|
C.Ю. Елисеев, заместитель начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД»,
кандидат технических наук
Система СИРИУС, интегрируя в себе комплекс информационно-управляющих и
аналитических технологий, позволяет осуществлять на практике логистическое
управление грузо- и вагонопотоками на железнодорожном транспорте. Рассмотрим
возможности реализации технологических решений системы на примере организации
работы районного логистического центра (РЛЦ).
Технология работы РЛЦ должна основываться на едином сквозном технологическом
процессе работы транспортного узла, предусматривающего согласованный со всеми
участниками перевозки подвод грузопотоков и подвижного состава (вагонов, судов,
автомобилей), обеспечивающий его дальнейшую перевозку. Единый технологический
процесс должен базироваться на соответствующей современным условиям
экономической и правовой основе. В нем необходимо четко регламентировать
основные типовые обязательства сторон-участников перевозки, регулирующие их
отношения.
Создание и внедрение на основе единого технологического процесса работы
транспортного узла автоматизированной системы управления транспортным комплексом
должно быть информационно и технологически увязано с Главным логистическим
центром России, логистическими службами смежных видов транспорта, Международным
логистическим центром по управлению грузопотоками, логистическими службами стран
ближнего и дальнего зарубежья, со всеми участниками транспортного процесса,
крупными производителями продукции, Центром управления перевозками (ЦУП) ОАО «РЖД»,
дорожными центрами управления перевозками (ДЦУ), центрами по управлению местной
работой (ЦУМР) отделений дорог, станциями и всеми другими предприятиями и
организациями, участвующими в перевозке.
Логистическое управление грузо- и вагонопотоками основывается на принципе
диспетчеризации с использованием комплекса взаимосвязанных
информационно-управляющих систем и технологий:
 |
сетевой интегрированной корпоративной информационно-управляющей системы; |
 |
автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления
перевозочных документов «Электронная транспортная накладная» (ЭТРАН); |
 |
автоматизированной системы обеспечения своевременной и адресной доставки
грузов («Грузовой экспресс»); |
 |
автоматизированной системы управления местной работой (АСУ ЦУМР). |
Создание
логистического центра на базе цумра |
 |
Схема единого
процесса перевозки |
 |
Одной из главных задач автоматизированных систем, обеспечивающих логистическое
управление грузопотоками в крупных узлах, должно быть обеспечение согласованного
подвода грузов и подвижного состава к стыковым пунктам различных видов
транспорта: портам, перегрузочным станциям, основным терминалам, крупным
промышленным комплексам.
Груженый подвижной состав, например вагон с грузом, следующий в адрес порта, с
момента появления информации о нем в автоматизированной системе учета, наличия и
продвижения подвижного состава и грузов (на железнодорожном транспорте это
система ДИСПАРК) через взаимосвязь с другими системами (СИРИУС, ЭТРАН, «Грузовой
экспресс», АСУ ЦУМР) должен ускоренно продвигаться к месту (станции) назначения.
Время его продвижения на всех этапах контролируется. Постоянно прогнозируется
время прибытия на грузовой фронт под выгрузку и одновременно с этим планируется
и постоянно прогнозируется подход судна, на которое должен быть перегружен груз
из этого вагона. Определяется занятость грузовых фронтов и перегрузочных
механизмов с учетом обстановки, складывающейся на перегрузочном пункте.
Достоверный прогноз времени подхода вагона с грузом под выгрузку в транспортный
узел (на каждый подъездной путь, грузовой фронт) весьма важен, так как благодаря
этому можно заблаговременно спланировать и обеспечить готовность грузового
фронта, средств погрузки-выгрузки, трудовых ресурсов и автотранспорта. Особую
ценность представляет прогноз времени прибытия груза при подвозе сырья для
крупных промышленных комплексов, технология работы которых построена на
обеспечении непрерывного производственного цикла, сложных взаимосвязанных
внутрипроизводственных и внутрицеховых процессах, и которые в настоящее время
вынуждены содержать запас сырья на складах, омертвляющий значительную часть
оборотных средств.
Важнейшими технологическими элементами комплексной автоматизированной системы по
обеспечению четкого и слаженного взаимодействия участников транспортного
процесса в транспортном узле являются:
 |
отображение информации у всех пользователей системы о каждом вагоне, следующем
в узел, с указанием необходимых данных (рода и веса груза, реквизитов
отправителя и получателя и др.) и прогноза времени прибытия по назначению; |
 |
постоянное поддерживание по мере продвижения вагона с грузом на всем пути его
следования к станции назначения прогнозного режима прибытия вагона по назначению
и в случае необходимости корректировка его с указанием причин изменения
прогноза; |
 |
заблаговременное регулирование согласованного подвода вагонов с грузами на
станцию назначения и грузовой фронт с учетом готовности грузовых фронтов,
транспортных средств смежных видов транспорта и других факторов и выдачей
соответствующих рекомендаций диспетчерам центров управления местной работой
отделений дороги; |
 |
автоматическая унификация расписаний движения поездов, судов и других
транспортных средств по мере поступления заявок на грузовые перевозки; |
 |
автоматизация планирования работы обслуживающего персонала, диспетчерского
аппарата и сменных работников в соответствии с реальной загрузкой элементов
транспортного комплекса; |
 |
предварительное уведомление таможенных постов и других пунктов
государственного контроля и сертификационного оформления о предстоящем
поступлении груза путем передачи сопроводительных документов в электронном виде. |
Сбалансированность процессов планирования погрузки, самой погрузки, пропуска
груза до станции назначения, выгрузки в транспортных узлах на стыках
взаимодействия со смежными видами транспорта можно обеспечить путем
заблаговременной передачи из системы фирменного транспортного обслуживания через
центры управления местной работой района планирования погрузки в ЦУМР района
выгрузки информации о согласовании параметров перевозки (рода груза, его
количества, даты прибытия по назначению) на смежные виды транспорта (в порт,
другим участникам транспортного процесса). После подтверждения ими возможности
организации перевозки согласованная заявка должна быть возвращена в район
планируемой погрузки для ее реализации.
Система
логистических центров |
 |
Принцип действия
логистической системы |
 |
Такое управление процессом заблаговременного планирования погрузки и
согласованного подвода вагонов с грузами в порты обеспечит эффективное
формирование судовых партий уже на этапе планирования погрузки на станции
отправления, а не на подходе к станции назначения или на самой станции, как это
происходит в настоящее время, когда вагоны простаивают в ожидании выгрузки или
подхода судов. По фактам непроизводительного простоя вагонов с грузами в
ожидании их выгрузки по вине участников транспортного процесса, согласовавших
планируемую перевозку, последние должны возмещать потери железнодорожному
транспорту.
Любая подборка вагонов, выходящая за рамки установленной системы организации
вагонопотоков на железнодорожном транспорте (плана формирования поездов), по
просьбе смежных участников транспортного процесса должна ими оплачиваться, так
как этот вид работы является дополнительной услугой, которая вызывает
дополнительные эксплуатационные затраты железнодорожников.
По нашему мнению, единый технологический процесс работы транспортного узла
должен предусматривать не только взаимодействие различных видов транспорта,
участвующих в перегрузке грузов, но и организацию взаимодействия органов
государственного контроля (таможенной, пограничной, ветеринарной,
санитарно-эпидемиологической и других служб), сопровождающих перевозку.
|