Международная научно-практическая
конференция «Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте
России» – «ТелекомТранс-2006»
В четвертый раз в Сочи прошла международная научно-практическая конференция
«Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России» –
«ТелекомТранс-2006». Традиционно в рамках мероприятия была организована и
специализированная выставка.
Хотя организаторами конференции в этом году выступили Министерство транспорта
России и ОАО «РЖД», основным вдохновителем и идеологом конференции все четыре
года была «Компания ТрансТелеКом». Именно она выдвинула идею единого
информационного пространства транспортного комплекса страны, идею, которая
несколько опередила свое время и была воспринята неоднозначно. Но компании,
последовательно отстаивая и развивая ее, удалось дойти до стадии практической
реализации.
Может быть, лучше всех выразил эту мысль не будучи специалистом в области
информационных технологий заместитель полномочного представителя Президента
России в Южном федеральном округе А.П. Починок. На открытии выставки он сказал,
что материалы первой конференции читаются как полуфантастический сборник о
чем-то хорошем, что произойдет когда-нибудь, а тезисы докладов нынешней
конференции конкретны, дается строгий экономический анализ предлагаемых решений
с указанием сроков реализации.
Практическую направленность конференции подчеркнул и президент ОАО «РЖД» В.И.
Якунин. «Из области высокотехнологичной фантастики современные информационные
технологии превратились в неотъемлемую часть перевозочного процесса как
такового», – сказал он. Вспомнив четырехлетней давности сомнения некоторых
коллег в необходимости проведения такой конференции, президент компании дал
четкий ответ: «Эта конференция нужна, она стала не просто реальностью, она стала
самым неустранимым элементом развития информационно-технологической жизни,
участниками которой мы с вами являемся».
Итак, о конкретике. В чем же заключалась она на четвертой конференции
«ТелекомТранс-2006». Прежде всего в четком определении самого понятия единого
информационного пространства. В докладе В.И.Якунина и в принятом на итоговом
заседании проекте решения показано, что это – единая информационная среда
технологического взаимодействия различных видов транспорта, включающая в себя
объединенную сеть связи, единые протоколы и стандарты взаимодействия участников,
единый портал услуг и консультаций, единую нормативно-справочную библиотеку
документов, единую модель информационного сопровождения
транспортно-логистического процесса, единую систему обеспечения информационной
безопасности.
И в такой последовательности идет от конференции к конференции «ТрансТелеКом»,
вынося во главу угла сначала принцип единой объединенной сети связи, затем
электронную цифровую подпись как один из стандартов взаимодействия, и в этом
году – единый информационный ресурс, портал, получивший имя конференции –
www.telecomtrans.com.
Год от года расширяется представительство на форуме и растет его авторитет. В
этом году здесь собралось свыше 650 участников, представляющих более 200
организаций. Впервые в истории подобных мероприятий пришлось прекратить прием
заявок еще за две недели до открытия конференции, иначе просторный зал зимнего
театра в Сочи не вместил бы всех желающих.
Случайным, но знаменательным совпадением стал тот факт, что конференция начала
свою работу накануне заседания Правительства России, на котором министр
транспорта И.Е. Левитин представил откорректированную федеральную целевую
программу «Модернизация транспортной системы России».
Во вступительном слове заместитель министра транспорта России А.С. Мишарин,
проанализировав деятельность министерства за год, прошедший после конференции
«ТелекомТранс-2005», заявил, что решения, показанные на выставке, представляют
собой большой шаг вперед как с точки зрения формирования структуры единого
информационного пространства, так и реализации важнейших его функций. А сама
конференция – именно та форма живого общения науки, практики, специалистов и
руководителей, которая способствует максимально эффективному решению задач любой
степени сложности.
Об этих задачах подробно говорил В.И. Якунин. Железнодорожники в большей
степени, чем другие представители транспортного бизнеса, хорошо представляют
себе многие аспекты процесса европейской интеграции и реально участвуют в
глобальной конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Поэтому для них
вопросы информатизации, обмена информацией становятся элементами,
непосредственно влияющими на эффективность работы российского железнодорожного
транспорта.
Одним из решающих факторов полноценного включения российской железнодорожной
транспортной системы в транспортную систему мировую, безусловно, является
информационное обеспечение интермодальных перевозок между Россией и Европой с
подключением транзитного грузового потока стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Только переход на новую информационную модель управления позволит решить
технологические проблемы координации участников транспортной системы России и
организовать полноценную работу транспорта. Сегодня же достигнутый уровень
телекоммуникационных технологий на железнодорожном транспорте позволяет реально
говорить о возможности практической реализации Транспортной стратегии России в
сфере информационного обеспечения для всех видов транспорта.
И еще о практической реализации идеи единого информационного пространства и
ресурса. Начальник Управления транспортной безопасности Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта В.Б.Черток говорил об информационных проблемах и
нуждах своего ведомства. А президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С.В. Липатов
рассказал, как эти проблемы реально решаются.
Собственно, это решение и стало «изюминкой» конференции и выставки этого года.
Речь идет о макете информационного портала Ространснадзора, идеологом которого
стал «ТрансТелеКом», а техническую реализацию выполнила компания «Морской
экспресс». Этот проект призван стать универсальным инструментарием, позволяющим
интегрировать информационные системы всех видов транспорта и построить, таким
образом, основу единого информационного пространства на транспорте.
«Чтобы автоматизировать и соответственно ускорить процесс информационного
взаимодействия между несовместимыми информационными системами транспортных
компаний, мы считаем совершенно необходимым прийти к единым стандартам
информационного обмена, тем самым заложить основу формирования единой
информационной среды транспортной системы России, – сказал президент «Компании
ТрансТелеКом». – Думаю, что информационный портал www.telecomtrans.com может
стать такой платформой, на которой с помощью специально разработанных
интерфейсов обмена данными будут успешно интегрироваться АСУ различных
транспортных компаний».
Три года назад, когда конференция делала первые шаги, она казалась одним из
многих подобных мероприятий как в железнодорожной, так и в телекоммуникационной
отраслях. И на наших глазах многие такие форумы быстро теряли актуальность и из
генераторов идей превращались в места бизнес-встреч, что, в общем-то, тоже
неплохо, но не всегда оправдывает заявленные цели. Кое-кто предрекал подобную
судьбу и «ТелекомТрансу». Пока можно с уверенностью сказать, что эти пророчества
не сбылись. Авторитет и актуальность конференции настолько выросли, что в этом
году в ее рамках прошли выездное заседание Научно-технического совета
Министерства транспорта РФ и совещание с представителями морских торговых портов
и крупных стивидорных компаний Азово-Черноморского бассейна. А принимавшие
участие в ее работе представители транспортной инспекции и Федеральной
таможенной службы собираются в следующем году провести в рамках «ТелекомТранса»
расширенные круглые столы с привлечением широкого круга подведомственных им
организаций.
Работавшие, как и в прошлые годы, в шести секциях специалисты и ученые
рассмотрели широкий круг вопросов, включая технические аспекты создания единой
телекоммуникационной среды, информационные технологии на транспорте и в
транспортной логистике, безопасность информационных систем, инвестиции на
транспорте и проблемы вузов. В принятых конференцией рекомендациях
информатизация признается одним из важных элементов подпрограммы развития
экспорта транспортных услуг. Подтверждена практическая целесообразность
формирования единого информационного пространства транспортной системы России,
которое объединит информационные ресурсы всех участников транспортного рынка,
независимо от формы собственности компании. При этом основу единого
информационного пространства транспортной системы России должен составить
информационный ресурс о транспортных компаниях.
Рекомендовано создавать этот единый информационный ресурс по принципу
распределенных баз данных, интегрированных между собой безопасной
телекоммуникационной средой, удовлетворяющей собственным требованиям защиты.
Конференция одобрила концепцию единого входа в единый информационный ресурс
через защищенный информационный портал, макет которого был продемонстрирован
«Компанией ТрансТелеКом» на выставке. При этом доступ массовых участников
транспортного рынка в интегрированный единый информационный ресурс должен
производиться как через защищенную телекоммуникационную среду, так и через
публичный Интернет с использованием электронной цифровой подписи.
Всем заинтересованным структурам предложено разработать единые правила обмена
между базами данных единого информационного ресурса (интерфейсы), которые
обеспечат автоматический обмен информацией между ними. Эти интерфейсы
целесообразно сделать открытыми для возможности их использования другими
министерствами и ведомствами, заинтересованными в получении информации на этом
портале. А для практического воплощения рекомендаций руководителям федеральных
агентств и служб предстоит создать в своих ведомствах рабочие группы с участием
представителей подразделений, отвечающих за информатизацию отрасли, с целью
формирования технических заданий на разработку баз данных этих структур.
Отмечена важность создания системы логистических центров и информационного
сопровождения, разработки и внедрения современных технических средств,
обеспечивающих развитие информационных сетей и логистического подхода к
интеграции всех видов транспорта. При этом важная роль в координации всех работ
и организации сопровождения новых разработок в области телекоммуникационных
технологий на транспорте должна принадлежать Научно-техническому совету
Минтранса.
В следующем году у конференции круглая дата. Участники форума были единодушны:
пятой конференции – быть!
Б.С. Ицкович, спец. корр. журнала
Фото В.И.Сычева
Сочи - Москва
|