|
В Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) на кафедре
«Логистика, грузовая и коммерческая работа» 15-16 декабря 2005 г. прошла
научно-техническая конференция «Современные проблемы грузовой и коммерческой
работы, оптимизация взаимодействия разных видов транспорта на основе
логистических технологий», посвященная 100-летию со дня рождения доктора
технических наук, профессора Владимира Васильевича Повороженко и 85-летию со дня
рождения доктора технических наук, профессора Анатолия Алексеевича Смехова.
Конференция была организована при поддержке Центра по перевозке грузов в
контейнерах «Трансконтейнер» - филиала ОАО «РЖД», а также Всероссийского
научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), ООО «Газпромтранс»,
ЗАО «Транспортная корпорация», ЗАО «Северстальтранс», ООО МТК «ТрансСервис»,
некоммерческого предприятия «Гильдия экспедиторов».
В ходе работы на конференции были рассмотрены такие актуальные вопросы, как
совершенствование технологии контейнерных перевозок при участии разных видов
транспорта, оптимизация деятельности контейнерной компании на основе
логистических принципов, оптимизация взаимодействия различных видов транспорта и
других участников товародвижения, развитие информационных технологий в цепях
поставок товаров, концепции создания и организации производства логистических
центров и корпораций, совершенствование тарифной политики в условиях
реформирования транспортной отрасли, проблемы кадрового обеспечения процессов
проектирования и внедрения инновационных логистических технологий.
Открыл работу конференции проректор МИИТа, профессор Г.Г. Рябцев. Во
вступительном слове он отметил значимость подобных мероприятий, проведение
которых позволяет сохранить традиции высшего образования, связанные с созданием,
сохранением и развитием научных школ и направлений. Г.Г. Рябцев особо подчеркнул
положительный эффект от участия крупных транспортных компаний в работе
конференции и отметил необходимость активного участия их как работодателей в
формировании профессиональных образовательных программ подготовки специалистов в
области логистики и оказании материальной помощи вузам, готовящим таких
специалистов.
Президент некоммерческого предприятия «Гильдия экспедиторов», профессор С.М. Резер
в своем докладе дал развернутую характеристику роли профессора В.В. Повороженко
в развитии грузовой и коммерческой работы и логистики, показал значение его
научных трудов для решения современных проблем транспорта.
В выступлении директора ВНИИЖТа И.С. Беседина была дана характеристика научному
наследию профессора А.А. Смехова, которое и в настоящее время имеет актуальное
значение для решения проблем развития железнодорожного транспорта, создания
инновационных логистических технологий. Кроме того, он подробно изложил
перспективы развития науки в железнодорожной отрасли, отметил необходимость
интеграции усилий ученых транспортных научно-исследовательских институтов и
высших учебных заведений
Проблеме организации контейнерных перевозок на основе логистических концепций в
условиях функционирования дочернего общества ОАО «РЖД» на принципах
взаимодействия и партнерства был посвящен доклад директора «Трансконтейнера»
П.В. Баскакова. Он особо отметил, что основная функция компании «Трансконтейнер»
состоит в консолидированном представлении ОАО «РЖД» и действий от его имени на
внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг по организации контейнерных
перевозок. При этом с увеличением функциональных возможностей существенно
расширяются география и границы оказания комплексной транспортной услуги в
соответствии с договором перевозки и договором транспортной экспедиции.
Появляются возможности в дополнительном освоении доходной базы рынка
транспортных услуг, что связано с комплексностью транспортной услуги, которая
состоит в гарантии предоставляемого сервиса. Все это требует соблюдения
определенных условий, в число которых входят соответствие качества перевозки и
обработки грузов во всех звеньях логистической цепи общему стандарту качества,
заложенному в систему, а также гарантия надежного продвижения грузов по всему
маршруту.
При этом грузовладельцу уже недостаточно только перевозки его товара из одного
пункта в другой. Покупатель транспортной продукции хочет приобрести комплексную
услугу у одного лица независимо от того, сколько видов транспорта будет
участвовать в доставке и какое количество операций с грузом будет иметь место на
предприятиях транспортной инфраструктуры. Комплексность транспортной услуги
проявляется в потребности покупателя иметь дело с единственным исполнителем его
заказа по доставке товара от «двери» продавца до «двери» покупателя точно в
необходимый срок. Кроме того, его интересует общая (а не по отдельности) цена
транспортных услуг и правовая защита его взаимоотношений с транспортными
организациями и предприятиями.
Заместитель генерального директора ЗАО «Северстальтранс», доктор технических
наук А.П. Кузнецов в своем докладе подробно изложил особенности решения
логистических задач мультимодальных перевозок грузов. Он отметил, что издержки
на планирование и организацию грузовых перевозок составляют 20-30 % конечной
стоимости доставляемого товара. Поэтому становится понятным, почему в основе
государственной стратегии развития транспортной системы Российской Федерации
логистика рассматривается как один из способов повышения конкурентоспособности
российских товаров на внешних рынках за счет уменьшения накладных расходов,
связанных с хранением, распределением, транспортировкой и растаможиванием
материальных потоков.
Для организации современных перевозок нужна соответствующая транспортная
инфраструктура, включающая современные пути сообщения и терминалы. Но главное -
необходимы пользующиеся высокой репутацией мощные экспедиторские компании
мирового уровня, которые в состоянии создать необходимую информационную и
сервисную инфраструктуру, включая и собственные логистические центры.
Заведующий кафедрой «Логистика, грузовая и коммерческая работа», доктор
технических наук В.М. Николашин в своем докладе подчеркнул роль профессоров
В.В. Повороженко и А.А. Смехова, которые являются основателями направлений,
связанных с проблемами оптимизации процессов грузовой и коммерческой работы,
комплексного транспортного обслуживания грузовладельцев и логистики. Они создали
ту научно-методическую и учебную базу, на основе которой и сейчас кафедра
развивает традиции, прежде всего связанные с постоянным поиском методов
оптимизации процессов грузовой и коммерческой работы, комплексного транспортного
обслуживания грузовладельцев на принципах логистики, а также подготовкой
специалистов, способных эффективно решать эти задачи на современном этапе.
В.М. Николашин особо отметил, что трудности создания логистических систем
(центров) в настоящее время определяются рядом причин, в том числе:
|
несоответствием содержания деклараций о необходимости использования
логистики в практике работы транспортных систем с реальным
научно-методическим и кадровым обеспечением; |
|
кадровым составом их разработчиков, который зачастую состоит из
специалистов одного профиля (например, в области информатики или какого-то
одного вида транспорта), что противоречит самой сути логистики;
|
|
особенностями традиционной профессиональной подготовки руководителей
высшего и среднего звена, обусловленными тем, что дисциплины логистического
цикла начали преподаваться в вузах чуть более семи лет назад; |
|
недостаточно эффективным использованием принципов логистики, а именно
системного подхода и теории компромиссов. |
Особую тревогу вызывает появление тенденций упрощенного подхода к логистике, и
как следствие, таких негативных явлений, как дилетантство, замена многолетних
фундаментальных научно-исследовательских работ поверхностными рекомендациями,
использование административных ресурсов и т.п.
К сожалению, некоторые специалисты, занимающиеся так называемой «логистизацией»,
забывают о необходимости применения системного подхода как основного
фундаментального принципа логистики. Нельзя достичь долгосрочного положительного
синергэффекта, занимаясь лишь какой-то одной из сторон товародвижения. Конечно,
например, совершенствование электронного документооборота при смешанном
железнодорожно-водном сообщении является важным аспектом функционирования
логистической транспортной цепи. Однако решение только информационных задач в
отрыве от решения проблем логистической, технической инфраструктуры, в том числе
терминальной не может выполнить функции логистических систем с точки зрения
оптимизации функционирования всей цепи поставок товаров. Также нельзя назвать
логистическими технологиями в полном смысле этого термина организацию перевозок
грузов маршрутными контейнерными поездами, если данная система не увязана с
вопросами развития контейнерных терминалов и их параметризацией. Следует
помнить, что логистика и простота, а также быстрота в решении соответствующих
задач комплексной оптимизации товародвижения с точки зрения интересов
грузовладельцев не совместимы.
Заведующий кафедрой «Технология внешнеторговых сделок» Всероссийской академии
внешней торговли, профессор К.В. Холопов в своем выступлении подробно раскрыл
современные проблемы экспорта транспортных услуг, особое внимание уделив
вопросам совершенствования тарифной политики.
Выступление ведущего специалиста «Трансконтейнера», кандидата технических наук
Л.Н. Матюшина было посвящено логистическим аспектам терминальной деятельности
Центра в условиях функционирования дочернего общества ОАО «РЖД».
Участники конференции особенно тепло встретили выступления ближайших
родственников профессоров В.В.Повороженко и А.А.Смехова - Павла Владимировича
Повороженко, начальника службы Московской железной дороги и Нины Георгиевны
Смеховой, профессора МИИТа.
По тематике конференции с докладами также выступили преподаватели и аспиранты
железнодорожных вузов России, студенты МИИТа.
Учитывая актуальность и важность для транспортной отрасли рассматриваемых на
конференции вопросов, ее участники рекомендовали организовать постоянно
действующий семинар по проблемам разработки и внедрения логистических технологий
и систем на базе кафедры «Логистика, грузовая и коммерческая работа» и
научно-образовательного центра «Логистические технологии» МИИТа.
|