Из истории железных дорог

Юбилей уникальной магистрали


А.Б. Вульфов, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог

В октябре 1905 г. была введена в эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога. К 100-летию магистрали работники Восточно-Сибирской железной дороги подготовили и провели целый комплекс мероприятий. В канун юбилея 7 октября 2005 г. в великолепном актовом зале детской железной дороги города Иркутска прошла конференция под названием «КБЖД – связующее звено Транссиба и уникальный памятник инженерного искусства».

На конференции, посвященной вековому юбилею уникальной магистрали, приехавшие со всех дорог страны руководители дорожных музеев во главе с директором Центрального музея железнодорожного транспорта из Санкт-Петербурга Г.П.Закревской, а также писатели, журналисты, краеведы, представители «Клуба друзей Кругобайкальской дороги» (есть и такой в Иркутске) говорили искренние слова признательности по случаю столь замечательного праздника.

В докладах и выступлениях, в специальных выставочных и музейных экспозициях была представлена панорама интереснейших научных разработок по разным периодам истории дороги, причем, несмотря на ее большую изученность, открылось множество любопытнейших фактов - из тех, которые можно узнать, что называется, лишь на месте.

Это и трагические события сражений на Байкале колчаковцев с красными во времена гражданской войны, прекрасно отраженные в докладе П.А.Новикова - молодого доцента Иркутского университета, и интереснейшие детали быта строителей Кругобайкалки на примере села Култук, о которых поведал учитель Култукской средней школы №7 С.В.Снопков, и драматические моменты истории Байкальской паромной переправы, раскрытые в работе профессора ИрГУПСа В.Г.Третьякова.

Не раз улыбались участники конференции во время замечательного доклада профессора Иркутского университета И.В.Наумова, посвященного истории таможенного дела на Кругобайкалке: что и говорить, грешили, грешили наши предки: и запрещенный чай из Китая перевозили контрабандой через легендарную приграничную Кяхту, и золотишко, и спирт - каждый как мог зарабатывал себе на хлебушек…

Важным моментом конференции стал доклад директора местной турфирмы В.В.Мигуновой об опыте работы на Кругобайкалке первого в стране регулярного туристического ретро-поезда. Для него на дороге были специально подготовлены паровозы и вагоны, сшита старинная форма для железнодорожников в соответствии со временем открытия дороги (1905 г.), напечатано превосходное рекламное сопровождение. Думается, опыт эксплуатации таких поездов весьма интересен и для других дорог, ведь в России немало достопримечательных мест, где можно организовать экскурсионные поезда, тем более такие романтичные – на паровой тяге!

История Кругобайкалки и вообще всей Восточно-Сибирской железной дороги широко представлена в книгах, проспектах и буклетах, издаваемых на дороге, не побоимся этого слова, образцово, с большой любовью и радушием. Деятельность директора дорожного музея Л.И. Данилейко, кандидата исторических наук А.В. Хобты (автора роскошно изданной монографии «Дорога длиною в век», посвященной истории Кругобайкалки), – это деятельность подвижников. Отрадно, что руководство магистрали осознает огромное мемориальное значение своей дороги и оказывает большую поддержку подвижникам во всех начинаниях, связанных с сохранением и пропагандой исторического наследия, чему на многих других дорогах музейщики и любители могут только позавидовать.

На конференции было однозначно принято решение: любая, даже самая незначительная на первый взгляд историческая деталь Кругобайкалки должна быть непременно сохранена, а наиболее ценные экспонаты реставрированы. Две трети деревянного архитектурного фонда за столетие уже оказались утраченными, и это недопустимо в дальнейшем. Кругобайкальская дорога должна охраняться не только на федеральном уровне, но и на уровне ЮНЕСКО как уникальный историко-культурный и природно-ландшафтный памятник, ибо творения рук человеческих находятся здесь в поразительной гармонии с природой.

Для проведения конференции был выбран остров Юность на Ангаре, на котором находится детская железная дорога. А выбран он был потому что, это, пожалуй, первый в России историко-культурный комплекс на детской железной дороге, да такой, которому и взрослые музеи позавидуют. Здесь не просто, невзирая на очевидные проблемы, поставили на постамент паровоз серии Л, что уже говорит о многом. Здесь история «чугунки» преподносится не разрозненно, а в тематическом единстве атрибутов подвижного состава и архитектуры, образуя как бы законченный образ. Паровоз стоит у деревянной пассажирской платформы со старинными скамейками, рядом воздвигнута стрелочная будка в стиле Транссиба, над тендером выведена гидроколонка, привезенная с Кругобайкалки. Рядом вагонетка, путейская дрезина, но больше всего трогает раритет - древние крестьянские сани и колесо от телеги, около которого на табличке надпись: «Начало всех начал». Замечательно! И еще табличка с железнодорожного переезда царских времен, на ней написано: «Прохожий! Остановись и слушай: не доносится ли шум поезда?» Право же, это гораздо выразительнее, чем формальное «Не переходите путь в неустановленных местах».

Историческая работа на Восточно-Сибирской ведется давно и явно не для галочки. Все, что делается, созидается по-сибирски – на века, и имеет не только отраслевое, но и большое общественное значение. В Слюдянке установлен бюст князя М.Н.Хилкова, бывшего министром путей сообщения в пору строительства Кругобайкалки и забившего золотой костыль на соединении западного и восточного участков Транссиба. В ознаменование этого события на портале одного из тоннелей установлена памятная доска и создан мемориал. Реставрированы, а лучше сказать заново построены по старинным чертежам, вокзал на станции Порт Байкал и деревянная платформа при нем, служебные постройки на станции Маритуй, бывшие путейские казармы на линии превращены в турбазы с сохранением первоначального архитектурного облика.

В здании вокзала Порт Байкал открыт замечательный музей, продаются сувениры на байкальскую тему, есть и небольшое кафе для путешествующих. А на станции работает паровозная гидроколонка. На многих других дорогах их бездумно уничтожили, а здесь сохранили, и теперь это старинное уcтройство заправляет водой паровозы ретро-поезда «Байкальский круиз», олицетворяя собой старину. И все это способствует получению дорогой дополнительного дохода.

8 октября участников конференции ждал настоящий праздник души – поездка на специально сформированном ретро-поезде с двумя паровозами по Кругобайкалке! День выдался поразительно для сибирской осени ясный, теплый и солнечный. Довелось лишний раз убедиться в том, что Кругобайкалка – это не только историко-культурный, инженерный, архитектурный, но и природный памятник. Здесь оказываешься наедине с Байкалом и всем дивом его воистину священного мира. Светлое, чистейшее сияние воды и движущийся матовый лоск скал во время неторопливой поездки по линии кажутся каким-то бесконечным счастливым чудом земным. Вот где совершенство мира!

В вагоне всю дорогу не гасят свет, потому что поезд то и дело входит в тоннели, которые угрюмо накатываются своей темнотой один за другим, словно ненадолго унося в былое. Эхо гудка паровоза долго разносилось по Байкалу и его далям, словно голос ожившей старины…

…100 лет Кругобайкалке – огромное событие в истории не только отрасли, но и всей России. Потому что это не просто архитектурный памятник - удивительная железнодорожная скульптура длиною в восемьдесят верст не имеет себе равных: это символ могущества страны, сумевшей создать такое произведение духа за неслыханно короткое время. Важно, что эта мемориальная дорога спасена и живет, невзирая ни на какие обстоятельства, что есть люди, которые надежно хранят ее как память.
 


 


 
Сайт управляется системой uCoz