А.Б. Вульфов, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог
|
В октябре 1905 г. была введена в эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога.
К 100-летию магистрали работники Восточно-Сибирской железной дороги подготовили
и провели целый комплекс мероприятий. В канун юбилея 7 октября 2005 г. в
великолепном актовом зале детской железной дороги города Иркутска прошла
конференция под названием «КБЖД – связующее звено Транссиба и уникальный
памятник инженерного искусства». |
На конференции, посвященной вековому юбилею уникальной магистрали, приехавшие со
всех дорог страны руководители дорожных музеев во главе с директором
Центрального музея железнодорожного транспорта из Санкт-Петербурга
Г.П.Закревской, а также писатели, журналисты, краеведы, представители «Клуба
друзей Кругобайкальской дороги» (есть и такой в Иркутске) говорили искренние
слова признательности по случаю столь замечательного праздника.
В докладах и выступлениях, в специальных выставочных и музейных экспозициях была
представлена панорама интереснейших научных разработок по разным периодам
истории дороги, причем, несмотря на ее большую изученность, открылось множество
любопытнейших фактов - из тех, которые можно узнать, что называется, лишь на
месте.
Это и трагические события сражений на Байкале колчаковцев с красными во времена
гражданской войны, прекрасно отраженные в докладе П.А.Новикова - молодого
доцента Иркутского университета, и интереснейшие детали быта строителей
Кругобайкалки на примере села Култук, о которых поведал учитель Култукской
средней школы №7 С.В.Снопков, и драматические моменты истории Байкальской
паромной переправы, раскрытые в работе профессора ИрГУПСа В.Г.Третьякова.
Не раз улыбались участники конференции во время замечательного доклада
профессора Иркутского университета И.В.Наумова, посвященного истории таможенного
дела на Кругобайкалке: что и говорить, грешили, грешили наши предки: и
запрещенный чай из Китая перевозили контрабандой через легендарную приграничную
Кяхту, и золотишко, и спирт - каждый как мог зарабатывал себе на хлебушек…
Важным моментом конференции стал доклад директора местной турфирмы В.В.Мигуновой
об опыте работы на Кругобайкалке первого в стране регулярного туристического
ретро-поезда. Для него на дороге были специально подготовлены паровозы и вагоны,
сшита старинная форма для железнодорожников в соответствии со временем открытия
дороги (1905 г.), напечатано превосходное рекламное сопровождение. Думается,
опыт эксплуатации таких поездов весьма интересен и для других дорог, ведь в
России немало достопримечательных мест, где можно организовать экскурсионные
поезда, тем более такие романтичные – на паровой тяге!
История Кругобайкалки и вообще всей Восточно-Сибирской железной дороги широко
представлена в книгах, проспектах и буклетах, издаваемых на дороге, не побоимся
этого слова, образцово, с большой любовью и радушием. Деятельность директора
дорожного музея Л.И. Данилейко, кандидата исторических наук А.В. Хобты (автора
роскошно изданной монографии «Дорога длиною в век», посвященной истории
Кругобайкалки), – это деятельность подвижников. Отрадно, что руководство
магистрали осознает огромное мемориальное значение своей дороги и оказывает
большую поддержку подвижникам во всех начинаниях, связанных с сохранением и
пропагандой исторического наследия, чему на многих других дорогах музейщики и
любители могут только позавидовать.
На конференции было однозначно принято решение: любая, даже самая незначительная
на первый взгляд историческая деталь Кругобайкалки должна быть непременно
сохранена, а наиболее ценные экспонаты реставрированы. Две трети деревянного
архитектурного фонда за столетие уже оказались утраченными, и это недопустимо в
дальнейшем. Кругобайкальская дорога должна охраняться не только на федеральном
уровне, но и на уровне ЮНЕСКО как уникальный историко-культурный и
природно-ландшафтный памятник, ибо творения рук человеческих находятся здесь в
поразительной гармонии с природой.
Для проведения конференции был выбран остров Юность на Ангаре, на котором
находится детская железная дорога. А выбран он был потому что, это, пожалуй,
первый в России историко-культурный комплекс на детской железной дороге, да
такой, которому и взрослые музеи позавидуют. Здесь не просто, невзирая на
очевидные проблемы, поставили на постамент паровоз серии Л, что уже говорит о
многом. Здесь история «чугунки» преподносится не разрозненно, а в тематическом
единстве атрибутов подвижного состава и архитектуры, образуя как бы законченный
образ. Паровоз стоит у деревянной пассажирской платформы со старинными
скамейками, рядом воздвигнута стрелочная будка в стиле Транссиба, над тендером
выведена гидроколонка, привезенная с Кругобайкалки. Рядом вагонетка, путейская
дрезина, но больше всего трогает раритет - древние крестьянские сани и колесо от
телеги, около которого на табличке надпись: «Начало всех начал». Замечательно! И
еще табличка с железнодорожного переезда царских времен, на ней написано:
«Прохожий! Остановись и слушай: не доносится ли шум поезда?» Право же, это
гораздо выразительнее, чем формальное «Не переходите путь в неустановленных
местах».
Историческая работа на Восточно-Сибирской ведется давно и явно не для галочки.
Все, что делается, созидается по-сибирски – на века, и имеет не только
отраслевое, но и большое общественное значение. В Слюдянке установлен бюст князя
М.Н.Хилкова, бывшего министром путей сообщения в пору строительства
Кругобайкалки и забившего золотой костыль на соединении западного и восточного
участков Транссиба. В ознаменование этого события на портале одного из тоннелей
установлена памятная доска и создан мемориал. Реставрированы, а лучше сказать
заново построены по старинным чертежам, вокзал на станции Порт Байкал и
деревянная платформа при нем, служебные постройки на станции Маритуй, бывшие
путейские казармы на линии превращены в турбазы с сохранением первоначального
архитектурного облика.
В здании вокзала Порт Байкал открыт замечательный музей, продаются сувениры на
байкальскую тему, есть и небольшое кафе для путешествующих. А на станции
работает паровозная гидроколонка. На многих других дорогах их бездумно
уничтожили, а здесь сохранили, и теперь это старинное уcтройство заправляет
водой паровозы ретро-поезда «Байкальский круиз», олицетворяя собой старину. И
все это способствует получению дорогой дополнительного дохода.
8 октября участников конференции ждал настоящий праздник души – поездка на
специально сформированном ретро-поезде с двумя паровозами по Кругобайкалке! День
выдался поразительно для сибирской осени ясный, теплый и солнечный. Довелось
лишний раз убедиться в том, что Кругобайкалка – это не только
историко-культурный, инженерный, архитектурный, но и природный памятник. Здесь
оказываешься наедине с Байкалом и всем дивом его воистину священного мира.
Светлое, чистейшее сияние воды и движущийся матовый лоск скал во время
неторопливой поездки по линии кажутся каким-то бесконечным счастливым чудом
земным. Вот где совершенство мира!
В вагоне всю дорогу не гасят свет, потому что поезд то и дело входит в тоннели,
которые угрюмо накатываются своей темнотой один за другим, словно ненадолго
унося в былое. Эхо гудка паровоза долго разносилось по Байкалу и его далям,
словно голос ожившей старины…
…100 лет Кругобайкалке – огромное событие в истории не только отрасли, но и всей
России. Потому что это не просто архитектурный памятник - удивительная
железнодорожная скульптура длиною в восемьдесят верст не имеет себе равных: это
символ могущества страны, сумевшей создать такое произведение духа за неслыханно
короткое время. Важно, что эта мемориальная дорога спасена и живет, невзирая ни
на какие обстоятельства, что есть люди, которые надежно хранят ее как память.
|