Конференции и выставки

Аутсорсинг в пассажирском комплексе как важная часть развития пассажирских перевозок


В.А. Попов, вице-президент ОАО «РЖД»

Пассажирское хозяйство - многофункциональный комплекс, выполняющий разнообразные виды работ от ремонта пассажирских вагонов до обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах. Отличительной особенностью его деятельности является сезонная неравномерность объемов работ, что приводит к дефициту трудовых ресурсов в «пиковые» периоды летних, каникулярных и праздничных пассажирских перевозок.

Для решения этой проблемы и с целью оптимизации хозяйственной деятельности структурных подразделений пассажирского комплекса, а также гибкого регулирования неравномерного распределения пассажиропотока в 1998 г. впервые была применена практика передачи непрофильных для пассажирского хозяйства функций по охране пассажирских вагонов на Октябрьской и Московской железных дорогах, а также по уборке вокзальных площадей на Северо-Кавказской дороге внешним специализированным предприятиям. При этом было выведено из эксплуатационной деятельности определенное количество работников.

По мере развития этой деятельности произошло расширение диапазона видов работ. В сферу услуг аутсорсинговых компаний вошли обслуживание пассажирских вагонов в пути следования, стирка белья, экипировка вагонов, внутренняя и наружная мойка вагонов, охрана объектов.

В настоящее время аутсорсинг применяется на всех железных дорогах. По договорам работают уже 90 аутсорсинговых компаний. Наметилась определенная тенденция по охвату аутсорсинговыми компаниями определенных видов работ и регионов. Так, ООО «Даль Экспресс» работает на трех дорогах: Октябрьской, Московской и Красноярской, предоставляя услуги по обслуживанию пассажиров в пути следования. ООО «Трансконтракт» специализируется на уборке вокзальных территорий на Октябрьской и Горьковской дорогах.

Применение аутсорсинга позволило железным дорогам сократить свой контингент. Количество работников, выведенных из штата железных дорог, на 1 ноября 2005г. составило 20,7 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2004 г. численность работников, переданных в штат сторонних организаций, увеличилась на 8,3 тыс. человек, или 67,4%.

Несмотря на то, что аутсорсинг должен способствовать выведению непрофильных или вспомогательных функций, а в пассажирском хозяйстве это прежде всего уборка помещений и территорий, экипировка, наружная и внутренняя мойка вагонов, охрана пассажирских вагонов, стирка белья, доля этих видов работ в общем объеме составляет всего 27,8%.

Приходится констатировать, что развитие этих видов услуг в общем объеме снизилось по сравнению с 2004 г. почти на 50%. В то же время увеличивается выведение на аутсорсинг таких видов работ, как обслуживание пассажиров в пути следования. В результате этого к концу 2005 г. из 20,7 тыс. человек, переданных на аутсорсинг, 13,5 тыс. человек (65,2%) составляют проводники пассажирских вагонов. Эта тенденция применения аутсорсинга наиболее ярко выражена на Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Свердловской, Красноярской дорогах, где проводники пассажирских вагонов составляют более 70% общего количества выведенных на аутсорсинг.

Учитывая, что качество обслуживания пассажиров имеет одно из первостепенных значений в деятельности пассажирского хозяйства, рассматривать экономическую эффективность применения аутсорсинга без одновременного анализа качества обслуживания пассажиров в поездах невозможно.

В летний период 2005 г. в пассажирских перевозках приняли участие 46 компаний, оказывающих услуги по обслуживанию пассажиров в поездах проводниками вагонов. Общее количество проводников из сторонних организаций составило 22 тыс. человек. Однако следует признать, что не все фирмы имеют достаточную базу для качественной подготовки и обучения проводников пассажирских вагонов и отбора достойных работников. Имеются сторонние организации, впервые начавшие осваивать этот вид деятельности, не обладающие достаточными финансовыми средствами на приобретение форменной одежды. Как показала практика, некоторые фирмы не совсем осознали серьезность задачи, за решение которой они взялись. В результате качественное обслуживание пассажиры получают не всегда.

Проводимыми Федеральной пассажирской дирекцией проверками выявлены грубейшие нарушения в обслуживании пассажиров. Так, на Московской и Северо-Кавказской дорогах велась реализация постельного белья по завышенной стоимости и вторичная его реализация пассажирам. На Приволжской, Северо-Кавказской, Горьковской, Забайкальской, Юго-Восточной дорогах отмечено неправильное ведение поездной документации и наличие неправильно оформленных документов у поездных бригад. Нарушение в заполнении и ведении маршрутных листов зафиксировано на Приволжской, Северо-Кавказской, Северной, Юго-Восточной дорогах. Кроме того, практически на всех дорогах нарушались требования приказа МПС России от 26.04.01 по соблюдению норм обслуживания, имели место нарушение форменной одежды поездными работниками, самовольный уход с рабочего места и др.

Проверки работы поездных бригад также показали низкое качество знаний проводниками пассажирских вагонов Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и других нормативных документов. Были случаи выдачи проводникам пассажирских вагонов фиктивных удостоверений по ПТЭ и сигнализации и связи без проведения испытаний. Это создает угрозу безопасному проследованию пассажирских поездов, приводит к потере доверия пассажиров к ОАО «РЖД». Необходимо осознать тот факт, что для пассажира все проводники (и кадровые, и работники сторонних организаций) являются представителями ОАО «РЖД» и от каждого из них требуется высокое качество обслуживания.

На сегодняшний день для улучшения качества работы необходим обмен опытом, объединение всех фирм в ассоциацию со своим уставом и кодексом, разработанным на основе требований к сторонним организациям по подготовке составов в рейс и обслуживанию пассажиров в поездах, а также задач, поставленных ОАО «РЖД».

Проводимая структурная реформа пассажирского комплекса приведет к выводу структурных подразделений пассажирского хозяйства из состава железных дорог и образованию Федеральной пассажирской дирекции с наделением имуществом.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в проект Положения о применении аутсорсинга на железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД» в части делегирования права принятия решения о применении аутсорсинга в пассажирском хозяйстве руководителю ФПД.

Хочется надеяться, что при создании Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД» с имущественным комплексом все договорные отношения на выполнение работ по подготовке и обслуживанию пассажирских поездов в пути следования сторонними организациями будут строиться с одним заказчиком, и это в значительной степени позволит ускорить применение унифицированного «Порядка взаимодействия аутсорсинговых компаний и ОАО «РЖД».
 


 


 
Сайт управляется системой uCoz