активизировано внедрение систем интервального регулирования движением поездов,
не требующих изолирующих стыков, и других инновационных разработок.
На заседании Совета была также обсуждена концепция повышения безопасности
движения, на основе применения на железных дорогах многофункциональных колесных
систем регулирования движения поездов. Система учитывает все многообразные
факторы, влияющие на безопасность движения, и базируется на совершенствовании не
только локомотивных, но и станционных и перегонных систем регулирования
движения, на концепции «интеллектуального поезда», оснащенного интегрированным
комплексом приборов безопасности.
В свете развития систем управления движением поездов и обеспечения безопасности
был отдельно рассмотрен вопрос оборудования средств дистанционного контроля ДИСК
и КТСМ системой централизации АСК ПС. Отмечена необходимость ускорения этой
работы, имеющей важное значение в условиях удлинения гарантийных участков.
Совет рассмотрел и одобрил план научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2006
г. Была отмечена необходимость более строгого контроля за ходом освоения на
предприятиях компании эффективных разработок. С этой целью признано необходимым
организовать на железных дорогах опытные полигоны, а также определить
заместителей начальников служб технической политики, ответственных за внедрение
новой техники и технологий.
Ускорению научно-технического прогресса будет способствовать и оживление
рационализаторской работы на дорогах, активность которой в последнее время
снизилась. К примеру, экономический эффект от предложений рационализаторов
уменьшился за год с 1 млрд. до 800 млн.руб. Для стимулирования
рационализаторской деятельности возрождены почетные звания «Лучший
рационализатор на железнодорожном транспорте» и «Лучший организатор технического
творчества на железнодорожном транспорте». В 2005 г. ими были отмечены более 100
новаторов компании.
На Совете были обсуждены и два таких приоритетных сегодня и особенно в
предстоящий период направления работ как управление интеллектуальной
собственностью ОАО «РЖД» и разработка технических регламентов на железнодорожном
транспорте. В решениях Совета поставлена задача активней выявлять
патенто-способные технические решения и технологии, имеющие высокий коммерческий
потенциал, для оформления прав компании на них, разработать единый порядок
подготовки и экспертизы охраноспособных результатов интеллектуальной
деятельности, оформления заявок и получения охранных документов. В 2006 г.
предстоит также реализовать комплекс мер по инвентаризации, оформлению, учету и
защите интеллектуальной собственности ОАО «РЖД». Что касается задач технического
регулирования, то здесь главным инженерам необходимо в кратчайшие сроки
подготовить пакет предложений по формированию технических регламентов
железнодорожного транспорта. Важно также наладить четкую работу подразделений
метрологической службы ОАО «РЖД» на дорогах в рамках ее новой организационной
структуры.
С большим вниманием было выслушано на заседании выступление начальника отдела
Департамента технической политики ОАО «РЖД» Ю.Н. Панкова о ходе выполнения
программы ресурсосбережения, которое с учетом важности темы также публикуется в
этом номере. Было подчеркнуто, что на ближайшие годы приоритетным направлением
программы будет внедрение технических средств и технологий, обеспечивающих
сокращение трудозатрат. И главным инженерам департаментов, дорог, предприятий
предстоит большая работа по всестороннему анализу трудозатрат и разработке на
его основе мер по их сокращению. При этом не должно ослабевать и внимание к
снижению расходов топливно-энергетических ресурсов. В этой области накоплен
неплохой опыт и его следует развивать.
В выступлении заместителя начальника Департамента управления персоналом О.И.
Шунатова был проанализирован кадровый потенциал инженерного корпуса ОАО
«РЖД»,его возрастной состав, образовательный уровень, укомплектованность
инженерных должностей, рассмотрены приоритеты кадровой политики.
Совсем недавно хорошо известный на сети дорог ГУП Центр «Транспорт»,
расположенный в г. Омске, преобразован в Научно-исследовательский институт
технологий, контроля и диагностики железнодорожного транспорта (НИИТКД). Это
свидетельство больших заслуг специалистов, всего коллектива предприятия в
развитии инновационных процессов, глубины научных исследований и высоких
достижений в практической реализации их результатов. На Совете были представлены
разработанная институтом система обеспечения надежности технических средств
железнодорожного транспорта, а также созданные здесь многочисленные образцы
оборудования для контроля, диагностики и ремонта подвижного состава. Решением
Совета предусмотрено подготовить предложения по расширению учебной, научной и
экспериментальной базы института.
Следующее заседание Совета главных инженеров ОАО «РЖД» запланировано провести на
Западно-Сибирской железной дороге в г. Омске.
|