|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наряду с созданием новых экономических механизмов мотивации за конкретный личный вклад в безаварийную работу каждого работника компании, занятого в процессе перевозок, необходимо развивать порядок персональной ответственности за нарушения или игнорирование требований правил и инструкций, которые ставят под угрозу безопасность движения по его вине. В деле организации обеспечения безопасной, безаварийной работы, выявления и устранения недостатков многое зависит от работы ревизорского аппарата всех уровней управления ОАО «РЖД» и института общественных инспекторов по безопасности движения. В 2005 г. план технических ревизий и проверок обеспечения безопасности движения поездов на сети железных дорог России выполнен в полном объеме. По результатам этих проверок на железных дорогах проведены разборы под председательством вице-президента компании по безопасности движения и начальника Департамента безопасности движения и экологии с изданием соответствующих приказов и разработкой мер по устранению выявленных недостатков. В ряде случаев издавались распоряжения ОАО «РЖД». Департаментом безопасности движения и экологии установлен контроль за устранением выявленных недостатков. Аналогичные технические ревизии и проверки проходили также на отделениях дорог и железных дорогах. С целью дальнейшего совершенствования организационной структуры приказом президента ОАО «РЖД» от 18 апреля 2005 г. №45 утверждены типовые штатные расписания аппаратов главных ревизоров по безопасности движения поездов железных дорог и отделений железных дорог. В основном на всех железных дорогах структура ревизорского аппарата приведена в соответствие с нормативами. Для повышения уровня эффективности работы ревизорского аппарата Департамент безопасности движения и экологии провел в 2005 г. три сетевых совещания с главными ревизорами железных дорог и отделений дорог. На них были рассмотрены направления совершенствования контроля за обеспечением безопасности движения в условиях реформирования железных дорог, концептуальные подходы к организации такого контроля в условиях создания дирекций, дочерних и зависимых обществ, разделения ремонта и эксплуатации подвижного состава. В обсуждении рассматриваемых вопросов приняли участие руководители департаментов компании и представители отраслевой науки. По итогам работы совещаний с учетом высказанных предложений и замечаний разработаны рекомендации, которые направлены для реализации в причастные департаменты и на железные дороги. Существующая на сети железных дорог ОАО «РЖД» система должна обеспечить безопасность движения поездов, однако при попустительстве некоторых руководителей и непосредственных участников перевозочного процесса допускаются случаи содержания технических средств с грубыми отступлениями от установленных норм. И здесь свою роль играют многочисленные предупредительные меры, принятые ревизорским аппаратом железных дорог и отделений. Так, в отчетном году ревизорским аппаратом при проведении проверок структурных подразделений было выявлено более 1,4 млн. различных неисправностей и отступлений от норм содержания пути, недостатков при проведении ремонта и технического обслуживания подвижного состава, устройств электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи. По результатам этих проверок было принято почти 240 тыс. предупредительных мер, в том числе с закрытием путей для движения поездов, возвращением подвижного состава на повторный ремонт. В 2005 г. на ряде железных дорог имели место факты, когда только благодаря своевременно принятым ревизорским аппаратом мерам были предотвращены грубые нарушения безопасности движения поездов, которые могли привести к возможным тяжелым последствиям, в первую очередь в хозяйствах пути, вагонном, локомотивном, пассажирском. Вместе с тем ревизорским аппаратом ряда отделений и железных дорог в 2005 г. не принимались достаточные меры по предотвращению грубых нарушений безопасности движения. Комиссиями Департамента безопасности движения и экологии при технических ревизиях организации обеспечения безопасности движения и контрольных проверках, проведенных в 2005 г., были вскрыты многочисленные недостатки в соблюдении технологии ремонта и технического обслуживания подвижного состава, подготовки вагонов в рейс, содержании пути, техническом обслуживании устройств СЦБ и связи, электроснабжения, упущения в работе командного и инструкторского состава. В 2006 г. необходимо обратить внимание не только на устранение упущений и недостатков, но и на поиск и реализацию новых подходов в обеспечении безопасности движения поездов. Следует широко применять и совершенствовать утвержденные руководством компании системные меры, направленные на обеспечение высокого уровня управляемости безопасностью движения поездов в филиалах ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе. Неукоснительным требованием остается выполнение Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, нормативных актов и должностных инструкций. Кроме этого, следует принимать исчерпывающие меры по своевременному устранению недостатков в содержании объектов инфраструктуры и подвижного состава, угрожающих безопасности движения поездов, проводить системный анализ причин и вероятности возникновения случаев брака и нарушений с формированием предложений по недопущению подобных случаев. Нужно основательнее подходить и к подбору кадрового состава ревизорского аппарата, повышению его квалификации. Особая роль в обеспечении безопасности движения поездов, надежности работы технических средств принадлежит работникам ОАО «РЖД», участвующим в нем на общественных началах. В отрасли работа общественных инспекторов осуществляется в соответствии с Положением об общественном контроле, утвержденным МПС РФ. Подавляющее большинство работников железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, активно участвуют в работе по предупреждению нарушений безопасности движения, добросовестно выполняют свои должностные обязанности. Общественные инспекторы, как правило, обладают большим практическим опытом, зарекомендовали себя грамотными, ответственными специалистами на вверенном им участке работы. В 2005 г. на железных дорогах сети активно действовало почти 2,5 тыс. советов и 60 тыс. общественных инспекторов. Наиболее активно работали и добились положительных результатов по предотвращению нарушений безопасности движения советы общественных инспекторов Петрозаводского отделения Октябрьской, Елецкого отделения Юго-Восточной, Петропавловского отделения Южно-Уральской, Красноярского отделения Красноярской, станции Советск Калининградской, локомотивных депо Кавказская и Туапсе Северо-Кавказской, локомотивного депо Воронеж-Курский и Ржавской дистанции пути Юго-Восточной, локомотивного депо Ершов Приволжской, локомотивного депо Чусовская и эксплуатационного вагонного депо Свердловск Свердловской, локомотивного депо Курган Южно-Уральской, Новокузнецкой дистанции электроснабжения и Барабинской дистанции пути Западно-Сибирской, локомотивного депо Абакан и Ужурской дистанции пути Красноярской железных дорог. Подтвердилась результативность практики совместных рейдов общественных инспекторов с сотрудниками ГИБДД на Брянском и Орловско-Курском отделениях Московской железной дороги. Эффективными методами работы общественных инспекторов по безопасности движения на Юго-Восточной железной дороге признаны взаимопроверки организации работы и ведения технической документации, проведение контрольных проверок по выявленным ранее замечаниям. Большую помощь в работе советов общественных инспекторов оказывают ветераны труда. На тех дорогах, где руководители структурных подразделений внимательно относятся к советам и пожеланиям ветеранов и безотлагательно принимают меры к устранению выявленных недостатков, общественники передают опыт и учат молодых железнодорожников, проводят контрольные проверки, принимают участие в выпуске методической литературы. Как и раньше, в 2005 г. руководство ОАО «РЖД» большое внимание уделяло моральному и материальному поощрению работников за вклад в обеспечение безопасности движения. В целях мотивации труда работников железнодорожного транспорта два из видов поощрения, установленных в компании, относятся к обеспечению безопасности движения. Это – награждение знаком «За безопасность движения» и присвоение звания «Лучший общественный инспектор по безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте». Целенаправленная и самоотверженная работа ряда работников железных дорог, отделений железных дорог и линейных подразделений за трудовые успехи в обеспечении безопасности движения поездов отмечены наградами ОАО «РЖД». В целях повышения эффективности работы общественных инспекторов на дорогах следует проанализировать их работу и наметить меры по активизации их деятельности. Необходимо проводить семинары по обобщению и распространению передового опыта организации общественного контроля безопасности движения поездов. Руководители структурных подразделений должны оказывать общественным инспекторам практическую помощь в работе, нацеливать их деятельность на «узкие места» производства. Необходимо обеспечить информацию о работе, проводимой общественными инспекторами с использованием стендов наглядной агитации, средств массовой информации. Для повышения качества проводимых проверок следует организовать обучение общественных инспекторов по основным направлениям работы. Надо также шире привлекать к работе ветеранов железнодорожного транспорта. Дальнейшему повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте и созданию условий для его безаварийной работы способствует проведенная работа по подбору, расстановке руководящего состава, обучению руководителей, специалистов и работников массовых профессий, повышению их ответственности за соблюдение трудовой и технологической дисциплины, воспитательную работу в трудовых коллективах. Анализ причин нарушений безопасности движения показывает, что в значительной степени они обусловлены недостаточным профессиональным уровнем и низкой технологической дисциплиной персонала, непосредственно участвующего в перевозочном процессе. Для решения этой проблемы компания направила на обучение и переподготовку 63 тыс. рабочих основных профессий. В течение 2005 г. повысили квалификацию 160 тыс. человек, более 65 тыс. руководителей и специалистов прошли обучение. В 2005 г. в основу работы с кадрами по повышению безопасности движения поездов на сети железных дорог положены требования Программы первоочередных мер. Для своевременного укомплектования структурных подразделений кадрами массовых профессий принято на работу 77,7 тыс. человек, в том числе на предприятия локомотивного хозяйства – 17,9 тыс., вагонного хозяйства – 5,6 тыс., перевозок – 4,7 тыс., путевого хозяйства – 27 тыс. человек. На базе техникумов (колледжей) железнодорожного транспорта, технических школ и учебных центров железных дорог подготовлено 5,5 тыс. машинистов локомотивов, 4,3 тыс. помощников машинистов локомотивов, 1,8 тыс. слесарей по ремонту локомотивов, 2,4 тыс. осмотрщиков вагонов, 2 тыс. слесарей по ремонту вагонов, 11,4 тыс. монтеров пути, 1,5 тыс. бригадиров пути, 1 тыс. операторов дефектоскопных тележек, 549 электромонтеров СЦБ и по ремонту аппаратуры и устройств связи, 857 электромонтеров контактной сети, 894 приемосдатчиков груза и багажа. Отрасль нуждается в дальнейшем укреплении специалистами с высшим и средним специальным образованием. В отчетном году в структурные подразделения железных дорог поступило 3,8 тыс. выпускников вузов и 3,6 тыс. выпускников техникумов (колледжей) железнодорожного транспорта. Только в дистанции пути поступило 732, в локомотивные депо 523, вагонные депо 366, на предприятия хозяйства перевозок 592 молодых инженера. Целенаправленно эта работа проводилась на Западно-Сибирской, Октябрьской и Дальневосточной железных дорогах, где принято соответственно 547, 420 и 357 выпускников вузов. В целях дальнейшего развития профессиональных навыков работников в учебные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации бригадиров пути, машинистов электровозов, тепловозов, дизель-поездов, ССПС и моторвагонного подвижного состава внесены вопросы изучения новой техники, технологических процессов, организации работ, обеспечения безопасности движения поездов, отработки действий в нестандартных и аварийных ситуациях. Для повышения квалификации работников локомотивного хозяйства введена дисциплина «Приборы безопасности». В технических школах, учебных центрах внедряются тренажеры для обучения составителей поездов. Повышение квалификации дежурных по станции и поездных диспетчеров проводится на базе вузов, техникумов железнодорожного транспорта с использованием тренажеров, с привязкой к конкретным ситуациям. В диспетчерском центре управления перевозками Московской железной дороги создан компьютеризированный технический кабинет, оснащенный автоматизированной обучающей системой для оперативного и диспетчерского персонала хозяйства перевозок и имитационным тренажером ДСП/ДНЦ с набором типовых и адаптированных к условиям железной дороги полигонов. Также установлена база данных набора задач для обучения поездных диспетчеров с различной степенью подготовки. По программам «Организация обеспечения безопасности движения поездов» за последние два года в вузах и техникумах железнодорожного транспорта прошли повышение квалификации более 2 тыс. руководителей и специалистов железных дорог, более 40 тыс. человек повысили квалификацию по программам, включающим вопросы обеспечения безопасности движения поездов по соответствующим хозяйствам. В 2005 г. на большинстве железных дорог осуществлен комплекс мероприятий по укреплению трудовой и технологической дисциплины. В результате число прогулов сократилось с 3,6 до 2,8 случаев на 1000 работающих. В дальнейшей работе с кадрами с точки зрения обеспечения безопасности движения поездов необходимо продолжить подготовку руководителей, специалистов и кадров массовых профессий, уделив при этом не менее 20 % учебного времени изучению требований ПТЭ, отработке действий в нестандартных ситуациях. В ходе совещаний и семинаров с руководителями структурных подразделений, работниками по управлению персоналом следует рассмотреть анализ работы с кадрами и определить направления дальнейшей работы по подбору и расстановке руководителей и специалистов предприятий, непосредственно обеспечивающих безопасность движения поездов. Предстоит принять дальнейшие меры по укреплению структурных подразделений специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, уделив особое внимание локомотивным и вагонным депо, дистанциям пути. Надо в полной мере использовать возможности собраний трудовых коллективов в решении задач укрепления трудовой и технологической дисциплины. Рекомендуется ежеквартально рассматривать на собраниях коллективов анализ работы по обеспечению безопасности движения поездов. В обобщении и распространении опыта работы по предупреждению нарушений безопасности движения лучших специалистов железной дороги необходимо шире использовать возможности многотиражных дорожных газет. Одним из основных факторов достижения позитивных результатов в повышении уровня безопасности движения поездов на сети железных дорог является реализация комплекса задач внедрения современных технических средств в рамках Программы повышения безопасности движения. Все установленные задания Программы повышения безопасности движения на 1992–2005 гг. железными дорогами выполнены в полном объеме. На ее реализацию за 14 лет было израсходовано более 20,8 млрд. руб. Затраченные средства полностью оправданы полученными практическими результатами – устойчивой тенденцией сокращения нарушений безопасности движения на железных дорогах России. В частности, в отчетном году в рамках указанной программы введены в эксплуатацию: система автоматического управления торможением поезда (САУТ-ЦМ) на 836 локомотивах и 880 км участков пути; микропроцессорные дешифраторы с функциями безопасности движения (КЛУБ-У) на 557 локомотивах; усовершенствованная система управления электрическим торможением на 122 электровозах. Для исключения возможности самопроизвольного ухода составов с приемо-отправочных путей станций установлено и введено в действие 124 стационарных тормозных упоров повышенной мощности (УТС). С целью предотвращения потенциально возможных нарушений безопасности в пути следования введено в эксплуатацию 1162 регистратора служебных переговоров дежурных по станции, поездных диспетчеров и машинистов поездов. В декабре 2005 г. утверждены задания на внедрение технических средств в 2006 г., сформированные на основе анализа их функциональных возможностей. Это средства, позволяющие исключить ошибки персонала, непосредственно участвующего в перевозочном процессе. Так, внедрение на сортировочных горках железных дорог современных датчиков (РТДС и ИПД) будет способствовать предотвращению несанкционированного перевода стрелок под длиннобазными вагонами при роспуске составов. На главных направлениях железных дорог предусмотрено завершить размещение средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда (ДИСК, КТСМ) до нормированного (т.е. расстояние между ними составит 25 км), а в 2007 г. внедрение этих устройств будет завершено в полном объеме. Реализация этого задания позволит контролировать подвижной состав на ходу на всех участках железных дорог компании, что значительно повысит эффективность выявления неисправностей в подвижном составе. На решение этих задач Департаменту вагонного хозяйства выделено 1,6 млрд. руб. Ранее предполагалось завершить эту работу только к 2010 г. Для своевременного выявления и снижения последствий сходов подвижного состава в поездах в течение двух лет (2006–2007 гг.) будут завершены работы по установке перед станциями устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС). Внедрение этих и других технических средств в рамках Программы повышения безопасности движения позволит повысить эффективность предупредительных мер для сохранения тенденции снижения количества нарушений безопасности движения на железных дорогах. Внедрение современных достижений научно-технического прогресса во всех хозяйствах компании позволит создать принципиально новый подход к системе обеспечения безопасности движения. От мер, разработанных по допущенным нарушениям безопасности движения и устранению их последствий, необходимо перейти к построению системы предупреждения рисков, основанных на глубоком и постоянном анализе перевозок и концентрации внимания на слабых местах. В короткие сроки можно достичь существенного повышения уровня безопасности перевозок, прежде всего в результате реализации мероприятий, направленных на предотвращение нарушений технологических процессов обслуживания и ремонта технических средств и подвижного состава хозяйств пути, вагонного и локомотивного. К таким мероприятиям следует отнести, в первую очередь:
Эти мероприятия реализуются автоматизированной системой управления безопасностью движения (АСУ БД), поэтапное внедрение которой начнется с 2006 г. на опытных полигонах. Внедрение системы не требует значительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов, так как ее реализация ориентирована на использование уже применяемых на сети железных дорог систем передачи информации, АСУ хозяйств по мере их разработки и внедрения. В создавшихся условиях функционирования железнодорожного транспорта возрастает необходимость в разработке системы управления качеством и упреждающего контроля, обеспечивающего безопасную и безаварийную работу. Мировая практика непрерывного повышения качества продукции и услуг, в том числе транспортных, заключается в создании на предприятиях систем управления качеством на основе требований стандартов по управлению качеством ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Применительно к железнодорожному транспорту использование этих стандартов требует, чтобы ОАО «РЖД» сформулировало политику и цели в области качества перевозочного процесса и его составляющих. Необходимо обеспечить разработку целевых и плановых показателей, осуществлять планирование, контроль, устранение несоответствия между запланированным и достигнутым уровнем качества, в том числе безопасности движения, и улучшение показателей качества перевозочного процесса. В каждом хозяйстве ОАО «РЖД» на основе анализа и нормирования рисков предстоит разработать целевые и плановые показатели качества процессов, ориентированные на обеспечение заданного уровня безопасности перевозочного процесса в целом с учетом технико-экономической эффективности инновационных затрат. В 2005 г. в соответствии с распоряжением президента ОАО «РДЖ» созданы рабочие группы по разработке функциональных стратегий ОАО «РЖД», в том числе по разработке Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса. По поручению Департамента безопасности движения и экологии ФГУП ОНЦ «Безопасность движения» разработало проект стратегии обеспечения гарантированной безопасности перевозочного процесса (первая редакция), которая включает в себя следующие разделы функциональной стратегии:
Этот проект неоднократно рассматривался рабочей группой и по результатам рассмотрения с учетом высказанных предложений и замечаний находится в стадии дальнейшей разработки. В 2006 г. на основе выполненного анализа состояния безопасности движения в каждом хозяйстве должны быть разработаны организационно-технические меры по снижению нарушений безопасности движения. В числе первоочередных мер по ликвидации «узких мест» в состоянии безопасности движения поездов и маневровой работе в хозяйствах ОАО «РЖД» необходимо считать:
Сложившаяся обстановка с обеспечением безопасности движения не допускает даже
малейшего послабления в организации предупредительной работы, в укреплении
дисциплины и порядка. Задача состоит в том, чтобы на этой основе закрепить
наметившиеся положительные тенденции в области безопасности движения и, прежде
всего, пассажирских поездов, сохранив жизнь и здоровье всем пассажирам, которые
пользуются услугами железнодорожного транспорта. Все необходимое для решения
этой задачи у работников ОАО «РЖД» есть. И это подтверждает подавляющее
большинство коллективов структурных подразделений компании, работающих надежно и
безаварийно.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|