Из истории железных дорог

О праздничной атрибутике


Обычно каждый праздник сопровождается соответствующим художественным оформлением окружающих нас интерьеров, различной праздничной атрибутикой. Это и агитплакаты на городских стендах, и почтовые карточки с разнообразными миниатюрами, визитки, различные сувениры, товарные этикетки и тому подобное. Мы к этому настолько привыкли, что подобных мелочей просто не замечаем, да и живут они обычно недолго.

Так же обстоит дело и применительно к железнодорожному празднику. Сегодня мало кто может вспомнить или представить себе, как, к примеру, выглядел пригласительный билет на первый в советский период праздник Дня железнодорожника в 1936 г., какие красочные плакаты на железнодорожную тему украшали тогда предприятия Московского узла, что за фантастический паровоз был изображен на фантиках конфет «Наша индустрия», которыми лакомились участники торжества. И только музеи и энтузиасты-любители сберегают разнообразные бытовые бумаги, мелкие предметы, поздравительные адреса и открытки.

Все это любопытный исторический фон эпохи, отражение жизни страны, народа. Вспомним лишь некоторые элементы промышленной графики, относящейся к железнодорожному транспорту.

Первоначально в 30-х годах профессиональный праздник именовался как «Всесоюзный день железнодорожного транспорта». Здесь человека не видно, давлеет техника. После войны праздник решили приблизить к людям, назвав «Всесоюзным днем железнодорожника». Стало сердечнее, теплее. В 80-е годы этот день стал именоваться совсем лаконично «День железнодорожника». И как разнообразны по оформлению, в зависимости от времени, были пригласительные билеты на торжественные мероприятия по случаю праздника!

Так, на праздник 50-х годов билет обязательно имел тисненые портреты Ленина-Сталина, рисунок непременно осенял партийный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». И еще деталь тех дней: на первом плане обязательно мчащийся паровоз – символ мощи. После 1956 г. в связи с принятием Генерального плана электрификации железных дорог СССР повсеместно на всей полиграфической продукции по транспорту стал главенствовать электровоз.

Среди большого разнообразия пригласительных билетов на центральное заседание по случаю праздника железнодорожников, по мнению многих, выгодно отличается билет 1965 г. в Кремлевский Дворец съездов. Обычно на всех подобных приглашениях крупно выделяется тот или иной транспортный сюжет. Здесь же над тонкой, впечатляющей гравюрой здания Дворца съездов скромно реет символ железных дорог – «крылышки с колесом». Отношение к Дню железнодорожника здесь подчеркнуто крупной буквицей с лавровой почетной ветвью. Композиция лаконична и уважительна!

Это несколько пространное отступление понадобилось для того, чтобы выделить менее удачные рисунки билетов МПС на свой праздник. В 1978, 1982, 1984 и 1986 годах на всех билетах-приглашениях довлел один и тот же рисунок скоростного электропоезда ЭР-200.

ХХI век – это уже время ОАО «Российские железные дороги». В новом веке даже формат почтовых отправлений иной, более крупный, солидный.

Помимо пригласительных билетов на праздники, было множество образцов железнодорожной графики, которая буквально расцвела в последние 30-40 лет, вбрасывая в нашу повседневную жизнь массу интереснейшей информации. Взять хотя бы лавину железнодорожных сюжетов на художественных конвертах Министерства связи СССР. Здесь, естественно, не были забыты праздник железнодорожников, старая и новая транспортная техника, вокзалы страны.

А кто не любовался чередой шоколадных оберток, посвященной этапам строительства БАМа. Не обошла промграфика и фантики конфет с рисунками вокзалов, ценники на продукты железнодорожных буфетов с изображением летящих паровозов и др.

Не забудем весьма популярные яркие карманные календарики с видами родной «чугунки». Это и многое другое выпускали госпредприятия. Сегодня масса выпусков числится и за частниками. Интересны, например билеты железнодорожного выпуска игры «Русское лото». Они имеют хорошо выполненные рисунки не только старой железнодорожной техники, но и столь популярных в свое время наградных знаков НКПС.

Рассказ о любопытных приметах времени можно продолжать. Кто-то их оценил и сберег. Большая благодарность всем, кто занимается этим важным для истории делом. Такие собрания позволяют еще и еще раз пережить прошедшее.
 


 
Сайт управляется системой uCoz