А.И. Петров, заместитель начальника службы перевозок Октябрьской железной дороги
– начальник логистической группы
В 2005 г. в Диспетчерском центре управления перевозками (ДЦУ) Октябрьской
железной дороги на базе портовой группы диспетчеров (ДГП порт) была создана
логистическая группа. Ее основными задачами являются выбор оптимального
продвижения вагонопотоков в направлении припортовых станций дороги на основе
ежедневного анализа обстановки, складывающейся на перегрузочных терминалах,
тесное взаимодействие с отправителями и получателями грузов, экспедиторскими
организациями, увеличение доходов дороги от перевозок грузов и оказания
транспортных услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта,
разработка и реализация новых видов услуг.
Совместно с Дорожным центром фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) и
службой перевозок дороги логистическая группа согласовывает основные и
дополнительные планы перевозок экспортных грузов на основании поданных заявок ф.
ГУ-12. Логистическая группа также контролирует отгрузку внешнеторговых грузов на
полигоне сети в соответствии с согласованным ОАО «РЖД» планом завоза,
осуществляет оперативное планирование и контроль за перемещением внешнеторговых
грузов, следующих в адрес морских и речных портов дороги, разрабатывает
совместно с терминалами и экспедиторами краткосрочный (на одни сутки) и
среднесрочный (на трое суток) план подвода поездов на припортовые станции.
Диспетчеры группы определяют необходимость корректировки плана подвода поездов
совместно с логистическими группами на станциях Новороссийск и Туапсе, передают
для исполнения согласованный и утвержденный план подвода поездов в ДЦУ дороги,
контролируют его выполнение, а в случае нарушения вносят изменения,
согласованные с припортовыми станциями. Логистическая группа также контролирует
выполнение плана подачи морского тоннажа под вывоз грузов, разрабатывает
оперативные задания по обеспечению своевременной отгрузки и формированию судовой
партии на основании договоров, заключенных ДЦФТО на организацию перевозки грузов
по варианту «вагон - борт судна».
К функциям группы относится также подготовка предложений для руководства дороги
по предотвращению скопления грузов перед припортовыми станциями, при
возникновении «форс-мажорных» обстоятельств и по работе с экспедиторами и
грузовладельцами, не обеспечивающими своевременный вывоз грузов морским
тоннажем. Работники группы анализируют наличие грузов на складах порта,
ежесуточно готовят справочно-аналитический материал по работе портов, выполняют
ежемесячный анализ работы портов и нефтеперевалочных баз.
Помимо этого логистическая группа формирует справочно-информационную базу
Информационно-логистического центра дороги (ИЛЦ), проводит постоянную работу с
грузовладельцами, трейдерами и экспедиторами по своевременному обеспечению
морским тоннажем исполненных перевозок, информирует пользователей услуг
инфраструктуры железнодорожного транспорта о необходимости изменения условий
перевозок в связи с возникновением обстоятельств, не зависящих от дороги, и
принимает согласованные решения, разрабатывает и представляет руководству дороги
предложения по дальнейшему совершенствованию логистических технологий
транспортного обслуживания.
Основной документ, который формируют диспетчеры логистической группы, – суточный
план подвода поездов на припортовые станции Октябрьской железной дороги Автово,
Новый Порт, Мурманск и Высоцк (для остальных станций - в зависимости от наличия
груза в подходе). Этот документ формируется с 15.00 до 16.00 на основе данных,
получаемых из интегрированной базы ИЛЦ. При этом учитываются:
|
остатки не выгруженного груза на 18.00 прошедших суток; |
|
подход поездов к станциям, очередность их следования, образование груза на
ближайших сортировочных станциях, вид тяги, с которой следуют поезда, маршруты
следования; |
|
занятость подъездных путей и фронтов выгрузки; |
|
наличие груза на складах; |
|
накопление судовых партий; |
|
сроки доставки; |
|
подход флота; |
|
техническое состояние подъездных путей и исправность механизмов. |
Структура логистической группы
(схема взаимодействия)
Увеличить |
|
Суточный план согласовывается с начальниками решающих станций, начальниками и
центрами управления местной работой отделений (ЦУМР), ДЦУ и подписывается
начальником службы дороги. Кроме ввода под выгрузку экспорта, в плане
учитывается и ввод порожних вагонов под погрузку импорта и определяются размеры
отправления порожних вагонов со станций с выделением кольцевых маршрутов.
С учетом дополнительных заданий руководства и заявок портов суточный план в
18.00 передается на исполнение в Диспетчерский центр управления. В процессе
работы он может корректироваться в зависимости от информации, получаемой от ИЛЦ
(изменение ситуации на складах, задержки подхода судов, сбои движения на
соседних дорогах и т.д.)
Работники логистичкой группы на основании данных Информационно-логистического
центра формируют необходимый справочный материал по работе припортовых станций,
в том числе следующие справки:
|
о работе припортовых станций по выгрузке вагонов на 6.00 (план выгрузки за
сутки); |
|
о фактической выгрузке экспортных грузов на 18.00;
|
|
о ежесуточной погрузке на портовые станции Октябрьской дороги станциями сети; |
|
о приеме груза по стыковым пунктам дороги с разделением по стыкам, станциям,
родам груза, с отметкой маршрутов и разборочных поездов, рода подвижного
состава, времени поступления на дорогу; |
|
по «брошенным» поездам с отметкой причин бросания. |
При планировании завоза экспорта на следующий месяц данные ИЛЦ являются важной
информацией, особенно для прогнозирования ситуации на переходе с одного месяца
на другой. Для более точного планирования завоза груза на предстоящий месяц
проводится анализ сложившейся обстановки. В ходе его выполнения изучается общее
наличие груза, находящегося в движении по сети с подразделением по дорогам,
прогнозируется ввод новых мощностей, оцениваются пропускные способности станций
и подходов к ним, проводится анализ работы в сравнении с аналогичными периодами
прошлых лет.
Структура логистического центра
и схема взаимодействия участников
транспортной цепочки в рамках
ОАО «РЖД»
Увеличить |
|
Результатом работы логистической группы стало улучшение основных
эксплуатационных показателей. Так, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. возросла
ежесуточная выгрузка вагонов на станциях Автово, Высоцк, Мурманск и в целом по
дороге. Снизились простои вагонов под одной грузовой операцией (на станциях
Выборг на 16 ч, Новый Порт - на 9,3, Автово - на 3,9 ч).
Снизилось количество «брошенных» вагонов в адрес морских портов Северо-Западного
региона в среднем на 453 вагона в сутки. Это способствовало ускорению оборота
вагона на 0,04 сут. Экономический эффект составил почти 30 млн. руб. в год.
Выгрузка в морских портах увеличена более чем на 280 вагонов в сутки, что
составляет 58% общего роста выгрузки в 2005 г. в целом по дороге. Оборот
местного вагона на дороге ускорен на 0,06 сут. Принимая во внимание увеличение
объемов выгрузки именно по портам, можно сделать вывод о том, что около 50%
ускорения оборота вагона достигнуто за счет стабильной работы логистической
группы. Учитывая этот положительный опыт, представляется целесообразным
построить всю структуру интегрированной логистики по трехуровневой системе с
выделением трех вертикалей.
Первый уровень. При Департаменте управления перевозками ОАО «РЖД» создается
Логистический центр (ЛЦ), который взаимодействует с Центром фирменного
транспортного обслуживания, Морцентр-ТЭКом и крупными компаниями -
перевозчиками. Взаимодействие этих структур выражается в согласовании заявок на
погрузку грузов в направлении портов, основных и дополнительных планов.
Работники Логистического центра после принятия утвержденных планов выдают в ЦУП
ОАО «РЖД» графики ритмичной отгрузки массовых грузов, следующих в направлении
портов. ЛЦ должен располагать определенными полномочиями, чтобы нести
ответственность за погрузку грузов только маршрутами (если это определено
заявками и подтверждено указаниями Департамента управления перевозками),
ритмичность отправления маршрутов с учетом принятых дополнительных планов,
регулирование движения маршрутов (при необходимости их «бросания» и «подъема»)
на всем полигоне движения, а также контролировать доставку грузов во избежание
просрочек и решать другие вопросы, возникающие в ходе всего перевозочного
процесса.
Второй уровень. При начальнике службы перевозок железной дороги создается
логистическая группа. В ее задачи входит:
|
анализ сложившейся ситуации с продвижением груза в направлении портов, на
основании которого формируется суточный план ввода поездов на припортовые
станции, выдаваемый работникам ДЦУ для исполнения; |
|
взаимодействие с ДЦФТО, портами, терминалами и нефтеперевалочными базами по
приему и согласованию заявок на погрузку грузов с учетом возможных объемов
переработки и местных условий; |
|
работа с руководством портов, нефтебаз и терминалов, а также с местными
администрациями по вопросам ритмичной переработки ранее принятых грузов; |
|
рассмотрение перспектив развития портов, терминалов, нефтебаз; |
|
организация и проведение координационных совещаний с участниками перевозочного
процесса и другие вопросы, определенные положением о логистической группе.
|
Третий уровень. При начальнике отделения железной дороги создается логистический
сектор, в задачи которого входит работа с дежурным аппаратом станций, старшими
смен стивидорных компаний, терминалов и нефтебаз по отслеживанию ситуации
состояния перевалочных комплексов (занятости фронтов выгрузки, складских
емкостей, наличия судов у причалов и т.д.)
По нашему мнению, создание такой логистической структуры будет способствовать
дальнейшему совершенствованию транспортного обслуживания и улучшению организации
перевозок внешнеторговых грузов.
г. Санкт-Петербург
|