А.В. Беднов, заместитель начальника службы перевозок Свердловской железной
дороги
Взаимодействие между железнодорожным и морским транспортом при перевозках
экспортных грузов сегодня является одним из узких мест в транспортной системе
страны. На подходах к предпортовым станциям на сети дорог ОАО «РЖД» в отдельные
периоды простаивают в ожидании приема сотни брошенных поездов, а на самих
перегрузочных станциях – тысячи вагонов в ожидании перегрузки, которые
становятся складами на колесах. Так, в недавнем времени вагоны, арендованные
комбинатом «Уралкалий» у ОАО «РЖД», скапливались на путях станции Автово
Октябрьской железной дороги в ожидании подхода судов. Оборот маршрута от станции
Березники Свердловской дороги до станции Автово составлял 15 сут. Это было не
выгодно ни железной дороге, ни грузоотправителю.
В ходе разработки технологии работы Диспетчерского центра управления (ДЦУ)
Свердловской железной дороги было проведено исследование структуры и объемов
грузопотоков на полигоне. Основной объем зарождающихся и погашающихся
грузопотоков приходится на грузы предприятий добывающей промышленности, черной и
цветной металлургии, строительного и лесного комплексов. В общем объеме
перевозок доля этих грузов по всем позициям (транзит, ввоз, вывоз, местное
сообщение) составляет 80%, при этом на местное региональное сообщение в общем
отправлении приходится 62,9%.
Анализ показал целесообразность концентрации управления региональными
перевозками и массовыми сетевыми грузопотоками в одном месте. По расчетам
специалистов дороги, это позволит избежать переработки на сортировочных станциях
региона более 4 тыс. вагонов ежесуточно и даст экономический эффект около 100
млн. руб. в год.
Информация о наличии вагонов
с минеральными удобрениями на сети железных дорог
Увеличить |
 |
Было определено пять региональных диспетчерских кругов, на которые возложено
управление основными грузо- и вагонопотоками: Экибастузский угольный, по
перевозкам строительных грузов, по управлению наливными грузами и
рудно-металлургический. Для отработки и реализациии логистических технологий в
ДЦУ Свердловской дороги был создан также пятый диспетчерский круг - по
управлению перевозками минеральных удобрений. Специалистами НПО «ГИД-Урал» и
ВНИИАСа разработано программное обеспечение. Теперь диспетчер, используя график
исполненного движения груженых маршрутов на полигоне от станций погрузки
Березники, Березники-Сортировочная Свердловской до станций Автово,
Автово-Экспорт Октябрьской дороги и порожних маршрутов, поступающих со станции
Автово, видит на экране монитора каждый маршрут независимо от того, по какой
дороге он движется.
Совместно со специалистами вычислительного центра Санкт-Петербургского морского
торгового порта, которые наблюдают не только обстановку в море и на подъездных
путях, но и свободность отсеков стоящего под погрузкой судна, была разработана
новая схема управления перевозками. В результате оборот маршрутов был сокращен
до 9 сут.
График продвижения маршрутов
с минеральными удобрениями
в системе ГИД «Урал-ВНИИЖТ»
Увеличить |
 |
Справка о наличии вагонов
с минеральными удобрениями
в Санкт-Петербургском порту (станция Автово)
Увеличить |
 |
Необходимо отметить что ОАО «Уралкалий» не остановилось на достигнутом. Еще в
2001 г. на примыкании к станции Автово (морской порт Санкт-Петербург) была
введена в строй первая очередь Балтийского балкерного терминала (ББТ), в
настоящее время являющегося одним из мощнейших перевалочных комплексов в Европе.
Вместительный склад для хранения минеральных удобрений на терминале позволил ОАО
«Уралкалий» устранить неритмичный и несогласованный подвод грузов к порту,
решить проблему недостаточного развития и рационально использовать имеющиеся
перерабатывающие мощности по перегрузке грузов на другие виды транспорта.
Обладая полной и достоверной информацией о заполнении складских помещений,
грузоотправитель имеет возможность сам контролировать и регулировать грузопоток,
избегая образования «складов на колесах». В результате вагон работает, а не
простаивает на станции Автово, принося прибыль владельцу и не создавая затора на
припортовых станциях и на подходах к ним.
Для сокращения простоев вагонов парка ОАО «РЖД» на припортовых станциях в
ожидании выгрузки целесообразно использовать для погрузки массовых грузов
собственный подвижной состав, как это делае ОАО «Уралкалий».
В настоящее время Свердловская железная дорога совместно с ОАО «Сильвинит»
внедряет аналогичную схему перевозок в порт Находка. И грузоотправители и
железнодорожники уверены - будущее за взаимовыгодным сотрудничеством в развитии
современных логистических технологий.
г. Екатеринбург
|