А.В. Беднов, заместитель начальника службы перевозок Свердловской железной
дороги
На состоявшемся в феврале 2005 г. заседании Правления ОАО «РЖД» было подчеркнуто
приоритетное значение совершенствования организации местной работы одного из
важнейших рычагов улучшения качественных показателей использования подвижного
состава, увеличения погрузки и ускорения оборота вагона. Повышение уровня
управления местной работой является важным фактором улучшения финансового
положения компании.
Свердловская железная дорога с 2001 г. работает по единой дорожной технологии
организации управления местным грузом – сначала в рамках опорных центров, затем,
с 2003 г., – центров управления местной работой отделений (ЦУМР). Сетевая
интегрированная информационно-управляющая система СИРИУС стала одним из главных
инструментов организации местной работы на линейном, отделенческом и дорожном
уровнях.
В 2004 г. после анализа работы ЦУМРов в дорожной технологии были более детально
отработаны разделы:
 |
технологическое взаимодействие по цепочке «станция – ЦУМР – дорожный
диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУ)»; |
 |
технологическое взаимодействие ДЦУ со смежными структурами дорожного центра
фирменного транспортного обслуживания, служб коммерческой работы в сфере
грузовых перевозок и локомотивного хозяйства дороги; |
 |
распределение обязанностей и ответственности между ДЦУ и отделениями дороги; |
 |
технология многоуровневого контроля за обеспечением выполнения заявки на
погрузку; |
 |
технология почасового планирования развоза и сбора вагонов, в том числе по
участкам и направлениям; |
 |
определена новая система премирования за выполнение местной работы и т.д. |
Тогда же на дороге впервые был разработан Стандарт предприятия «Система
управления перевозочным процессом. Организация управления местной работой»,
который определил основополагающие требования к организации местной работы
независимо от структурных изменений. Новая структура управления местной работой,
предусматривающая использование функций системы СИРИУС, уже дает положительную
динамику выполнения количественных и качественных показателей. Оборот местного
вагона на дороге в 2004 г. по сравнению с 2000 г. был ускорен на 9,6 %. По
итогам работы за семь месяцев 2005 г. при норме 1,85 сут, фактическое выполнение
оборота местного вагона составило 1,54 сут. Оборот местного полувагона при норме
2,16 сут выполнен на уровне 1,86 сут. Простой местного вагона снижен на 13,3%,
или на 4,35 ч (с 37,12 до 32,77 ч). Простой вагона под одной грузовой операцией
уменьшился на 18,7%, или на 5,34 ч. Вместе с тем на дороге сегодня завышены
составляющие оборота: в движении – 23,03 ч, на промежуточных станциях – 6,5 ч,
на технических станциях – 27,39 ч, под грузовыми операциями – 25,94 ч.
Для улучшения этих показателей на всех отделениях дороги разработана программы
по повышению участковой скорости и сокращению простоя на станциях, которые
сегодня реализуются в соответствии с установленными начальником дороги сроками.
Работа грузового
диспетчера Погрузка |
 |
Работа грузового
диспетчера Выгрузка |
 |
С переводом работников диспетчерского аппарата в ДЦУ отделения дороги были
освобождены от ответственности за выполнение ряда составляющих перевозочного
процесса. Увеличение протяженности диспетчерских участков в среднем со 158 до
240 км привело к смещению приоритетов в сторону поездной работы. Местная работа
фактически стала задачей второго плана и менее управляемой со стороны поездных
диспетчеров. Определенное влияние на эти процессы оказало и значительное
обновление кадрового состава поездных диспетчеров, которые недостаточно
представляли себе особенности организации местной работы.
В этих условиях решение об организации в составе отделов перевозок отделений
дороги центров управления местной работой позволило частично компенсировать на
отделенческом уровне негативные последствия перевода диспетчерского аппарата в
ДЦУ для местной работы. Внедрение же системы СИРИУС дало возможность на всех
уровнях управления, особенно на отделенческом (ЦУМР) и дорожном (ДЦУ),
обеспечить четкое планирование грузовой работы по трехчасовым периодам,
оперативно вносить корректировки в план развоза, передачи местного груза и
выгрузки вагонов. Система позволяет в реальном режиме времени отслеживать все
основные показатели местной работы: погрузку, выгрузку, развоз местного груза и,
что весьма актуально, – наличие длительно простаивающих вагонов как в груженом,
так и в порожнем состоянии. Все это служит мощным рычагом ускорения оборота
местного вагона и, в конечном итоге, оборота вагона на дороге.
Проблемой также было распределение обязанностей и ответственности по уровням
управления местной работой: с одной стороны, – дорожный уровень управления
перевозками с новыми информационными возможностями, с другой – сохранение в
отделениях дороги реальных рычагов управления станциями и взаимодействия с
клиентурой. Сохранение целостности технологической ответственности по вертикали
«станция - ЦУМР-ДЦУ» возможно при внедрении единой дорожной технологической
документации, регламентирующей выполнение всех операций по организации местной
работы на всех уровнях.
Работа грузового
диспетчера Развоз |
 |
Внедрение АСУ местной работой (АСУ МР) и системы СИРИУС позволяют оптимизировать
технологический процесс управления местной работой, значительно повысить ее
эффективность и поднять качество, улучшить эксплуатационную работу дороги в
целом. Так, если ранее дорожному диспетчеру по грузовой работе приходилось
запрашивать большое количество справок из нескольких систем, то сейчас при
заступлении на смену он видит четкую картину в реальном времени. Запросив, к
примеру, справку об общей погрузке по роду подвижного состава, он уже может
проанализировать, сколько нужно догрузить вагонов для выполнения технического
плана.
Справка о выгрузке по обороту и роду подвижного состава показывает реальную
картину по выгрузке. А получив справку о развозе местного груза, диспетчер видит
не только общую ситуацию, но и где произошло невыполнение этого показателя.
Главными преимуществами системы являются использование единой базы данных и
сквозная идеология построения по вертикали Линейный уровень – ЦУМР – ДЦУП. На
всех уровнях управления пользовательский интерфейс и функциональные возможности
системы абсолютно одинаковы. Важным качеством является функционирование системы
в реальном времени, в том числе ее прогнозной и аналитической частей.
Управление погрузочными ресурсами и прогнозную часть системы обеспечивает
ситуационное моделирование объектов управления, в том числе для транспортных
коридоров, морских портов, регионов массовой погрузки угля, руды и т.д. В
существующих системах просто отсутствуют понятия управления грузопотоками,
погрузкой. Система СИРИУС же, используя метод ситуационного моделирования
объектов управления, позволяет заблаговременно, упреждающе принимать оперативные
решения.
Аналитическая часть системы предоставляет возможность анализа использования
вагонов грузового парка любых администраций и компаний-операторов, собственников
и арендаторов вагонов по любым параметрам, вплоть до расчлененного простоя
вагонов. В ней реализован многофакторный анализ оборота вагонов не только
рабочего парка, но и общего наличия.
Важной особенностью системы является возможность экономических оценок хода
перевозочного процесса. В конечном итоге все показатели эксплуатационной работы
сети железных дорог будут определяться в денежном выражении.
Система позволяет эффективно управлять местной работой на полигоне дороги,
осуществлять контроль продвижения поездов, отслеживать погрузку, выгрузку,
подвоз и вывоз порожняка и многие другие параметры. И все это в реальном
времени, что дает возможность оперативно принимать управляющие решения и
регулировать перевозочный процесс. Использование единой сетевой корпоративной
информационно-управляющей системы - назревшая необходимость, особенно в условиях
дефицита подвижного состава, который можно восполнить за счет ускорения оборота
вагона. А это во многом достигается оперативным и грамотным управлением всеми
элементами перевозочного процесса.
|